Технология подготовки и проведения педагогического совета

Разделы: Администрирование школы


ВВЕДЕНИЕ

В современной школе, среди множества видов деятельности руководителя большое количество времени поглощают различные коллективные формы общения: совещания, планёрки, собрания, педагогические советы.

Педагогический совет школы сегодня - это профессиональное объединение, постоянно действующий орган, в компетенции которого находится рассмотрение основных вопросов учебно-воспитательной работы образовательного учреждения.. Педсоветы являются неотъемлемой, обязательной частью жизни руководителя. Так как именно, на них вырабатываются решения по важнейшим вопросам жизни школы, определяются и проясняются стратегические цели, подводятся итоги работы школы и её отдельных подсистем, улучшаются взаимоотношения и взаимопонимания между отдельными подразделениями и педагогами.

Участники делового совещания в процессе совместной работы обучаются умению мыслить в соответствии с интересами коллектива, подходить к обсуждаемой проблеме с учётом последствий принимаемых решений.

Участие в такой коллективной форме управления, как педагогический совет, способствует развитию деловых качеств учителя, росту его компетентности в процессе взаимного обмена мнениями, накоплению им навыков творческого решения педагогических задач. Для руководителя педагогический совет обеспечивает возможность проявить свои организационные способности, умение убеждать и другие качества. Участие в педагогическом совете создаёт благоприятные условия для непосредственного общения руководителя с коллективом и, следовательно, влиянию на него.

1. Технология подготовки педсоветов.

Прежде, чем планировать педагогический совет, необходимо учитывать его технологию. Термин "технология" в применении к педагогическому процессу стал употребляться сравнительно недавно. Анализ имеющихся в научно-педагогической литературе различных трактовок термина "педагогическая технология" позволил выделить критерии, которые в их комплексном применении и определяют, на наш взгляд, сущность данного понятия: однозначное и строгое определение целей (почему и для чего) должно способствовать отбору и структуре содержания (что), оптимальной организации (как), методам, приёмам и средствам (с помощью чего), а также учитывать необходимый реальный уровень квалификации учителей (кто) и объективные методы оценки результатов (так ли это).

В рамках первого критерия технологии - однозначное и строгое определение целей (почему и для чего), выбранная тема педагогического совета должна быть актуальна, современна и своевременна, иметь практическую значимость и научность. Определяет выбор тем педсоветов:

  • проблемно-ориентированный анализ работы школы за истёкший год;
  • диагностика запросов и потребностей учителей.

В конце учебного года каждому учителю можно предложить заполнить лист запросов и пожеланий на новый учебный год (см. Приложение 1). Обработка этих листов позволит учесть мнение учительского коллектива. Саму же тематику должен разрабатывать директор совместно со своими заместителями.

Тематика педагогических советов охватывает практически все основные проблемы образовательного процесса обычно формируется в виде краткого тезиса, выражающего некоторое принципиальное затруднение общепедагогического уровня. В условиях конкретной школы проблема превращается в тему, которая и определяет границы её обсуждения . Современную проблематику педагогических советов в обобщённом виде можно представить схемой (см. Приложение 2). Для конкретно выбранной темы педагогического совета определяется цель и задачи, что способствует отбору и структуре содержания (что), т.е. второму критерию.

Определение содержания рассматриваемой темы играет немаловажную роль в подготовке педсовета. Сначала формулируются основные вопросы темы, которые дают общую направленность, помогают расшифровать тему, конкретизировать, определить её границы. Далее выбранные теоретические положения темы нужно разумно соединить с практическими делами школы.

Педсовет будет тогда эффективен, когда учителя смогут убедиться: среди них имеются творчески работающие коллеги, есть носители нового педагогического опыта, есть чему поучиться. Анализ опыта работы учителей школы в свете рассматриваемой психолого-педагогической теории - главный заряд творческого мышления коллектива и главный заряд творческого мышления коллектива, и главный стимул профессионального роста. Как показывает наш опыт, можно выделить следующие требования к отобранному содержанию:

  • теоретическая часть должна быть актуальна, обоснована и проверена жизнью;
  • примеры из практики школы должны быть объективными и конкретными;
  • обобщённые материалы представлены наглядно с помощью схем, графиков, таблиц, диаграмм;
  • сформулирована установка на совершенствование, решение проблемы в перспективе на основе выявления лучших начинаний в педколлективе.

Практика подготовки и проведения педсоветов даёт возможность выделить наиболее приемлемую общую схему отбора и структуры содержания:

Немаловажное значение имеет оптимальная организация (как) проведения педагогического совета. Формы проведения могут быть разнообразными.

Нет готовых рецептов для выбора наиболее эффективной формы проведения педагогического совета. Но в последнее время отдаётся предпочтение нетрадиционным формам проведения. Во-первых, они повышают практическую направленность решения той или иной проблемы в процессе моделирования, организационно-деятельностных процессов игр, заранее наработанных проектов и т.п. Во-вторых, способствуют развитию инициативы, творчества каждого педагога, так как предусматривают участие всех членов коллектива в работе заседания, учёт их мнения по тому или иному вопросу. В-третьих, такие педсоветы требуют более глубокого знания теории, всесторонней информации об образовательном процессе, умений и навыков коллективной деятельности.

Довольно тесная связь существует между формой проведения педсовета и методами, приёмами и средствами (с помощью чего), применяемыми в технологии подготовки и проведении педагогического совета. Так, в работе педагогических советов, как в процессе обучения, выделяются:

  • словесные методы: лекция, доклад, беседа, дискуссия, работа с книгой;
  • наглядные методы: рисованная наглядность (графики, схемы, таблицы, диаграммы и т.п.); демонстрация фото-, видео-, киноматериалов, компьютерные средства;
  • практические методы: действия учителей, моделирование разнообразных ситуаций, наблюдение за работой учителей в образовательном процессе.

Имеют место объяснительно-иллюстративные, репродуктивные и продуктивные, проблемные, поисковые, исследовательские и творческие методы.

Для эффективного проведения педагогического совета необходимо учитывать реальный уровень квалификации учителей (кто), их интеллектуальный уровень, умение анализировать педагогические ситуации, правильно выбрать решение. При подготовке и проведении администрации важно объективно оценить достижения каждого учителя, добиваться признания его успехов всем коллективом.

Реализовываясь в процессе работы педагогического совета, у учителя формируется положительная мотивация педагогической деятельности создаётся положительный микроклимат в коллективе, основными показателями которого являются:

  • высокая степень готовности членов коллектива к общению
  • уровень развития критики и самокритики;
  • степень удовлетворенности взаимоотношениями в коллективе;
  • стабильность коллектива.

В заключении педагогического совета необходимо обобщить результаты. Целесообразно резюмировать выступления участников педсовета не только после обсуждении каждой подтемы и в конце заседания, но и в ходе самого обсуждения. Это позволяет добиться уверенности в том, что все педагоги отчётливо понимают, о чём идёт речь на педсовете, и у них складывается убеждение, что в ходе дискуссии достигнут определённый прогресс и время прошло не напрасно. Чтобы убедиться, что педагогический совет достиг поставленной цели и в ходе его работы были решены выделенные задачи, как правило, используются специальные приёмы, объективные методы оценки результатов (так ли это).

Так, например, после завершения работы педсовета, перед принятием решения можно провести мини-опросс "Синквейн" (ассоциативный ряд) со следующими заданиями:

  • запишите два прилагательных, отражающих суть рассматриваемой
  • проблемы (темы);
  • запишите три глагола, отражающие суть рассматриваемой
  • проблемы (темы);
  • запишите одно слово - данной проблемы (темы);
  • запишите короткое предложение (резюме) о сути рассматриваемой
  • проблемы (темы).

Быстрый анализ данной анкеты даёт чёткое представление о понимании педагогами рассматриваемой проблемы. Лучшие ответы необходимо прочитать коллективу, тем самым подвести итог всей работы и перейти к принятию решения.

 

Или ещё один пример из опыта работы:

В конце работы перед принятием решения для определения эффективности педагогического совета просим каждого учителя оценить и заполнить предложенную схему по 5-бальной системе:

  • свою работу в процессе педагогического совета (я);
  • работу творческой группы, в которой Вы принимали участие (мы);
  • работу всего коллектива (дело).

Далее подводится итог (вычисляется средний балл по каждому параметру) и заполняется большая общая схема.

Решение - это выраженное мнение коллектива по определённой проблеме. Сам процесс выработки решения требует ясности мысли и логики

Только в этом случае решение будет убедительным, конкретным, осмысленным и понятным. Настоящую жизненность обретают лишь такие решения, которые рождаются на основе достоверной диагностики, научного анализа деятельности коллектива, всестороннего учёта мнений, содержат глубоко продуманные рекомендации. При нетрадиционных формах проведения педсоветов в решении может быть констатирующая часть, в которой даётся краткий анализ положения дел в школе по обсуждаемой проблеме, указывается положительное в работе, основные недостатки и вызвавшие их причины. Затем намечаются конкретные меры и пути их реализации, указываются сроки исполнения, ответственные лица и порядок проверки исполнения принятого решения.

Немаловажную роль при проведении педагогического совета играет и эмоциональное состояние учителя: внутреннее спокойствие, удовлетворённость своей деятельностью и оценкой его личности и деятельности со стороны коллектива, руководителей. Для исследования этого вопроса в ходе работы педсовета можно использовать следующие методики:

Методика "Цветописи" Лутошкина.

Данная методика позволяет определить психологическое состояние учителя до начала работы педсовета и после его окончания. Учителям перед началом работы педагогического предлагается выбрать один из семи предложенных цветов (это могут быть кружки одинакового размера) и после завершения работы сделать тоже самое. Далее можно сделать панно в виде двух цветков с разными лепестками, которые и дадут возможность поднять настроение учителей, их психологическое самочувствие.

Методика "Лицо педсовета"

Для определения эмоционального состояния учителей в процессе работы педсовета каждому учителю предлагается выбрать один из предложенных рисунков:

Далее производят подсчёт и вычисляют процент выбора каждого лица. Наибольший процент выбора и будет свидетельствовать об эмоциональном состоянии учителей в процессе работы.

Создание коллажа работы педсовета

Одной из творческих групп учителей предлагается составить коллаж работы педсовета и коротко его откомментировать. Для создания коллажа используются заранее приготовленные рисунки, вырезанные из детских книжек.

Таким образом, отвечая на вопросы:

- Почему и для чего?

-Что?

- Как?

- С помощью чего?

- Кто?

- Так ли это?

Проводится подготовка и осуществляется работа педагогического совета, который будет интересен и полезен для всех членов педагогического коллектива.

2. Основные правила ведения педагогического совета.

Положительная сторона педсовета, как и всякого непосредственного общения, состоит в психологическом восприятии проблем: на человека влияют нравственно-психологическая атмосфера коллективного обсуждения, эмоциональное поведение участников, подтекст высказываний. Все эти достоинства педсовета могут проявиться лишь тогда, когда руководитель школы знает и владеет основными положениями теории менеджмента.

В своей работе можно опираться на правила, предложенные одним из теоретиков менеджмента М. Биркенбеля [1].

Для педсовета, как и для урока, важно начало. Именно в начале закладывается психологический комфорт всего заседания. Следующие правила помогают создать так необходимый психологический настрой всего хода педсовета:

  1. Начинать заседание вовремя, никогда не ожидать опоздавших.
  2. Предельно чётко формулировать цель заседания.
  3. Начинать с позитивных моментов, что придаёт уверенность в успешном завершении.
  4. Решаемую проблему представить интересно, образно с воодушевлением.
  5. Открытие заседания должно длиться не более 2-х минут.

Очень важно постоянно контролировать ход педсовета и умело управлять им. Директору школы полезно помнить следующие правила для контроля за ходом совещания (М. Биркенбиль):

  1. Руководителю следует оставаться на нейтральных позициях.
  2. Необходимо постоянно поддерживать разговор. Если возникает неловкая пауза, следует вмешиваться с помощью вопросов, объяснений или путем подведения предварительных итогов.
  3. Следует немедленно принимать меры в случае возникновения напряжения. Ни в коем случае не должен разгореться спор
  4. Необходимо отклонять непродуманные решения. Принимать во внимание надо только подкрепленные фактическим материалом предложения.
  5. Участники должны получать слово путем поименного вызова.
  6. Всегда должен говорить только один человек.
  7. Председатель заседания должен выслушивать мнения всех оппонентов. Идеи, которые не обсуждались, удерживаются наиболее упорно.
  8. Заседание - не поле боя, на котором противник должен быть уничтожен. Руководитель стремиться к выработке общих подходов.
  9. Следует нетерпимо относиться к экскурсам в прошлое и отклонение от темы, которые допускают отдельные участники. Заседание должно последовательно, шаг за шагом, приближаться к решению поставленной проблемы.
  10. Чтобы исключить недоразумения, председатель должен при необходимости уточнять сообщения отдельных участников словами: "Я правильно понял? Так будет правильно?"
  11. Надо чаще подводить промежуточные итоги для того, чтобы продемонстрировать участникам, как близки они к цели.
  12. Председатель заседания должен экономить время. Уже в самом начале надо объяснить, что проблема может быть, без сомнения, решена в отведенное время. По возможности не затягивать заседание ни на минуту.

В заключение заседания, по мнению М.Биркенбиля [1], перед руководителем встают три задачи:

  1. Достигнутый на заседании результат должен быть сформулирован коротко и определенно.
  2. Необходимо еще раз упомянуть о возможных расхождениях во мнениях; эти разногласия следует представить таким образом, чтобы и проигравшее меньшинство могло быть согласно с ними, не меняя при этом своего мнения.
  3. Необходимо установить, какие шаги должны последовать за принятием решения, у кого какие обязанности, кто несет ответственность за выполнение решения, кто контролирует его выполнение.

После того как в общих чертах обозначена и раскрыты подходы к технологии подготовке и проведению педагогических советов, следует особо подчеркнуть следующий, на наш взгляд, исключительный момент: новые подходы к педсовету ориентированы на вполне определенный круг руководителей школ, для которых ценность личности ученика неразрывно связана с ценностью личности учителя. Руководителю школы, наверное, надо понимать свое профессиональное ремесло как работу с людьми. Надо чувствовать и понимать каждого учителя таким, каков он есть на самом деле, веря в возможности его творческого роста и создавать условия для профессионального развития.

Заключение.

Разумеется, пользоваться новыми технологиями подготовки и проведения педсоветов могут абсолютно все руководители школ, все будет зависеть от творческого подхода к рассматриваемой проблеме.

Литература.

  1. Биркенбиль М. Молитвенник для шефа. М.:СП "Интерэкспорт", Экономика, 1993.
  2. Советова Е. В. Педсовет. Практическое руководство для директора школы "Феникс", Ростов-на-Дону, 2006 год.
  3. Научно-практический журнал "Завуч начальной школы",№6, центр "Педагогический поиск", 2008 год.