Тень и полутень

Разделы: Физика


Цель урока: развитие творческих и исследовательских способностей учащихся.

Задачи урока:

  • развитие умения учащихся анализировать опытные факты, делать выводы, обобщать и систематизировать материал;
  • получить тень и полутень; исследовать зависимость формы тени от различных факторов;
  • способствовать выработке навыка работы с лабораторным оборудованием;
  • воспитание культуры общения ученик-ученик, ученик-учитель;
  • показать связь физики с другими науками.

Оборудование:

  • на демонстрационном столе учителя: установка "Теллурий", два источника света, два штатива, подставка, набор тел разной геометрической формы;
  • на каждом столе учащегося: два источника света, два штатива, экран, набор тел разной геометрической формы, подставка.

Содержание

Приемы и методы

Проверка теории

Постановка проблемы

Содержание нового материала

Закрепление

Домашнее задание

Рассказы учащихся о смене дня и ночи, времен года с демонстрацией на установке "Теллурий".

Демонстрация опыта учителем.

Исследовательская работа учащихся:

  • по нахождению тела с неизменной по форме тенью;
  • выяснение зависимости размеров и резкости тени от расстояния между экраном и телом, между экраном и источником света.

Беседа с учащимися.

Получение полутени с помощью двух источников света от геометрических тел разной формы.

Проблемный вопрос.

План урока

Организационный момент.

Проверка теории.

Выступления учащихся по домашнему заданию: "Смена дня и ночи", "Смена времен года".

Рассказы учащиеся сопровождают:

  • демонстрацией данного явления на установке "Теллурий",
  • собственными рисунками,
  • чтением стихов собственного сочинения.

Постановка проблемы.

Демонстрационный эксперимент учителя:

  • получение тени на установке "Теллурий",
  • получение тени от прямоугольного параллелепипеда.

Вопрос учащимся: Как вы считаете, каждое тело дает одну тень или несколько? формы этих теней одинаковы?

Содержание нового материала.

Учащиеся выполняют исследовательские задания:

  • рассмотреть выданные тела, назвать и указать их геометрические особенности;
  • получить тень от геометрических тел разной формы;
  • указать, сколько теней можно получить от каждого тела, какой формы, и заполняют таблицу:
Тело Форма тени
Прямоугольный параллелепипед  
Цилиндр  
Треугольная призма  
Конус  
Кубик  
Шар  

По результатам исследований учащиеся делают вывод, что из всех предложенных им тел, только шар имеет неменяющуюся по форме тень - круг.

экспериментально установить зависимость размера тени и ее резкости от расстояния между экраном и телом, экраном и источником света. Результаты исследования заносятся в таблицу:

№ опыта

Меняется

Не меняется

Выводы

1 Расстояние между экраном и телом Расстояние между экраном и источником света  
2 Расстояние между экраном и источником света Расстояние между экраном и телом  

В результате исследований учащиеся обнаруживают, что при приближении источника света к экрану, тень увеличивается, становится размытой; при дальнейшем приближении тело дает две, три тени.

Обсуждение результатов исследования:

Вопрос 1: Почему получается несколько теней?

В результате беседы устанавливается, что при приближении источник перестает быть точечным, и каждый участок нити накала становится самостоятельным, поэтому образуется несколько теней.

Вопрос 2: Каким образом можно получить тень и полутень от предмета?

Учащиеся проводят опыты с шаром, используя два источника света.

Закрепление. Учащиеся получают тени и полутени от тел различной геометрической формы и обсуждают, где человеком специально создается тень. (Театр теней).

Домашнее задание.

Учитель ставит проблемный вопрос: Как с помощью лучей и закона прямолинейного распространения света можно получить на чертеже тень и полутень от предмета? В основе каких природных явлений лежит образование тени и полутени?

От кого, мои друзья,
Убежать никак нельзя?
Неотвязно в ясный день
Рядом с нами бродит:
(Тень)