Проблема выбора: профильное обучение и элективные курсы в школе

Разделы: Администрирование школы


Ускорение социально-экономических процессов, интенсификация жизни человека, стремление России к открытому политкультурному обществу потребовали изменений в сфере образования.

Повышение государственного интереса к образованию проявилось в пакете значимых нормативных документов, таких как Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года, Федеральная программа развития образования на 2000—2005 годы и Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (распоряжение Правительства РФ от 29. 12. 2001, № 1756-р).

Необходимость модернизации всего общественного уклада, его социальной и культурной среды подтверждается также научными исследованиями, анализом социально-экономического развития России. Как определено в документах, модернизация российского образования исходит из новых социальных требований, предъявляемых к сфере образовательных услуг на рубеже веков. Предполагается создать механизм устойчивого развития данной сферы, сохранив при этом государственные гарантии доступности и равных возможностей получения полноценного образования.

В ряду выдвигаемых Концепцией модернизации российского образования существуют следующие приоритеты:

  • изменения в содержании учебных дисциплин и уровне их освоения;
  • организация в старших классах профильного обучения;
  • создание независимой системы итоговой аттестации учащихся.

Эти три ключевые задачи модернизации не могут рассматриваться независимо друг от друга, решение одной из них зависит от успешности решения других.

Профильное обучение возможно строить лишь на прочном фундаменте основной школы. Основная школа получает дальнейшее развитие, ее содержание уточняется, определяется федеральным компонентом Государственного стандарта общего образования. Обязательный минимум содержания основных образовательных программ ясно обозначает, что все учащиеся должны освоить определенный фонд образовательной информации в рамках основной школы. Далее пути учащихся расходятся, и уровень их образования будет напрямую зависеть от того, насколько удачно тот или иной ученик выстроит свой индивидуальный учебный план.

В нормативную базу, регулирующую развитие профильного обучения в общеобразовательных школах РФ, входят следующие документы:

  1. «Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования» (приказ Минобразования России № 2783 от 18.07.2002).
  2. «Об утверждении плана-графика введения профильного обучения на старшей ступени общего образования» (распоряжение Минобразования России от 30.09.2002, №970-13).

В Российской Федерации разработана следующая нормативно-правовая база по элективным курсам:

  • Элективные курсы в профильном обучении (Приложение к информационному письму Департамента общего и дошкольного образования);
  • Организация предпрофильной подготовки учащихся основной школы (Из приложения к письму МО РФ);
  • Рекомендации по организации профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов обучающихся (Приложение к письму Департамента общего и дошкольного образования).

В 2002 году была принята Концепция профильного образования, где и появилось впервые понятие профилизация обучения.

«Реализация идеи профилизации обучения на старшей ступени ставит выпускника основной ступени перед необходимостью совершения ответственного выбора — предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности». Ставится задача создания «системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся...»

Если ключевой идеей профильного обучения является идея существенного роста возможностей выбора, то ученик к таковому выбору должен быть подготовлен. Важность такой подготовки и определяет серьезное значение предпрофильной подготовки в основной школе.

Во многих школах Российской Федерации на второй ступени обучения в 9-м классах введена предпрофильная подготовка, которая осуществляется в рамках основного учебного расписания за счет часов технологии или, если позволяет объем допустимой учебной нагрузки, за счет часов школьного компонента. Как правило, в учебный план школы введены элективные курсы.

Базовые общеобразовательные предметы являются обязательными для всех учащихся во всех профилях обучения.

Профильные общеобразовательные предметы - предметы повышенного уровня, определяющие направленность каждого конкретного профиля обучения. Профильные учебные предметы являются обязательными для учащихся, выбравших данный профиль обучения.

Модель общеобразовательного учреждения с профильным обучением на старшей ступени предусматривает возможность разнообразных комбинаций учебных предметов, что и будет обеспечивать гибкую систему профильного обучения. Эта система должна включать в себя следующие типы учебных предметов: базовые общеобразовательные, профильные и элективные.

Прилагательное «элективный» в переводе с латинского языка означает «избранный, отобранный». Отсюда следует, что любой курс, нареченный в учебном плане элективным должен выбираться.

Элективные курсы - обязательные для посещения курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы. Элективные курсы реализуются за счет школьного компонента учебного плана.

Элективные курсы в школе как механизм актуализации и индивидуализации процесса учения

Работодателю новой формации (это относится и к государству) требуется человек, способный совершать ответственный выбор. Для решения данной задачи ученик уже в школе должен иметь возможность выбирать и затем нести ответственность за принятые решения. Для массовой отечественной школы, которая до последнего времени работала по единому для всей страны учебному плану — ситуация революционная.

При введении профильного обучения в старшей школе ученику (семье) будет предлагаться совершить выбор двух уровней. Сначала ученик выберет профиль, а вместе с ним и набор предметов, уровень их изучения, соответствие которых задачам образовательной программы определяется государством и школой. Затем школьник осуществит выбор второго уровня - определит набор элективных курсов. Выбор элективных курсов будет осуществляться из числа предложенных школой, но тем не менее это выбор может быть принципиально другим, нежели тот, который совершается при определении профиля учения.

Школьник будет поставлен в ситуацию ответственного выбора только в том случае, если школа не «добавит» механически часы элективных курсов к профильным предметам или на изучение нужных сегодня каждому иностранного языка и информатики. Можно просто добавить один час в неделю к литературе, а можно предложить ученикам гуманитарного класса, изучающим литературу на профильном уровне, осуществить выбор между элективными курсами «Журналистика» и «Анализ художественного текста». Причем — «или-или». Надо выбрать, а, следовательно, от чего-то отказаться.

Элективные курсы призваны обеспечить вариативность внутри школы, параллели, класса, то есть индивидуализацию и актуализацию учения. Процессы самоидентификации школ, произошедшие в 90-х, дошли сегодня до уровня ученика. Механизмом реализации этой идеи могут и должны стать элективные курсы.

Элективные курсы и проблема оценивания. «Научение успехом»

Вопросы о том, КТО И КАК оценивает уровень достижений ученика в школе, ЧТО вообще может подвергаться оценке, — относятся к разряду вечных в педагогике.

а. На уроке, в пространстве учения-обучения, оцениваются чаще всего методом экспертной оценки результаты организованной учебной деятельности. Экспертом, в подавляющем большинстве случаев, является учитель. Метод оценки — сравнение уровня представления удачно предъявленных учителю школьником разрозненных учебных достижений школьника с эталоном, сложившимся в голове у ученика и меняющим свои очертания в зависимости от настроения, самочувствия, фона и т.д.

Реформы, начавшиеся у нас в стране во второй половине 80-х — начале 90-х гг., были связаны, с одной стороны, с «очеловечиванием школьных пространств», то есть работой по «гуманизации взглядов эксперта», очеловечиванием эталона, созданного им и прибывающего в учительской голове, а с другой — с объективизацией проверки. Эти же процессы шли, со значительным опережением, и в школах мира.

Тенденция последнего десятилетия — попытка проверить «...состояние тех знаний и умений, которые могут быть полезными учащимся в будущем, а также умение самостоятельно приобретать знания, необходимые для современной адаптации в современном мире». При очевидной пользе, которую приносит сравнительный анализ результатов достижений школьников различных стран, следует заметить, что, во-первых, подобные исследования только начаты и трудно оценить в какой степени то, что они проверяют, позволяет людям быть успешными в жизни, а во-вторых, проверяют они всё-таки умения и знания.

b. В пространстве школьной жизни, частично — «учения-обучения», оцениваются и отчуждаемые результаты, так называемые продукты. Это, с одной стороны, спектакли, газеты, викторины и т.д., оцениваемые потребителем (слушателем, зрителем), и сочинения, результаты учебных исследований, презентации, оцениваемые учителями с другой.

Это существенная проблема. Она касается и права учителя на оценку творчества ученика (сочинение, декламация, рисунок, поделка), и расхождения в оценках продукта двумя основными группами его оценщиков: «учителя—ученики», — и места в этом процессе родителей, и т.д.

Следует обратить внимание на то, что оценка внеклассной деятельности ученика (образовательной по своей сути) обычно никак не влияет на его формальные результаты и очень часто с ними существенно расходится.

Добавим к этому, что в самое ближайшее время задача оценивания усложнится многократно. Это связано с тем, что проект Федерального образовательного стандарта провозглашает переориентацию школы на работу в логике компетентностного подхода. Появляется необходимость проверки уровня развития компетентности — интегративной способности школьника решать нестандартные проблемы, используя опыт, приобретенный в «урочном пространстве».

Практически для всех профессионалов очевидно, что для изменения сложившейся ситуации в первую очередь просто необходимо изменить практику установления оценки относительно идеала. «Тройка до сих пор — это наказание за невыполнение или за некачественное выполнение. Тройка по-новому — это признание того, что ученик освоил то, что освоить обязательно». Ожидаемые изменения системы оценивания появятся не так быстро, многое продиктует практика. При этом трудно себе представить, что разработка и апробация принципиально новых схем оценивания (рейтинг, портфель достижений и т.д.) произойдут на базовых и профильных предметах. И тут опять не обойтись без элективных курсов. Только здесь, ведя поиск, можно найти эффективные техники оценивать реальный отторгаемый и востребованный, а не абстрактный продукт, произведенный учеником, умение решать учеником проблемы, которые ставит перед ним школьная жизнь. Это означает, что появление элективных курсов может трансформировать образовательный процесс таким образом, что в нем появятся «пространства реального действия», своеобразные «инициативные»" ученические производства, продукты которых выполняются не только для учителя, а для того, чтобы конкурировать и получить оценку на внутреннем (школьном) и внешнем (общественном) рынке.

Апробация на элективных курсах, отличных от традиционных оценочных шкал, может дать материал, который позволит педагогическим коллективам сделать следующий шаг к постижению принципов гуманной, личностно ориентированной педагогики, успешно применяющей технологию научения не палкой, а успехом.

Живём мы сегодня в такое время, когда доступность к информации является массовой. Следствием этого стало то, что современный учитель (это является общемировой тенденцией) утерял позицию «неисчерпаемого источника знаний», «проводника в храм науки». Если раньше учитель должен был отвечать на все вопросы, которые ему ставили ученики, то теперь этого он сделать не может. Фраза учителя: «Не знаю, но готов вместе с вами разобраться» — становится нормой. Мастерство, ремесло, которое мы называем «учительством», состоит сегодня не в умении передавать информацию, не в создании условий, при которых они могут перерасти в знания и умения молодого человека, а в умении создать ситуацию, способствующую освоению учеником способов её (информации) приобретения, эффективной работы с ней. Это, в свою очередь, означает, что непоколебимая несколько столетий позиция традиционного учебного предмета, классического урока выглядит сегодня не столь убедительной. Традиционные же учебные предметы, «отягощенные» и стандартом, и образовательной традицией, вряд ли в обозримом будущем предоставят ученику и прежде всего учителю найти своё новое место в образовательном пространстве. Выход — нормативное закрепление в учебном плане школы места свободной, творческой образовательной работы. Планируется, что это место в современной отечественной школе должны занять элективные курсы. Именно на занятиях элективных курсов учитель сможет поискать адекватные своим и ученическим способностям и возможностям образовательные технологии, испытать отличные от традиционных способы оценивания уровня достижений школьников и т.д. Элективные курсы представляют собой своеобразное место учительского поиска, рефлексии, то есть — самообразования.