Мультимедийный урок по теме "Обобщение опыта работы военно-патриотического клуба «Родина»"

Разделы: История и обществознание


Цель: Обобщение знаний о военно-патриотической работе кабинета истории.

Задачи:

  • развитие творческих способностей учащихся, их умений анализировать исторические факты, связывать их с современностью;
  • развитие навыков учебно-исследовательской деятельности (поиск и сбор информации);
  • расширение кругозора обучающихся в области краеведческих знаний;
  • воспитание патриотических чувств и гражданских качеств у учащихся.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Вводная часть

Учитель: Более 17 лет работает в СОШ №27 историко-краеведческий центр “Родина”. В его работе можно выделить четыре основных направления: поисковая работа, оформительская, лекционно-экскурсионная и военно-конструкторская.

Поисковая секция военно-патриотического клуба “Родина” работает по двум основным направлениям: военно-краеведческая и поисковая. В работе военно-краеведческой группы клуба задействованы все классы среднего и старшего звена. В результате планомерной работы был собран огромный библиографический материал о наших знаменитых земляках – участниках Великой Отечественной Войны. Биографии некоторых из них прозвучат на сегодняшнем уроке.

III. Основная часть

Учитель: Последние несколько лет ученики средней школы № 27 ведут работу по сбору информации о балаковцах, участниках Великой Отечественной Войны. В частности, на сегодняшнем уроке мы заслушаем рассказы о трех выдающихся уроженцах нашей области – Полынине Федоре Петровиче, Ерошкине Валентине Кирилловиче, Воробчуке Викторе Ипатьевиче. И мы предлагаем вашему вниманию небольшую информацию, собранную учениками нашей школы о судьбах этих людей.

Учитель: К доске приглашаются ….. с материалами о Полынине Федоре Петровиче.

Ученики: Родился в семье крестьянина. Детство провел в деревне Самарке Алтайского края, куда переехал перед I-й Мировой войной вместе с родителями, тремя братьями и двумя сестрами. Окончил три класса сельской школы. В 1921 г. вернулся в Сухой Отрог. В 1924 г. уехал в Самару. Работал дворником и одновременно учился школе для взрослых. С осени 1924 г. работал на табачной фабрике “Экспресс”, затем чернорабочим на фабрике “Пищевик”. Член ВКП(б) с 1927 г. Был членом бюро комсомола фабрики.

Участвовал в Великой Отечественной войне. Командовал 13-й бад Западного фронта.

В первый день войны дивизия нанесла по наступающим частям противника бомбовые удары. Особенно отличились пилоты 24-го сбап.

С 16.08.41 г. по 10.11.41 г. генерал-майор авиации Полынин был командующим ВВС Брянского фронта (11-я, 60-я, 61-я сад). Войска фронта проводили Орловско-Брянскую операцию, участвовали в Московскою битве.

24.12.41 г., после короткого перерыва, он был вновь назначен командующим ВВС Брянского фронта и оставался в этой должности до февраля 1942 г. Войска фронта действовали на болховском, орловском, тульском направлениях.

8.02.42 г. на базе 61-й сад было сформировано Управление ВВС 13-й армии, которое возглавил Полынин. В мае 1942 г. на базе Управления ВВС 13-й армии была сформирована 205-я иад, а Полынин был назначен заместителем командующего 2-й ВА. В сентябре 1942 г. он был назначен заместителем, а в январе 1943 г. - командующим 6-й ВА. 28.05.43 г. ему было присвоено воинское звание генерал-лейтенант авиации.

В октябре 1944 г. генерал-лейтенант авиации Полынин был назначен командующим ВВС Войска Польского. Их основу составили управление 6-й ВА и несколько ее авиационных частей. В районе Харькова велось формирование 1-го польского смешанного авиационного корпуса в составе 1-й бомбардировочной, 2-й штурмовой и 3-й истребительной авиационных дивизий. Командиром корпуса был назначен командир 9-й гвардейской штурмовой авиадивизии генерал-майор авиации Агальцов.

В ноябре 1944 г. на базе 6-й школы первоначального обучения летчиков началось формирование польского объединенного училища и 15-го запасного авиаполка.

До 1947 г. генерал-лейтенант авиации Полынин командовал ВВС Войска Польского, а затем продолжил службу в советских ВВС. В 1955 г. окончил Военную академию Генштаба. В 1959-71 гг. был начальником тыла ВВС. С 1971 г. генерал-полковник авиации Полынин - в запасе.

Работал в Центральном Доме авиации и космонавтики. Жил в Москве. Автор книги “Боевые маршруты”. Похоронен в Москве, на Кунцевском кладбище.

Приложение №1, часть 1

Учитель: С рассказом о выдающемся герое отечественной войны – Ерошкине Валентине Кирилловиче выступит…..

Ученик: Валентин Кириллович Ерошкин, гвардии старший сержант, сапер-разведчик 100-го гвардейского стрелкового полка (35-я гвардейская стрелковая Лозовская Краснознаменная орденов Суворова и Богдана Хмельницкого дивизия, 8-я гвардейская армия, 1-й Белорусский фронт). Родился 13 февраля 1925 года в с. Озинки Духовницкого района Саратовской области. Русский. После окончания 8 классов Солянской средней школы работал трактористом в зерносовхозе.

В июле 1941 года добровольцем ушел в Красную Армию. С первых дней военной службу до победы над Германией в Великой Отечественной войне сражался на Западном, Сталинградском, Юго-Западном, 3-м Украинском и 1-м Белорусском фронтах. Принимал участие в оборонительных боях под Смоленском, в Сталинградской битве, освобождении Украины, Польши, разгроме врага на территории Германии. Трижды ранен, дважды контужен. За боевые отличия и безупречную службу в Советской Армии награжден орденами Красной Звезды (1956), Славы 3-й степени (1944), двумя медалями "За отвагу" (1942, 1943), медалями "За боевые заслуги" (1951), "За оборону Сталинграда", "За взятие Берлина", "За освобождение Варшавы" и шестью другими медалями. Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" Валентину Кирилловичу Ерошкину присвоено 24 марта 1945 года за отвагу и мужестве, проявленные при форсировании Вислы, захвате и удержании плацдарма на западном берегу реки. 24 июня 1945 года В.К. Ерошкин участвовал в Параде Победы в Москве. До 1961 года служил в Советской Армии. Майор в отставке, жил и работал г. Балакове редактором газеты 'Вечерний Балаково'.

Приложение №1, часть 2

Учитель: Огромная роль в работе поисковой секции клуба отводится подготовке учащихся старших классов к службе в рядах Вооруженных Сил, отсюда тесная связь со вторым отделом городского военного комиссариата. Несколько лет подряд мы приглашаем к нам школу бойцов балаковского ОМОНа, солдат и офицеров, служивших в различных “горячих точках”, ветеранов Великой Отечественной войны. Среди них первый командир и фактически создатель Балаковского ОМОНа Сергей Викторович Хальметов, воевавший в Чечне, сержант запаса Виктор Иванович Бабакин, выполнявший свой интернациональный долг в Афганистане, защитница саратовского неба в годы Великой Отечественной войны Александра Федоровна Новикова и многие другие.

Более четырех лет ученики старших классов работают в городском поисковом центре “Набат”. В течение трех лет восемь ребят были в шести экспедициях по розыску и подъему солдат, погибших в годы Великой Отечественной войны в районе города Кириши Ленинградской области, где сражалась 2 ударная армия генерала А.А. Власова, набранная в основном из уроженцев Саратовской и Пензенской областей.

Более подробно о работе поисковых групп нам расскажет сегодня ….

Приложение №2

Ученик: Поиск. Поисковик. Два простых русских слова, которые ничего не говорят обычным людям, непосвященным в тонкости этой работы, но очень много значат для специалистов. В начале 90-х годов бывшие воины-афганцы создали поисковые клубы по всей стране. Такой клуб создан и у нас в городе. 4 года в его состав входят ученики нашей школы. География поисков проста - места боев Великой Отечественной войны. Труд поисковиков очень опасен и сложен. 10 месяцев тренировок ради двух, трех вахт. А в ходе вахты – хождение по минам, снарядам. Жизнь без человеческих удобств, часто под отрытым небом и в палатках.

Они стоят у Вечного огня
Над Волгой, у Мамаева кургана.
Они и за тебя, и за меня
Сражались, умирая слишком рано.
Они стоят у Бреста, под Москвой,
На их груди застыли автоматы, —
Они стоят, на лицах их покой, —
Надежные советские солдаты.
Их омывают ветры и дожди,
Их опаляет солнце летним зноем.
И никуда с поста им не уйти,
Ни каменным, ни бронзовым героям.

Более четырех лет ученики старших классов работают в городском поисковом центре “Набат”. В течение трех лет восемь ребят были в шести экспедициях по розыску и подъему солдат, погибших в годы Великой Отечественной войны в районе города Кириши Ленинградской области, где сражалась 2 ударная армия генерала А.А. Власова, набранная в основном из уроженцев Саратовской и Пензенской областей.

Только в двух последних экспедициях было поднято 139 останков советских солдат, часть из которых 9 мая 2003 года были перезахоронены на Пискаревском кладбище в Санкт-Петербурге. Было найдено восемь “смертных” медальонов, и в марте 2003 в течение недели 2 ученика работали в Центральном архиве Министерства Обороны в Подольске, разыскивая адреса этих солдат. Двое из них оказались жителями Саратовской области. Также был собран богатейший материал по истории создания различного стрелкового оружия времен Второй Мировой войны, бронетехники всех стран мира и многое другое (например, история создания спецподразделений войск СС, спецподразделений итальянских ВМФ и др.). На сегодняшний день кабинет имеет более 50 различных моделей и один макет “Штурм Сапун - горы советскими войсками 9 мая 1944 года”, созданный руками учеников 9-х и 10-х классов. Оформительский центр клуба плодотворно занимается сбором и оформлением материалов к различным военно-историческим датам и событиям. Их руками оформлены планшеты и стенды в самом кабинете.

Приложение №3, часть 1

Учитель: Но если участие в поисковой работе требует усиленной физической подготовки и выносливости, то военно-конструкторская работа этого не требует, зато привлекает мальчишек всех возрастов своей возможностью окунуться в мир крепких, мужественных и выносливых мужчин через изучение и конструирование моделей оружия и военной техники. На сегодняшний день кабинет имеет более 50 различных моделей и один макет “Штурм Сапун - горы советскими войсками 9 мая 1944 года”, созданный руками учеников 9-х и 10-х классов. О кропотливой работе в данной секции расскажут Волковский Михаил, Иванов Максим.

После одного из поисков нам в руки попал предмет, который нас очень заинтересовал - приклад от противотанкового ружья системы Дегтярева. Мы начали искать все, что можно было найти об этом ружье - чертежи, рисунки, рассказы о его применении

И в ходе поисков возникла идея создать макет этого ружья своими руками. Мы потратили четыре месяца труда, чтобы создать точную копию этого ружья. Вот это ружье перед вами, и вы можете убедиться, что оно соответствует оригиналу.

Общая длина ПТРД составляла 2000 мм, калибр патрона 14,5 мм, заряжался с казенной части 1 патроном скорострельность 8-10 выстрелов в минуту, прицельная дальность 600 м, масса -17,3 кг. Пробиваемость – на расстоянии 100 м броню толщиной 40 мм.

Приложение №3, часть 2

Ружье Дегтярева оказалось весьма технологичным. В 1941 году удалось выпустить 600 ружей, а в 1942 году - уже 184 000. Это позволило не только удовлетворить потребность войск в легких противотанковых средствах, но и создать некоторый резерв. Кроме борьбы с бронированными машинами противника ПТРД применялись для стрельбы по бетонным укреплениям (дотам) и орудиям. Использовалось как снайперская винтовка на дальние расстояния, а также для борьбы с низколетящими воздушными целями.

Эффективность, простота и неприхотливость конструкции обеспечили широкое применение ПТРД в течение всей войны.

Учитель: С момента создания клуба в кабинете проводятся лекции и беседы с разновозрастными классами и группами учащихся. В старших классах лекции проводит сам учитель, а в среднем и младшем звене – ученики 9-11 классов, подготовленные по определенному разделу экспозиции. Сейчас уже можно сказать и о некоторых результатах этой работы - выпускники стремятся все больше и больше поступать в военные училища, высшие школы и училища МВД. 10 человек в настоящее время являются курсантами различных военных училищ и военных академий. Среди тех, кто принимает участие в работе клуба, нет ни находящихся на учете в ОППН, ни неуспевающих. Эти ребята гордятся своей Родиной и имеют свою жизненную позицию, основанную на глубочайшем уважении к славе своих отцов, дедов и прадедов.

А самое главное, что несет наша работа - это осознание детьми того, что историей русского народа стоит гордиться, что наш народ всегда готов героически отстаивать любимую Родину вне зависимости от политики и экономики в стране.