Урок обучения чтению в 1-м классе по теме "Упражнение в чтении слов с изученными буквами"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

1. Закреплять навык чтения с изученными буквами: л, м, р, н

2. Продолжить развитие фонематического слуха учащихся через выполнение звукового анализа слова и составление звуковых и звукобуквенных моделей слова; составление предложений по готовой модели, распространение предложений, “запись” предложений с помощью моделей.

3. Развивать речь учащихся.

Оборудование:

- у учащихся: букварь, касса со звуковыми моделями, касса с буквами, щиток, простой и красный карандаши, тетрадь для печатания, сигналы: красный, зеленый для рефлексии.

- у учителя: демонстрационные звуковая и буквенная кассы; таблички с признаками согласных и гласных звуков, картинка с изображением луны; лента букв, “дерево” знаний, тексты для чтения.

Ход урока

I. Создание общего плана действий. Самоопределение к учебной деятельности.

- К какому уроку приготовились? (К уроку обучения чтению)
- Начнем наш урок с чтения стихотворения:

Ура! Ура!
Я стал читать!
Ура! Ура!
Не просто слоги.
Ура! Ура!
Уже читаю я слова
И даже без подмоги.

Чему так радуется герой этого стихотворения? Какую пользу приносит человеку чтение?

- Да, действительно, это замечательно, когда ты умеешь читать. Не зря в пословице говорится: “Кто много читает – тот много знает. Сегодня продолжим учиться читать.

II. Постановка учебной задачи. Целеполагание.

1. - Посмотрите какое “Дерево знаний” у нас выросло. Расскажите, о чем оно говорит.

Учащиеся рассказывают о том, что они уже знают, используя схему на доске:

- Итак, в мире каких звуков мы живем? (в мире гласных и согласных.)

2. Проведение игры “ Определи какой это звук”.

- Определите, какой звук я произношу, повторив его за мной. Если это гласный – сделайте один хлопок, если согласный – два хлопка.

Учитель произносит звуки : [м], [ о], [ р], [ л], [у], [н], [э], [а].

- Молодцы.

3. - Откройте кассу букв.

- Повторите за мной чистоговорку

Мама Иру мылом мыла,
Мыло мама уронила.

- Какие звуки чаще всего повторялись в чистоговорке? ([м], [л])
- Назовите слова, в которых встретился звук [р]. (уронила, Иру)
- Какие это звуки? (согласные звонкие, твердые, сонорные)
- Обозначьте эти звуки буквами. Какой буквы не хватает на вашем щитке? (н).
- Сегодня на уроке мы будем работать со словами, предложениями, в которых есть эти буквы, но сначала отдохнем.

III. Физкультминутка:

Л и М покажем с вами.
Р – вот тоже, руку в бок.
Букву Н так покажи:
К губам пальцы приложи.

IV. Включение в систему знаний и повторение.

1. Работа над звуковым составом слова

- Откройте “звуковую кассу”
- Отгадайте загадку:

Над домами у дорожки
Висит кусок лепешки.

(Луна)

- Выполните звуковой анализ слова – отгадки. Обозначьте звуки буквами.

(Учитель вызывает к доске ученика, учащийся выполняет звукобуквенный анализ слова. Затем идет рефлексия деятельности всего класса и вызванного ученика.)

- Приготовьте сигналы, оцените работу товарища.

2. Самостоятельная работа и проверка по эталону.

Выполнение звукобуквенного анализа слова – отгадки в тетрадях для печатания.

- Отгадайте имя девочки:

Если ягода, - малина,
Если девочка, - …

(Марина)

- Выполните звуковой анализ слова, обозначьте звуки изученными буквами.

- Оцените свою работу. ( Дети сверяют свою работу с образцом на доске).

3. Работа с предложением.

- Вернемся к слову луна.

В 1 “Б” классе один мальчик придумал предложение с этим словом и записал его моделью:

- Какое предложение он придумал? (Дети предлагают разные варианты предложения, затем идет работа по распространению предложения.

V. Физкультминутка.

4. Работа по отработке навыка чтения с изученными буквами.

а) - Откройте с. 68, возьмите карандаш, прочитайте слоги и слова с изученными буквами для себя (Дети читают, используя прием “жужжащего чтения);
б) – Прочитайте, то, что вы читали, для всех. (Идет чтение столбиков слов цепочкой.)
в) – Поработаем над четкостью и правильность чтения.

ра – ра – ра ла – ла – ла
Очень Ларочка мала.
ра – ра – ра ла – ла – ла
Чтобы Лара подросла,
ра – ра – ра ла – ла – ла
Вера стул ей принесла.
ра – ра – ра ла – ла – ла
И как только принесла,
ра – ра – ра ла – ла – ла
Лара сразу подросла.

- Как вы думаете, кто такие Вера и Лара? Кто из них старше?
- Какая по характеру девочка Вера? Что можно сказать о сестрах?

VI. Физкультминутка для глаз.

- Сейчас вы читали про дружных детей, но иногда бывает и по-другому…

А как, вы узнаете, прочитав рассказ “ Оранжевая кошка”.

(Дети читают рассказ, используя “жужжащее” чтение.)

(Предварительно дети отчитывают сложные для чтения и значению слова: оранжевый, критиковать, вспомнила, в детском саду)

Оранжевая кошка.

Мама дала Роме и Лизе карандаши и бумагу.

- Играйте дружно, мои хорошие, - сказала она и ушла. Как только мама ушла, Рома схватил карандаши и убежал в другую комнату.

На столе остался один оранжевый карандаш. Лиза взяла его и стала рисовать. Она нарисовала оранжевое небо, оранжевую дорожку…

Посмотри на рисунок и скажи, что еще нарисовала Лиза своим оранжевым карандашом.

Когда Лиза рисовала оранжевое небо, она вспомнила песенку, которую пели в детском саду:

- Даже, если ты большой,
видеть очень хорошо
оранжевое небо,
оранжевое море,
оранжевые пальмы,
оранжевый верблюд,
оранжевые мамы
оранжевым ребятам
оранжевую песню
оранжево поют.

Но тут в комнату вошли мама и Рома. Рома начал критиковать рисунки Лизы.

- Давайте прочитаем рассказ для всех.
- Подумайте, чем закончился рассказ? (Дети предлагают варианты продолжения рассказа).

VII. Рефлексия деятельности на уроке.

- Подходит к концу наш урок.
- Спасибо вам за работу.

У нас сейчас должно появиться еще одно дерево, это “Дерево настроений”

Если вам было на уроке все понятно и легко, то вы приклеиваете вместо листочков такой знак: и , если вы испытывали на уроке небольшие затруднения.