Разработка урока "Квадратные уравнения". 8-й класс

Разделы: Математика

Класс: 8


Цель урока: научить решать квадратные уравнения, используя свойства коэффициентов уравнения.

Оборудование: карточки с уравнениями, тест по теории

ХОД УРОКА

I. Организационный момент (1 мин.)

Учитель зачитывает высказывание, сообщает тему и цель урока.

Занятия математикой – это такая гимнастика ума, для которой нужны вся гибкость и вся выносливость молодости. (Н. Винер)

II. Опрос  (12мин)

У доски работают  три ученика

Решите уравнение:

а) (х + 4)2 = 3х + 40;     
б) х3  + х2 - х -1 = 0;
в) 4х2 – 1 = 3х (10х – 9);

Теоретический опрос:

  • Что называется уравнением?
  • Какие виды уравнений вы знаете?
  • Какие способы решения вам известны?

Устная контрольная работа

Решите уравнение:

х2 – 4х + 4 = 0;  
х2 – 4 = 0;  
х2  + 1 = 0;
х2  - 7 = 0;  
2 – 12х = 0;  
37х2  = 0;

Класс отвечает на вопросы теста – это самостоятельная работа по теории (письменно) (нужно заполнить пропуски, чтобы получилось верное утверждение)

Текст теста (приложение 1)

III. Повторение  (10 мин)

1) Обсудить три способа решения уравнения: (х – 3)2 – 25 = 0

  • формула сокращенного умножения квадрат разности
  • формула разности квадратов
  • перенос в правую часть, определение квадратного корня

2) Решить уравнение: (2х + 3)(5х + 4) = 3(3х2 + 1) + 13х; (поговорим о способах решения квадратного уравнения и решим по формуле корней с четным вторым коэффициентом)

IV. Новый материал  (13 мин)

Раздает каждому ученику карточки с уравнениями и пишет на доске (заранее)

  1. 2 – 7х + 2 = 0,
  2. 1978х2 – 1984х + 6 = 0,
  3. 2 – 2х – 1 = 0,
  4. 15у2 – 22у – 37 = 0,
  5. 0,5х2 + 2,5х – 3 = 0,
  6. х2 + 6х - 14 = 0,
  7. 3/8х2 – 1/8х – 1/4 = 0,
  8. 2 – 36х + 77 = 0,
  9. 100х2 – 160х + 60 = 0,
  10. у2  - 10у + 25 = 0.

Поставьте знак минус около тех, уравнений которые не хотелось бы вам решать в первую очередь. (2, 5, 7, 9)  Почему?

Попробуем установить свойства коэффициентов квадратного уравнения, и может быть оно нам поможет решить эти уравнения без особого труда.

Самостоятельная работа по шести вариантам (уравнения из таблицы) ответы к уравнениям запишем в таблицу.

 

Х1

Х2

а + в + с

I в. х2 + х – 2 = 0

1

-2

0

II в. х2 + 2х – 3 = 0

1

-3

0

III в. х2 - 3х + 2 = 0

1

2

0

IV в. 5х2 - 8х + 3 = 0

1

3/5

0

V в. 7х2 - 9х + 2 = 0

1

2/7

0

VI в. 3х2 - х - 2 = 0

1

- 2/3

0

ах2 + вх + с = 0

1

с/а

0

Установим закономерность

1) в корнях уравнений (все первые корни равны единицы, а вторые различные)

2) между вторым корнем и коэффициентами (второй корень равен частному между свободным членом и первым коэффициентом)

3) между коэффициентами  (а + в + с = 0)

Вывод: Если в уравнении ах2 + вх + с = 0, а ≠ о сумма коэффициентов равна нулю, то х1 = 1, х2 = с/а.  (записываем в тетрадь)

V. Закрепление  (7 мин)

Попробуем эту теорему применить  при решении тех уравнений, которые были отмечены знаком  минус.

Посмотрите, а можно ли другие уравнения решить этим способом, назовите номера таких уравнений.

VI. Подведение итогов урока, комментарии по домашнему заданию (2 мин)

Учитель еще раз обращает внимание на те типы уравнений и теоретические факты, которые вспоминали на уроке, рекомендует выучить их. Отмечает наиболее успешную работу на уроке отдельных учащихся, при необходимости выставляет отметки.

Задание на дом.По аналогичной схеме установите закономерности между корнями и коэффициентами уравнений и сформулируйте теорему:

х2 + 4х + 3 = 0,

2 + 2х - 1 = 0,

2 + 10х + 3 = 0,

х2 + 10х + 9 = 0