Урок по ИЗО на тему "Волшебство цвета"

Разделы: МХК и ИЗО


Мы учим детей: человек выделился из мира животных и стал одаренным существом не только потому, что сделал своими руками первое орудие труда, но и потому, что увидел глубину синего неба, мерцание звезд. Розовый разлив вечерней и утренней зари, багровый закат перед ветреным днем, безбрежную даль степей, журавлиную стаю в небесной лазури, отражение солнца в прозрачных каплях утренней росы, серые нити дождя пасмурный осенний день, нежный стебелек и голубой колокольчик подснежника, - увидел и изумился, и начал создавать новую красоту.
В. Сухомлинский

Тема коллективной работы: «Жар-птица».

Форма организации коллективной деятельности: совместно-последовательная.

Тип урока: формирование новых знаний.

Цель:

  • познакомить учащихся с различными способами смешивания цветов, применение их на практике.

Задачи:

  • дать представление о способах получения трех дополнительных цветов путем смешения трех основных;
  • формировать умения применять полученные знания в творческой работе;
  • развивать творческое воображение и фантазию в процессе выполнения творческого задания;
  • воспитывать:
    • чувство красоты через произведения русских художников;
    • творческое отношение к заданию.

Оборудование:

Зрительный ряд: репродукция картины В.М.Васнецова «Ковер-самолет», иллюстрации И.Я. Билибина к сказке «Иван царевич, Жар-птица и Серый волк», иллюстрации к различным изданиям сказки «Конек Горбунок», иллюстрация росписи на шкатулке «Жар-птица».
Музыкальный ряд: «Звуки природы (голоса птиц)».
Литературный ряд: различные издания сказок «Иван царевич, Жар-птица и Серый волк», «Конек Горбунок», «Жар-птица и Василиса Прекрасная», энциклопедия русских преданий, энциклопедия живописи для детей «Сказка в русской живописи», «Сказка о сказочнике. Васнецов», «Изобразительное искусство в начальной школе. 3-4 кл.»
Материалы и инструменты: незаконченное изображение Жар-птицы, шаблоны перьев, листы бумаги, акварель или гуашь, кисточки, двусторонний скотч.

Задание: расписать перья и наклеить их в соответствующем порядке на изображение Жар-птицы.

Структурный план урока:

  1. Создание проблемной ситуации, мотивация действий, стимулирование.
  2. Объяснение нового материала.
  3. Закрепление (применение на практике).
  4. Итог.

План урока:

  1. Вступительное слово учителя (4 мин)
  2. Объяснение нового материала.
  3. Физминутка.
  4. Выполнение задания.
  5. Анализ работ.
  6. Подведение итогов.

Сценарий урока.

1.

- Ребята, сегодня я пришла к вам за помощью. Долго думала, к кому же мне обратиться за ней и решила, что только вы мне можете помочь. Я уверена, что лишь вы сможете это сделать. Но сначала, отгадайте мою загадку. Дослушайте ее до конца и будьте внимательны.

Птица чудная она.
Вся из пламени-огня.
Крылья плавно поднимает,
Хвост как веер распускает,
Глазки яхонтом горят –
Удивительный наряд.
Побеждает темень, мрак.
Туче черной – первый враг.
А перо той дивной птицы
Вмиг желание исполнит,
Людям счастье принесет.

- Правильно, Жар-птица.
(Открываются створки оформленной доски)

- Ребята, тема нашего сегодняшнего урока: «Волшебство цвета». И Жар-птица у нас в гостях неспроста: вы ей поможете, а она покажет вам все волшебство цвета.

- Любите ли вы сказки. Я тоже их люблю. Много их вы прочитали, наверное, вижу это по вашим глазам. А в каких сказках встречалась вам Жар-птица?
(«Конек – Горбунок», «Иван-царевич и Серый волк», «Жар-птица и Василиса-царевна»).

Говорят, что тот, кто найдет ее перо, у того исполнится самое заветное желание, а сама Жар-птица прилетит на зов о помощи.

Жар-птица живет в тридесятом царстве, в райском саду. Перья Жар-птицы блистают как золото на солнце или как яркое пламя, глаза ее напоминали драгоценные камни, питается она золотыми яблоками.

Она создавалась народным воображением как небесный огонь-пламя, и сияние ее также слепит глаза, как солнце.

Какая она красавица Жар-птица! Недаром в народе она была воплощением лучезарного бога солнца, красоты и светлой мечты.

Красоту и лучезарность эту запечатлели писатели и народ в строчках, а художники в своих картинах. Я приглашаю вас в галерею художников - сказочников, где главная героиня Жар-птица. По-разному и в то же время одинаково изображают ее художники. Мне кажется, что в картинах у птицы разный характер.

- Скажите, пожалуйста, какая она на ваш взгляд в картине Виктора Михайловича Васнецова «Ковер-самолет»?
(Жар-птица в клетке высокомерная и гордая).

- А в этой иллюстрации к русской народной сказке «Об Иване-царевиче, Жар-птице и Сером Волке» Ивана Яковлевича Билибина?
(Она испуганная)

- В этой иллюстрации к сказке Петра Петровича Ершова «Конек-горбунок»?
(возмущенная)

- Но у всех она какая?
(красивая, волшебная, сказочная)

2. Вот и мне как-то, в очередной раз перечитав свою любимую сказку «Конек-Горбунок», захотелось нарисовать Жар-птицу.

Вдохновение тотчас же посетило меня и, пока я только делала наброски, оно также быстро меня покинуло. Я осталась у незаконченного шедевра.

Вот тут как раз и нужна ваша помощь. Давайте вместе создадим нашу волшебную птицу. Красота и сказочность ее будет зависеть от вас. И она не будет похожа ни на одну из предыдущих птиц. Она будет особая. Перед вами лежат шаблоны перышек. Обратите внимание, что не у всех шаблоны одинаковые. У одной группы маленькие, у другой чуть больше, а у третьей еще больше. Распишем для нашей Жар-птицы перышки. Ваша задача – раскрасить эти перышки и украсить их декоративными блестками. После того как будут готовы перышки, ими будем украшать птицу. Но перышки будем наклеивать не как попало: маленькие – на туловище и основание крыльев, средние – на крылышки, большие – на хвост.

Но прежде чем начнем раскрашивать перышки, узнаем о некоторых секретах и волшебстве цвета.

- На какую птицу похожа Жар-птица?
(на павлина)

Показываю перо из павлиньего хвоста.

- Посмотрите какую красоту создала природа! Какого перышко цвета?
(зеленый, синий, фиолетовый)

- Ребята, какие основные цвета вы знаете?
(красный, синий, желтый)

- Молодцы. Сегодня с помощью этих трех цветов мы получим другие. Краски мы будем смешивать. А как я вам сейчас покажу. Существуют несколько способов получения цветов. Одни способы называются естественными, другие – механическими. Перед вами чистые листы бумаги. Нанесите две линии кисточкой двух цветов, одна линия – красная, вторая – желтая. Линии проводите рядышком, кисточка с краской должна быть влажной, краска – погуще. Теперь проведите между этими линиями чистой, без краски, влажной кисточкой. Кисточку отложите, затем, взяв в руки лист наклоните бумагу так, чтобы краски перетекали одна в другую. Способ называется – вливанием (естественный). Обратите внимание, какие причудливые узоры получаются.

Следующий: на одну сторону листа нанесите несколько капелек синего, на другую желтого цветов, лист сложите пополам, прогладьте лист ладошкой в разные стороны, откройте и увидите, что получится.

Следующий: краски красного и синего цветов накладываем рядышком, кисточкой смешиваем эти два цвета.

- Какой способ вам больше всего понравился?

- Теперь скажите, какие цвета у вас получились при смешивании?
(оранжевый, зеленый, фиолетовый).

- Вот эти цвета, ребята, называются дополнительными. Сколько всего цветов у нас получилось?

- А какие цвета нам понадобятся для того, чтобы раскрасить Жар-птицу?
(красный, желтый, оранжевый)

- Почему?

-Конечно же, за сходство с огнем, пламенем. Она горячая. Давайте сравним настоящий огонек свечи и Жар-птицу. Больше всего на пламя огонька похожи перышки хвоста.

-Какого цвета язычок пламени?
(ответ учащихся)

- Да, красного, желтого, оранжевого, но можно заметить и синие искорки. Поэтому для основного фона мы будем использовать красный, желтый, оранжевый цвета, а синеватые блики будем дополнять декоративными блестками.

- Но прежде, чем приступим перышки расписывать, давайте почувствуем себя настоящими птицами.

3. Физминутка:

Птицы летят,
(ходьба на месте с подниманием рук через стороны вверх и вниз (держать осанку).)
Крыльями шумят.
(Наклон вперед, прогнувшись, руки в стороны.)
Прогнулись над землей,
Качают головой.
(Поворот головы.)
прямо и гордо умеют держаться.
(Выпрямиться, руки за спину- проверить осанку, пауза 3-4 с.)
И очень бесшумно
(Руки вниз – потянуться вверх.)
На место садятся.
(Сесть на место, держаться прямо)

4. А теперь, с новыми силами начинайте фантазировать и творить красоту.

После наложения основного фона, можете тонкой кисточкой нанести узоры, чтобы краше было. После завершения работы, на оборотной стороне напишите свое имя и одно заветное желание. Ночью наша Жар-птица улетит в сказку и в наши сны. Обронит где-нибудь перышко с вашим желанием, оно сбудется, а тому, кто найдет его – принесет счастье.
(Выполнение задания)

Кто уже выполнил, подходите к птице и крепите перышки.

Ах, какая красота! Что за прелесть! Вот такой я именно себе ее и представляла, даже лучше получилась она у вас. Вы превзошли все мои ожидания. Не только от красоты, но и от теплоты ваших рук оживет она.

– Чем, ребята, вы помогли Жар-птице?

- А что нового вы узнали с ее помощью?

- Какие впечатления у вас от сегодняшнего урока?

- За всю вашу фантазию, за ваше богатое воображение благодарю!

Самоанализ урока.

 Методы обучения:

1. по способу передачи и восприятия учебной информации –

индуктивный,
аналитический;

2. по характеру познавательной деятельности –

репродуктивный,
частично-поисковый;

3. по источнику передачи и восприятия знаний -

наглядно – иллюстративный,
практический;

4. по способу организации учебной работы –

совместная работа;

5. стимулирование интереса к обучению –

проблемная ситуация,
эмоционально – нравственные переживания;

6. метод убеждения и значимости деятельности,

поощрения;

7. метод устного контроля – фронтальный.

Дидактические принципы обучения:

  • принцип систематичности и последовательности: распределение материала с опорой на ранее усвоенные знания;
  • принцип сознательности и активности: активизация мыслительной деятельности, творчество, коллективная и индивидуальная деятельность;
  • принцип наглядности: восприятие, интерес, наблюдательность;
  • принцип доступности: соответствие материала возрастным особенностям, дифференцированный подход;
  • принцип прочности: тренировочные упражнения;
  • принцип воспитывающего развивающего характера: организация рабочих мест и труда, групповые работы, качество изделий.