Психолого-дефектологические семинары

Разделы: Школьная психологическая служба


Развитие умственно отсталых детей имеет ряд индивидуальных особенностей, которые зависят от времени и степени поражения ЦНС. Поэтому коррекционно-воспитательная работа в С(К)ОШ VIII вида строится с учетом индивидуальных особенностей для детей: для одних используется охранительный режим, для других – активные, стимулирующие педагогические мероприятия; при этом варьируются степень учебной нагрузки, её объём, сложность и т.д.
Правильное построение коррекционно-воспитательной работы помогает подготовить учащихся школы к самостоятельной трудовой деятельности.
Дефектологический словарь. «Педагогика» М., 1970. с. 160

Приходя на работу в коррекционные учреждения, многие педагоги не предполагают, с какой контингент детей им предстоит обучать и воспитывать. Некоторые, проработав несколько месяцев, уходят, другие остаются, хотя продолжают относиться к детям с умственной отсталостью как к их сверстникам из общеобразовательных школ. От незнания особенностей детей с интеллектуальной недостаточностью, не понимания их внутреннего мира происходят конфликты между учениками и педагогами, педагогами и администрацией, что негативно сказывается на учебно-воспитательном процессе.

Успех обучения и воспитания учащихся зависит от того, в какой мере учитель знает их психофизические возможности, умеет установить особенности развития и выявить причины имеющихся отклонений в умственном развитии и поведении. Учитель и воспитатель должны знать общие закономерности развития психических процессов и личности в целом, а также знать те специфические закономерности развития, которые присущи детям с разными видами патологии развития. Именно поэтому каждому педагогу нужны основы специальных (дефектологических и психологических) знаний о ребенке.

Одним из путей повышения квалификации педагогов специальных (коррекционных) школ можно считать организацию семинаров по специальной психологии и педагогике. Практика показывает, что подобные семинары целесообразно проводить на основе определенных литературных источников. Знакомясь с литературой, педагоги получают широкий круг сведений об особенностях развития и о путях коррекции детей с интеллектуальной недостаточностью. Целесообразно выявить определенную проблему и по данной теме углубленно изучить материал, используя методическую литературу, опыт педагогов работающих по данной проблеме. При изучении определенных тем следует приглашать специалистов (психолога, дефектолога, логопеда, психиатра), чтобы они осветили намеченную проблему.

Данная программа призвана помочь начинающим учителям быстро и адаптироваться в школе, узнать с какими детьми им предстоит работать, освоить приемы коррекционной работы.

Цель: раскрыть научно-методические основы построения процесса обучения и воспитания учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида, дать практические навыки дифференциации интеллектуальной недостаточности от сходных состояний, в целях наиболее точной диагностики, имеющей значение для дальнейшей практической деятельности учителей-дефектологов.

Задачи программы:

  1. сформировать у педагогов навыки анализа передового педагогического опыта,
  2. научить работать со специальной литературой,
  3. вооружить учителей методами и приемами, используемыми в учебно-воспитательной работе с контингентом детей, имеющим интеллектуальное недоразвитие.

Педагог, прошедший обучение по данной программе должен:

знать:

  1. понятие «умственная отсталость»,
  2. основные степени интеллектуальной недостаточности и их классификации;
  3. психологические особенности ребенка с интеллектуальной недостаточностью;
  4. возможности обучения и воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью, перспективы их развития;
  5. методы и приемы изучения учащихся с интеллектуальной недостаточностью;

уметь:

  1. устанавливать контакт с данным типом детей, построить психологическое общение;
  2. планировать работу учителя специальной школы данного вида;
  3. использовать адекватные методы и приемы работы с данным контингентом детей;
  4. отграничить случаи интеллектуальной недостаточности от другой патологии;

владеть навыками:

  1. общения с детьми с интеллектуальной недостаточностью;
  2. дифференциальной диагностики со сходными видами интеллектуальных нарушений.

Программа рассчитана 12 семинаров, которые проводятся в течение учебного года.

Время проведения: 1-1,5 час. Занятия проходят в виде семинаров-практикумов.

В конце года проводиться заключительный семинар-практикум, на котором обобщаются психолого-дефектологических знания и педагоги самостоятельно могут определить степень овладения специальными знаниями, умениями и навыками.

1. Тема семинара: Общие сведения об умственной отсталости

Цель: Ознакомление с основными специальными (дефектологическими и психологическими) понятиями.

План семинара:

  1. Понятие умственная отсталость.
  2. Причины умственной отсталости.
  3. Олигофрения и деменция.
  4. Закономерности психического развития.
  5. Классификация олигофрении по степени тяжести.
  6. Практическое задание.

Литература для самостоятельной работы:

  1. Выготский Л.С. Проблема умственной отсталости. Собр. соч.: в 6 т. М., Педагогика, 1983.
  2. Лурия А.Р. Умственно отсталый ребенок, М., АПН РСФСР, 1960.
  3. Певзнер М.С. Дети-олигофрены. М., АПН РСФСР, 1959.
  4. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. М., «Просвещение», 1986.
  5. Принципы отбора детей во вспомогательные школы, / под ред. Дульнева Г.М. и Лурия А.Р., М., «Просвещение», 1973.
  6. Отбор детей во вспомогательную школу: пособие для учителей, / сост.: Власова Т.А., Лебединская К.С. , Мачихина В.Ф. – М.. «Просвещение», 1983.
  7. Основы специальной психологии, / под ред. Кузнецовой Л.В., М., «АСАДЕМА», 2003.

Приложение 1. Тест «Общие сведения об умственной отсталости»
Приложение 2. Памятка «Общие сведения об умственной отсталости»
Приложение 3. Дефектологическая задача.

2. Тема семинара: Клинико-патогенетическая классификация олигофрении (по М.С. Певзнер)

Цель: познакомить и научить пользоваться клинико-патогенетической классификацией олигофрении (по М.С. Певзнер).

План семинара:

  • Клиническая картина каждой формы.
  • Особенности развития детей.
  • Коррекционная работа с детьми каждой формы.
  • Практическое задание.

Литература для самостоятельного изучения:

  1. Дефектологический словарь. Гл. ред.А.И. Дьячков, М.: 1970.
  2. Клинико-генетические исследования олигофрении. Под ред. М.С. Певзнер – М.: 1972.
  3. Отбор детей во вспомогательную школу. Составители: Власова Т.А., Лебединская К.С., Мачихина В.Ф. – М.: 1983.
  4. Принципы отбора детей во вспомогательные школы. Под ред. Г.М. Дульнева и А. Р. Лурия. – М.: 1973.
  5. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого ребенка. М.: 1979.
  6. Петрова В.Г., Белякова И.В. Психология умственно отсталых школьников. М.: АСАДЕМА, 2002.

Приложение 4. Памятка «Клинико-патогенетическая классификация олигофрении (по М.С. Певзнер)»
Приложение 5. Тест ««Клинико-патогенетическая классификация олигофрении (по М.С. Певзнер)»

3. Тема семинара: Отграничение умственной отсталости от сходных с ней проявлений

Цель: научить отличать умственную отсталость от других проявлений.

План семинара:

  1. Отграничение умственной отсталости от педагогической и социальной запущенности.
  2. Отграничение умственной отсталости от отставаний, связанных с нарушением анализаторов.
  3. Отграничение умственной отсталости от ЗПР.
  4. Практическое задание.

Литература для самостоятельного изучения:

  1. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. М., «Просвещение», 1986.
  2. Принципы отбора детей во вспомогательные школы, / под ред. Дульнева Г.М. и Лурия А.Р., М., «Просвещение», 1973.
  3. Отбор детей во вспомогательную школу: пособие для учителей, / сост.: Власова Т.А., Лебединская К.С. , Мачихина В.Ф. – М.. «Просвещение», 1983.
  4. Основы специальной психологии, / под ред. Кузнецовой Л.В., М., «АСАДЕМА», 2003.
  5. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития. М.: Просвещение, 1995.

Приложение 6. Тест «Отграничение умственной отсталости от сходных с ней проявлений».

4. Тема семинара: Состав учащихся специальных коррекционных школ VIII вида

Цель: познакомить с составом учащихся С(К)ОШ VIII вида.

План семинара:

  1. Дети, перенесшие поражения ЦНС.
  2. Дети с текущим болезненным состоянием (эпилепсия, шизофрения, ревматические поражения ЦНС и др.).
  3. Охранительный режим при работе с данными детьми.
  4. Практическое задание.

Литература для самостоятельного изучения.

  1. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. М., «Просвещение», 1986.
  2. Петрова В.Г., Белякова И.В. Психология умственно отсталых школьников. М.: АСАДЕМА, 2002.
  3. Основы специальной психологии, / под ред. Кузнецовой Л.В., М., «АСАДЕМА», 2003.

Приложение 7. Тест: «Состав учащихся специальных образовательных учреждений 8-го вида».
Приложение 8. Бланк ответов к тесту: «Состав учащихся специальных образовательных учреждений 8-го вида».

5. Тема семинара: Особенности восприятия у учащихся с отклонениями в интеллектуальном развитии

Цель: познакомить с особенностями восприятия у учащихся с отклонениями в интеллектуальном развитии.

План семинара:

  1. Особенности развития восприятия.
  2. Упражнения для развития и коррекции восприятия.

Литература для самостоятельного изучения.

  1. Дефектологический словарь. Гл. ред.А.И. Дьячков, М.: 1970.
  2. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития. М.: Просвещение, 1995.
  3. Основы специальной психологии, /под ред. Кузнецовой Л.В., М., «АСАДЕМА», 2003.
  4. Петрова В.Г., Белякова И.В. Психология умственно отсталых школьников. М.: АСАДЕМА, 2002.
  5. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. М., «Просвещение», 1986.

Приложение 9. Тест «Особенности восприятия у умственно отсталых детей».

6. Тема семинара: Особенности внимания у у/о школьников

Цель: познакомить с особенностями внимания у у/о школьников.

План семинара:

  1. Особенности развития видов внимания.
  2. Упражнения для развития и коррекции внимания.

Литература для самостоятельного изучения.

  1. Дефектологический словарь. Гл. ред.А.И. Дьячков, М.: 1970.
  2. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития. М.: Просвещение, 1995.
  3. Основы специальной психологии, / под ред. Кузнецовой Л.В., М., «АСАДЕМА», 2003.
  4. Петрова В.Г., Белякова И.В. Психология умственно отсталых школьников. М.: АСАДЕМА, 2002.
  5. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. М., «Просвещение», 1986.

Приложение 10. Тест «Особенности внимания у умственно отсталых детей».

7. Тема семинара: Особенности развития памяти детей с интеллектуальной недостаточностью

Цель: познакомить с особенностями памяти у у/о школьников

План семинара:

  1. Особенности процессов памяти.
  2. Упражнения для развития и коррекции памяти.

Литература для самостоятельного изучения.

  1. Дефектологический словарь. Гл. ред.А.И. Дьячков, М.: 1970.
  2. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития. М.: Просвещение, 1995.
  3. Основы специальной психологии, / под ред. Кузнецовой Л.В., М., «АСАДЕМА», 2003.
  4. Петрова В.Г., Белякова И.В. Психология умственно отсталых школьников. М.: АСАДЕМА, 2002.
  5. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. М., «Просвещение», 1986.

Приложение 11. Тест «Особенности процессов памяти у детей с интеллектуальной недостаточностью».

8. Тема семинара: Мышление у учащихся с отклонениями в интеллектуальном развитии

Цель: познакомить с особенностями мышления у у/о школьников

План семинара:

  1. Особенности развития мышления.
  2. Упражнения для развития и коррекции мышления.

Литература для самостоятельного изучения.

  1. Дефектологический словарь. Гл. ред.А.И. Дьячков, М.: 1970.
  2. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития. М.: Просвещение, 1995.
  3. Основы специальной психологии, / под ред. Кузнецовой Л.В., М., «АСАДЕМА», 2003.
  4. Петрова В.Г., Белякова И.В. Психология умственно отсталых школьников. М.: АСАДЕМА, 2002.
  5. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. М., «Просвещение», 1986.

Приложение 12. Тест «Особенности мышления у детей с интеллектуальной недостаточностью».

9. Тема семинара: Эмоционально-волевая и личностная сфера у школьников С(К)ОШ VIII вида.

Цель: познакомить с особенностями эмоционально-волевой и личностной сферы у у/о школьников.

План семинара:

  1. Особенности эмоционально-волевой сферы.
  2. Особенности личностной сферы.
  3. Упражнения для коррекции эмоционально-волевой и личностной сферы.

Литература для самостоятельного изучения.

  1. Дефектологический словарь. Гл. ред.А.И. Дьячков, М.: 1970.
  2. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития. М.: Просвещение, 1995.
  3. Основы специальной психологии, / под ред. Кузнецовой Л.В., М., «АСАДЕМА», 2003.
  4. Петрова В.Г., Белякова И.В. Психология умственно отсталых школьников. М.: АСАДЕМА, 2002.
  5. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. М., «Просвещение», 1986.

Приложение 13. Тест «Эмоционально-волевая и личностная сфера у школьников С(К)ОШ VIII вида».

10. Тема семинара: Речь школьников с интеллектуальной недостаточностью

План семинара:

  1. Особенности развития речи.
  2. Развитие устной речи.
  3. Развитие письменной речи.
  4. Упражнения для коррекции речи.

Литература для самостоятельного изучения.

  1. Дефектологический словарь. Гл. ред.А.И. Дьячков, М.: 1970.
  2. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития. М.: Просвещение, 1995.
  3. Основы специальной психологии, / под ред. Кузнецовой Л.В., М., «АСАДЕМА», 2003.
  4. Петрова В.Г., Белякова И.В. Психология умственно отсталых школьников. М.: АСАДЕМА, 2002.
  5. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. М., «Просвещение», 1986.

Приложение 14. Тест «Особенности речи у детей с интеллектуальной недостаточностью».
Приложение 15. Тест «Познавательная и эмоционально-волевая сфера учащихся с интеллектуальной недостаточностью».
Приложение 16. Лист ответов к тесту «Познавательная и эмоционально-волевая сфера учащихся с интеллектуальной недостаточностью».

11. Тема семинара: Изучение учащихся с интеллектуальной недостаточностью в условиях С(К)ОШ VIII вида

Цель: познакомить с видами изучения учащихся С(К)ОШ VIII, научить изучать и отслеживать динамику развития учащихся с интеллектуальной недостаточностью в условиях С(К)ОШ VIII.

План семинара:

  1. Первичное изучение (углубленное изучение документации).
  2. Комплексное изучение (всестороннее, целенаправленное изучение всех учащихся – «диагностические недели»).
  3. Текущее изучение (систематическое изучение в течение года).
  4. ПМПк.

Литература для самостоятельного изучения.

  1. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития. М.: Просвещение, 1995.
  2. Петрова В.Г., Белякова И.В. Психология умственно отсталых школьников. М.: АСАДЕМА, 2002.
  3. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. М., «Просвещение», 1986.

Приложение 17. Тест «Изучение учащихся с интеллектуальной недостаточностью в условиях С(К)ОШ VIII».

12. Тема семинара: Заключительный

Цель: обобщить и систематизировать полученные дефектолого-психологические знания, определить степень овладения специальными знаниями, умениями и навыками.

План семинара:

  1. Вопросник.
  2. Кроссворд.

Приложение 18. Задания для заключительного занятия.
Приложение 19. Ответы к заключительному тесту и кроссворду.

Литература:

  1. Выготский Л.С. Проблема умственной отсталости. Собр. соч.: в 6 т. -М.: Педагогика, 1983.
  2. Гаврилова Т.П., Соколова О.В., Суслова А.В. Развивающие игры для детей с нарушениями интеллекта: программно – методические материалы. – Пермь: Пермский государственный педагогический университет. Центр развития образования г. Пермь, 2001.
  3. Демьянов Ю.Г, Диагностика психических нарушений. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
  4. Дефектологический словарь. Гл. ред. Дьячков А.И. - М., 1970.
  5. Дефектология. Словарь – справочник. Авт.- сост. С.С. Степанов. Под ред. Б.П. Пузанова – М.: 1996.
  6. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития.- М.: Просвещение, 1995.
  7. Забрамная С.Д., Костенкова Ю.А. Развивающие занятия с детьми. – М.: Секачев, 2001.
  8. Клинико-генетические исследования олигофрении. Под ред. Певзнер М.С. -М., 1972.
  9. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. - М.: Издательский центр «Академия», 2003.
  10. Лурия А.Р. Умственно отсталый ребенок.- М., АПН РСФСР, 1960.
  11. Основы специальной психологии, / под ред. Кузнецовой Л.В. - М., «АСАДЕМА», 2003.
  12. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы. Под ред. Шиф Ж.И. - М., 1965.
  13. Отбор детей во вспомогательную школу. Составители: Власова Т.А., Лебединская К.С., Мачехина В.Ф. - М., 1983.
  14. Певзнер М.С. Дети - олигофрены.- М., АПН РСФСР, 1959.
  15. Петрова В.Г., Белякова И.В. Психология умственно отсталых школьников. - М.: АСАДЕМА, 2002.
  16. Принципы отбора детей во вспомогательные школы. Под ред. Дульнева Г.М. и Лурия А.Р. - М., 1973.
  17. Программа семинара по психологии умственно отсталых детей для учителей и воспитателей вспомогательных школ. Шиф Ж.И., Пинский Б.И., Петрова В.Г. - М., 1965.
  18. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. - М., «Просвещение», 1986.
  19. Смирнова А.И. Коррекционно-воспитательная работа учителя вспомогательной школы. - М., 1965.
  20. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста.- СПб.: Издательство «Питер», 2000.

Все указанные приложения находятся в Приложении.