Сопоставление правил о написании безударных гласных, парных глухих и звонких согласных, непроизносимых согласных в корнях слов

Разделы: Начальная школа


Задачи урока:

  1. Уточнение знаний учащихся об особенностях проверочных слов и способах проверки.
  2. Развития навыка правописания корней.
  3. Развитие умения правильно оформлять предложение в письменной речи и составлять текст.

Ход урока

1. Организационный момент.

Есть у нас девиз такой,
Все, что надо под рукой.

2. Чистописание.

Дети получают карточку. Работа проводится в тетради под музыкальное сопровождение.

3. Постановка задачи урока.

- Сегодня мы отправляемся на корабле в путешествие по островам Океана Орфографических Знаний. Во время нашего путешествия мы встретимся с законами орфографии и постараемся доказать знания этих законов. Итак, в путь!

4. Лексическая и орфографическая работа.

Подготовка к плаванию.

- Отправляясь в путешествие, мореплаватели запасаются провизией, в том числе овощами.

Попробуйте отгадать, какие овощи мы возьмем с собой?

1) Итальянцы назвали этот овощ золотым яблоком (помидор).

2) Название этого овоща произошло от латинского слова капут, что значит "голова" (капуста).

3) Этот овощ был завезен из Южной Америки. Клубни его похожи на гриб трюфель; как и трюфель, они растут в земле (картофель).

4) Про этот овощ сложена загадка:

Красная девица сидит в темнице, люди в руки брали, косы срывали (морковь).

(Дети записывают слова в тетради, один ученик пишет на доске с комментированием)

- Почему написание подчеркнутых букв в данных словах надо запомнить?

(Ответ на этот вопрос дает возможность обобщить, что в русском языке есть слова, в которых безударную гласную нельзя проверить ударением, поэтому их надо запомнить).

Введение нового слова.

- Итак, мы отправляемся в путь. Хорошо бы нам сопутствовали солнечные безветренные дни. А такие дни раньше называли словом "погода".

Когда шел дождь, мела метель, то говорили, что на улице непогода, ненастье.

Сейчас словом погода называется любое состояние атмосферы.

(На доске открывается запись слова погода).

- Давайте проведем исследование: можно ли проверить безударную гласную в слове?

(Делается вывод, что безударную гласную букву о в слове погода надо запомнить).

- Узнайте, какие однокоренные слова к слову погода, спрятались в схемах. Запиши эти слова.

:..ка, :.ушка, :..жий

(погодка, погодушка, погожий)

- Как пишутся корни в однокоренных словах?

На острове Безударных гласных.

Упражнение в написании слов с безударными гласными.

- Мы в Океане Орфографических Знаний, приближаемся к острову Безударных гласных. Но вот беда! Некоторых жителей этого острова захватили в плен злые медузы. Освободить же их поможет только королева Ударение.

- Как вы думаете, почему?

(Проверить безударную гласную можно ударением).

На доске изображен остров и его королева, под их изображением записаны сочетания слов, в которых безударные гласные закрыты карточками с изображением медуз.

- Мы с вами отправимся на помощь на трех кораблях. Капитаны кораблей будут работать у доски.

(У доски три ученика - капитаны корабля). Они называют слово в словосочетании, доказывают, почему именно эту, а не другую гласную нужно писать).

- Если вы правильно выполните задание, то освободите жителей этого острова от злых медуз.

*Задание для первой колонки

к.менистое дно

м.л.дая чайка

*Задание для второй колонки

п.тнистый осьминог

м.рской конек

*Задание для третьей колонки

в.лнуется море

з.л.неют водоросли

- Какие гласные чаще всего бывают "ошибкоопасными" в безударном положении?

5. Физкультминутка.

К речке быстрой мы спустились,
Наклонились и умылись.
А теперь поплыли дружно,
Делать так руками нужно:
Вместе - раз, это - брас.
Все как один -
Плывем, как дельфин.

На острове Парных согласных по звонкости - глухости.

6. Упражнение в написании слов с парными согласными на конце и в середине слова.

- Послушайте внимательно стихотворение.

(Учитель читает стихотворение из книги О. Соболевой "Когда правила смеются"

Живут себе два брата -
Глухой и звонкий звук,
И все вокруг стараются
Их различить на слух.
Но братья друг за друга
Так прячутся порой,
Что не поймешь ни звука!
Где звонкий?! Где глухой?!
Но тут приходит гласный,
Ужасно милый звук, -
И сразу два согласных
Мы различим на слух.

Перед прекрасным гласным -
Вот звонкий, вот глухой!
И каждый вдруг согласен
Побыть самим собой.
Превратить наш пруд в пруды,
Сад
- в сады, а мост - в мосты.
Каждый рад - и все мы рады:
Нет ошибки! Есть награда!

- Как вы думаете, кто правит этим островом? Кто догадался? Почему?

(Учащиеся вспоминают правила).

Правит этим островом господин Гласный.

Сейчас вы должны показать умение обозначить на письме буквами парные согласные звуки в "ошибкоопасных" местах в слове. А задание для вас следующее: я буду читать предложение, а вы его запишите, и найдите в них слова с парными согласными, требующими проверки.

(При проверке дети устно называют проверочное слово).

Легко, как тень, рыбки скользят у самого дна. Вылез из - под камня краб.

- Как же проверить парные звонкие и глухие согласные звуки?

7. Физкультминутка для глаз.

На острове Непроизносимых согласных.

- Смотрите, вот еще один остров! Здесь часто бывает извержение вулканов. Если в это время произносятся слова, в корне которых есть сочетание согласных, то один из согласных звуков теряется, как будто бы в этом слове его и нет.

- Кто догадался, как называется этот остров?

- Что нужно сделать, чтобы при написании слов не потерять букву, обозначающую непроизносимый согласный звук, или не написать лишнюю букву?

(Ученики рассказывают правило).

- А теперь задание.

- Нужна ли на месте? в словах какая-либо буква? Докажите.

Дуют ветры ярос?ные,
Гонят лодки парус?ные.
(В. Маяковский)

- Спишите, вставьте пропущенную букву. ( Взаимопроверка тетрадей)

- Как же проверить непроизносимую согласную в корне слова?

Остров Пиратов.

8. Самостоятельная работа.

Наш корабль приближается еще к одному острову.

- Посмотрите, кто нас встречает. Это же пираты. Их остров называется Безграмотландия.

- Здесь живут все те, кто пишет с ошибками.

- Докажем, что мы все хорошо знаем правила орфографии, запишем предложения.

Морские жители - известные хитрецы. Они всегда ловко прячутся от своих врагов.

9. Домашнее задание.

Продолжите текст про морских жителей.

(Показ книг, которые дети могут самостоятельно прочитать).

Пример продолжения текста:

Каждый морской житель прячется по-своему. Осьминоги лягут на бурый песок морского дна и сами станут бурыми. Попробуй, найди их! Рыба-игла вытянется как водоросли, тоже не найдешь ее.

10. Итог урока.

- Мы отправляемся домой через узкий пролив.

- Какие же три правила учат правильно писать буквы в корне слова?