Внеклассное мероприятие в начальной школе. Природа родного края. Экологическая сказка "Путешествие с Лунтиком"

Разделы: Начальная школа


(Сцена оформлена декорациями,  изображающими смешанный лес. Звучит музыка, макет летающей тарелки приземляется и оттуда выходит мальчик в костюме Лунтика. Он осматривается вокруг. К нему подходит девочка.)

Катюша. Здравствуй Лунтик.

Лунтик.

Я прилетел  на Землю к вам
В край лесов прекрасных.
Увидел городок в лесу. Но постой!
А нет ли здесь врагов опасных? 

Катюша.

О каких опасностях, о каких врагах ты говоришь?
Нет на Земле врагов ужасных,
Земля нам дарит мир, покой…
Я покажу тебе свой край родной,
Попутешествуй же со мной!

Лунтик.

Я рад, что мы с тобой вдвоем
Твой край любимый обойдем! 

Катюша. Помогут нам в этом мои друзья - одноклассники.

(Дети исполняют песню «Край родной»).

1 ученик. Много веков назад вся территория Ногинского района была покрыта густыми лесами и обширными топкими болотами. Сейчас много лесов вырублено, болота осушены. На их месте выросли города и поселки, раскинулись поля и сенокосы.

2 ученик. Рядом с нашим военным городком Ногинск -9,расположена деревня Дуброво. Дуброво- дубрава, дубовая роща, лиственная роща, а древнее мерянское слово означает – густые, непроходимые леса с топкими болотами.

Лунтик.

Здравствуй, лес,
Дремучий лес,
Полный сказок и чудес.

3 ученик.  Лес у нас смешанный: из хвойных деревьев растут ель, сосна, можжевельник, лиственница.

4 ученик. Из лиственных: дуб, осина, клен, черемуха, рябина, бузина, орешник, крушина, тополь, липа, ясень и, конечно же, символ России - белоствольные красавицы березы.

(Дети демонстрируют гербарий с названными растениями)

(Танец под песню «Во поле березонька стояла»)

1 березка.

Во поле березоньки стояли,
Летом всех от зноя укрывали,

2 березка.

А зимой у печки согревали,
В баньке веничком здоровья прибавляли.
Но нас становится все меньше и меньше

(Раздается грохот, выбегают туристы, Катюша  и Лунтик прячутся за березку)

1 турист.

Начинается погром,
Выезжаем на природу
Сколько здесь в лесу народу! 

2 турист. Славно мы устроились, где наша еда?

3 турист. Хорошо поесть люблю всегда!

1 турист.

Вот и отдохнули мы, можем дальше идти,
А бутылка та лишняя в пути.

2 турист. О березку  сейчас я разобью ее.

3 турист. А я на стволе имя вырежу свое.

Катюша.

Стойте, как вам не стыдно!
Прямо под березкой вы развели костер,
Разбросали банки, склянки, всякий сор…

1 турист. Мы больше не будем.

2 турист. Мы обещаем, на Земле оставить добрый след.

3 турист. Природу будем охранять от хулиганов защищать. (Убирают мусор.)

3 березка.

Ребята, помните, что березка каждая тоже хочет жить,
С ветерком шептаться, с ручейком дружить.

4 березка.

И березку каждую следует беречь,
Ну, зачем березку, резать или жечь?

(Выбегает зайчик)

Зайчик.

Ой, ой, ой, хотел я травкой подкрепиться,
На стекляшку наступил.
Мне она вонзилась в лапу.
Так, что я заголосил.
Видно кто-то отдыхал тут
И бутылку разбил.
Кто б мне лапку полечил?

1 ученик. Наш край богат лекарственными растениями: зверобой, лапчатка, пастушья сумка, мать и мачеха, пижма, подорожник.

В аптеку за лекарством ходить совсем не надо,
Когда само лекарство растет с дорожкой рядом
Приложишь подорожник, листочек каждый годен,
Под листиком зеленым любой порез проходит

(Прикладывает к ранке, зайчик благодарит.)

2 ученик. Богат наш лес ягодами, любим мы собирать чернику, бруснику, малину, землянику. Только аккуратно нужно собирать, чтобы листочки не помять.

3 ученик. Много в лесу растет грибов. Очень нужно быть внимательным и не путать грибы съедобные и несъедобные.

(Дети показывают карточки с изображениями грибов.)

4 ученик. В наших лесах обитает большое количество животных: лисы, кабаны, лоси, ежи, куницы, ласки, горностаи, хорьки, енотовидные собаки.  Богаты леса зайцами.

(Из-за березки белка бросает в Лунтика шишку.)

Лунтик. Ой. Что это мне больно.

Белочка. Мне тоже больно.

Лунтик. Кто ты такая, почему тебе больно?

Белочка.

Угадайте, кто я? Не мышь, не птица.
В лесу резвится, на деревьях живет, и орешки грызет? (белка)
Нас было много на Земле, любили мы резвиться вволю.
Но появился человек, и стало много нас в неволе.
Мой брат стал «белкой в колесе», и шубы носят из сестричек…
Из всех моих друзей вообще
Осталось чуть - спроси у птичек.

Соловей.

Это правда, что лукавить,
Человек не знает меры,
Я готов людей прославить, но у нас исчезла вера.

Лунтик. Подожди, о какой вере ты говоришь?

Соловей.

Вера в то, что мы нужны, что без нас плохо будет на Земле.
Вот я  - соловей - я певец любви и счастья,
Я встречаю здесь весну, славлю жизнь и прочь несчастья
Воспеваю красоту!

Катюша. Да, соловушка, поешь ты прекрасно, душа радуется.

1 ученик. В нашем крае обитает около 270 видов птиц: дятлы, поползни, снегири, синицы, глухари, грачи, кукушки, вороны, галки, воробьи, голуби и др.

Королек. Я  самая маленькая птичка Подмосковья  - королек, но мне удается за год уничтожить от 8 до 10 миллионов вредных насекомых, «Мал золотник, да дорог».

Катюша. Мне стыдно, друзья, за тех людей, которые губят природу. Не думай, Лучик, мои друзья знают, что лесные жители очень нужны. Они приготовили экологические знаки.

(Дети показывают изображения экологических знаков.)

2 ученик.

Все, все на свете, на свете нужны.
И мошки не меньше нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись без чудищ нелепых.
И даже без хищников,
Злых и свирепых.
Нужны все на свете,
Нужны все подряд:
Кто делает мед, и кто делает яд!

3 ученик. А знаете ли вы, что 1 га леса за день поглощает 250 кг углекислого газа, а выделяет 200 кг кислорода.

Лунтик.

Пойте, птицы, песни о лете,
Радуйте, звери, своей красотой,
Наполняйте, берёзы, нас жизненной силой,
Я верю, что люди откликнуться всей душой!

(Звучит музыка, девочки в костюмах  бабочек танцуют под музыку И.Николаева к песне «Маленькая страна». Декорации меняются на изображение луга.)

Лунтик. Как здесь красиво! Куда мы попали?

Катюша. Это луг, а над цветами порхают бабочки.

Лунтик. Ну, здесь - то проблем нет!

1 бабочка. Как ты ошибаешься!

2 бабочка. Мои крылышки протерлись от пальцев ребят.

3 бабочка. Как я жалею, что родилась такой красавицей. Сколько моих друзей в коллекциях. Как же убедить людей, что красивы мы только на воле, в полете.

4 бабочка. С каждым годом нас становится все меньше и меньше! А ведь мы нужны природе. Мы опыляем эти прекрасные цветы! Не лучше ли ребятам нарисовать нас или сфотографировать.

Катюша. Смотрите, как сделали это мои друзья.

(Дети показывают поделки бабочек.Выходят девочка и мальчик в костюмах цветов0)

Ромашка.

А вы знаете, кто я?
Белая корзинка, золотое донце,
В ней лежит росинка и сверкает солнце.

Все знают, что я могу лечить людей при  простуде, болезнях желудка. Я рада служить людям.

Клевер.

Я – клевер. Скромен, невелик.
Но храню я сладкий сок,
Пчелы ведь ко мне недаром
Прилетают за нектаром.
А еще я могу лечить нарывы и ожоги.

Только, помните, если сорвете меня с корнем,  я погибну. Кто же будет вас лечить, если мы исчезнем?

4 ученик.

На Земле исчезают цветы,
С каждым годом заметнее это.
Меньше радости и красоты
Оставляет нам каждое лето.

Сейчас на Земле в опасности 25 тысяч видов растений.

5 ученик. На территории нашего района, на междуречье реки Шерна,  рек Плотни  и Клязьмы расположен луг  «Щавелиха». Так назван он потому, что там растет много щавеля. Сейчас это место является уникальным природным заказником.

6 ученик. На лугу не встретишь крупных животных, здесь обитают кроты, мыши, землеройки, хомяки. Много на лугах насекомых и птиц.

Лунтик. Да, ребята, нужно не обижать, а охранять жителей лугов.

Катюша. Правильно. Пойдемте дальше.

(Дети исполняют песню «У дороги Чибис» Декорации меняются на изображение озера, из трубы завода льется грязная жижа, в воде плавают консервные банки, ботинки, мусор ).

Катюша. Смотрите, озеро. Какая прохлада!

(Выбегают девочки в костюмах водяных струек, кружатся, танцуют под любой вальс грустный танец вокруг Катюши и Лунтика).

Катюша. Как я хочу попить и умыться.

1 Струйка. Не пей, девочка. Вода в этом озере грязная.

2 Струйка. Чего только в нем нет: бутылки, банки, то, что когда-то служило людям, а потом  оказалось ненужным, и его выбросили в озеро.

3 Струйка. Грязная жидкость льется через грязные трубы с бумажной фабрики. Остановилась жизнь для обитателей озера. Купаться запрещено, Воду использовать нельзя.

(Появляется Водяной)

Водяной.

Я одинокий Водяной,
Никто не водится со мной.
Друзья мои лягушки  болеют, как старушки.
На дне моей квартиры: бутылки, тряпки, вилы.
Не озеро – помойка. Не уходи, постой-ка!
Кругом лежат жестянки, запчасти, склянки, банки.
А мне так жить, а мне так жить.
А мне так жить  охота!
Ребята, помогите!

Катюша. Поможем!

1 ученик. Если в озеро не будут сбрасывать всякие отходы, в том числе с фабрики, здесь поставить нужно фильтры, то вода сама постепенно очистится.

2 ученик. А если из озера убрать весь хлам, то возвратится жизнь.

(Ученики подходят и снимают рисунки, изображавшие мусор. Водяной и струйки благодарят ребят.  Ученики  подходят к карте родного края и показывают водоемы.)

3 ученик. Наш район богат озерами: Светлое, Серое, Черное,  Коверши, Белое,  Лесное, Боровое, Луковое, Сальцево. Находятся они среди болот и  торфяников.

4 ученик. Озеро  Бисерово, большое, красивое, является памятником областного значения. Одни исследователи считают, что оно получило свое название от блеска чешуи многочисленных рыб, водившихся в нем, другие полагают, что название возникло от озерного жемчуга – бисера, который здесь когда-то добывали.

5 ученик. Много в районе и рек. Основная река – Клязьма. Она берет начало в солнечногорском районе. Имеет притоки Черноголовку, Загребку, Шерну. Ворю, Лавровку, Шаловку.

6 ученик.  Местами Клязьма проходит через заболоченные озеровидные расширения. Около поселка Водники широко разливается, имеет водохранилище - Клязьминское, одно из самых больших в канале имени Москвы.

7 ученик. Еще одна река, протекает по городу Ногинску - Черноголовка. Существует несколько версий возникновения ее названия. Одна  - что охотники видели черноголового оленя, другая – по названию птиц с черными головами, живущих по берегам в болотах, третья – много травы растет – черноголовки крупноцветной, лекарственное растение.

8 ученик. Фабрикант Морозов много лет назад  перегородил реку плотиной и образовался Черноголовский пруд, сейчас на нем интересные фигурки – фонтанчики стоят.

9 ученик. Рядом с нашим городком протекает река Мележа, приток Шерны. Название  в переводе с мерянского «мелыж» - «узорное», «узорчатое», так как ее русло очень извилистое, как бы выписывает узор на местности. Мележа - это естественная граница между Московской областью и Владимирской.

10 ученик. В нашей речке водятся рыбы : язь, налим, пескарь, щука, окунь, голавль,  плотва, ёрш, карась. Возле нашей реки  бьет из - под земли родничок. Вот там можно воды попить.

11 ученик. Да, вот там вода чистая, прозрачная. Люди за родничком ухаживают. Построили маленькую часовенку, священник это место освятил. Родник - родит реку, река питает все живое. Без воды не будет жизни  на Земле.

Катюша. Ребята, надо любить и охранять нашу природу.

1 ученик.

Берегите Землю! Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинках солнечные блики,
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего в зените,
Берегите Землю! Берегите.

2 ученик.

Смотрю на глобус – шар земной,
И вдруг вздохнул он, как живой,
И шепчут мне материки:
Ты береги нас, береги!

3 ученик.

В тревоге рощи и леса,
Роса на травах, как слеза!
И тихо просят родники:
Ты береги нас, береги!

4 ученик.

Грустит глубокая река,
Свои теряя берега.
И слышу голос я реки:
Ты береги нас, береги!

5 ученик.

Остановил олень свой бег:
Будь человеком, человек!
В тебя мы верим – не солги,
Ты береги нас, береги!

6 ученик.

Смотрю на глобус – шар земной.
Такой прекрасный и родной!
И шепчут губы на ветру:
«Я сберегу вас, сберегу!»

7 ученик.

Дерево, цветок, трава и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они.
На планете мы останемся одни.

8 ученик.

Нор звериных, птичьего гнезда
Разорять не будем никогда.
Пусть птенцам и маленьким зверятам
Хорошо живется с нами рядом.

Лунтик. До свидания, ребята, мне нужно лететь домой, солнышко уже садится. Я рад, что  побывал в гостях у детей, которые любят и охраняют природу своего края.

Дети. Прилетай к нам еще!