Географическая игра "Мы – туристы-краеведы"

Разделы: Внеклассная работа

Классы: 5, 6, 7


Организация игры: выбираются две команды из учащихся одного или нескольких классов в количестве 6-7 человек.  Остальные –  болельщики, зрители.  Учащиеся старших классов или наиболее знающие географию ученики этих классов  становятся членами судейской коллегии.

   Игра состоит из четырёх этапов.  Во время проведения I и II этапов предлагается разминка, в которой могут принять участие болельщики той или иной команды, тем самым помогая участникам заработать очки. Каждый этап  оценивается в 20 баллов. На IV этапе конкурс «Что вы знаете о Калининградской области» можно заменить в соответствии с тем регионом, где проживают учащиеся.

   Оборудование:

  1. Конверты с изображением рюкзака
  2. Наборы карточек
  3. Компасы
  4. Листы ватманской бумаги
  5. Карандаши цветные
  6. Ручки
  7. Призы для команд.

Ход занятия

I этап. Туристический.

Разминка: Какие правила нужно соблюдать, находясь на природе?
(Можно вспомнить, что бумаге до полного разложения необходимо 2 года, консервной банке – более 90 лет, полиэтиленовому пакету – более 200 лет, а стеклу – более 1000 лет.
Муравьи за день уничтожают 70 – 100 тысяч вредителей леса.)

Ответы:

  • Нельзя шуметь в лесу,
  • держаться вместе,
  • ходить нужно по тропинкам,
  • нельзя собирать незнакомые ягоды и грибы,
  • нельзя рвать цветы,
  • разводить костры нужно только строго в определённых местах,
  • убирать за собой мусор и. т. д.

Игра 1.

Командам выдаются конверты с изображением рюкзака. В конверт вложены карточки с названием различных предметов:
Ведро, ножницы, зонт, зубная щётка, кружка, стакан, вилка, компас, одеяло, свеча, котелок, палатка, топор, аптечка, кастрюля, спички, подушка, утюг, тетрадь, ложка, полотенце, сменное бельё, спальный мешок, фонарик, миска, книга, карандаши, ручка.

Задание:
Мы отправляемся в двухдневный поход с ночлегом. Какие предметы необходимо взять с собой?  Свой ответ поясните.

(Ответы: зубная щётка, кружка, компас, свеча, котелок, палатка, топор, аптечка, спички, подушка, ложка, полотенце, спальный мешок, фонарик, миска.)

Игра 2.

Мы отправляемся в трёхдневный поход, в котором участвуют 15   человек. Рассчитайте, какое количество продуктов нужно взять, какие именно продукты. Рассчитайте примерное меню.

Например:

  • крупа – 5 кг,
  • консервы – 30 банок,
  • картофель – 10 кг,
  • питьевая вода – 15 литров и.т.д.

II этап. Географический.

Разминка: «Самый, самый».

Назовите:

  • Самую высокую вершину (8848 м, Джомолунгма)
  • Самую глубокую впадину (11022 м, Марианская впадина)
  • Самую низкую точку на суше (-395 м, Гхор в районе Мёртвого моря)
  • Самую длинную реку (6671 км, Нил с Кагерой)
  • Самое глубокое озеро (1642 м, оз. Байкал)
  • Самую многоводную реку (Амазонка, 220000 м3/с)
  • Самое сухое место на Земле (пустыня Сахара)
  • Самое влажное место на Земле (г.Черапунджи, Южная Азия)
  • Самый крупный остров (Гренландия)
  • Самый высокий водопад (1054 м, Анхель в Южной Америке)
  • Самую маленькую птицу (колибри)
  • Самое холодное место в северном полушарии (г.Оймякон в Северо-Восточной Сибири)
  • Самое крупное млекопитающее (голубой кит)
  • Самое крупное животное суши (африканский слон)
  • Самую крупную птицу (страус).

Игра 1.  «Географические вопросы».
Задание:
Придумать 10  географических вопросов, ответы на которые начинаются с букв:
1)    «П»  или  «Н»
2)    «С»  или  «К».

Например:
1) Вулкан в Мексике - Попокатепетль, крупный участок земной коры – плита или платформа, горная порода – песок, полевой шпат, пемза, живые организмы, живущие в воде и не имеющие средств передвижения – планктон, вид сельскохозяйственных угодий – пашня, пастбище, быстрый и кратковременный подъём уровня реки – паводок.
2) Сильный ветер на Средиземном море – сирокко, лес в Амазонии – сельва, геологический период в истории Земли – силур, полезное ископаемое – серебряные руды, сурьмяные руды, тип почвы – серая лесная, солончак, прибор, записывающий колебания земной коры – сейсмограф.

Игра 2. «Кто быстрее?» (на 5 минут).
Задание: 
Вспомнить как можно больше географических терминов, которые оканчиваются на буквы:
1)    «Ь»  или  «Т»
2)    «В»  или  «К».
Дать объяснение этим терминам.

Например:
1) оттепель, Попокатепетль, Анхель, сель, скорость, ландшафт, шпат
2) рукав, Волхов, Саратов, Ижевск, Якутск, Красноярск, Нью-Йорк.

III этап. Топографический.

Игра 1. «Составление плана местности».
Задание: 
Составить план местности по предложенному описанию. Масштаб выбрать самостоятельно, применить условные знаки.

Вариант 1

Вариант 2

   Шоссе шириной 14 метров с асфальтовым покрытием тянется с севера на юг.  С восточной стороны вдоль шоссе тянется линия связи.  С шоссе перекрещивается грунтовая дорога, идущая с северо-востока на юго-запад. В 200 метрах от перекрёстка дорог находится опушка смешанного  леса и дом лесника. От дома лесника к перекрёстку ведёт полевая дорога.

   С севера на юг течёт река Талая шириной 12 метров. Через реку перекинут мост.  От моста на восток и запад идёт грунтовая дорога.  Около моста на восточном берегу находится отдельный дом, на западном берегу – кустарник, переходящий в редколесье.

Игра 2: «Определение азимута».
Этот этап конкурса можно проводить на местности, а в случае плохой погоды или других проблем – в аудитории.

Например:
определите азимут от футбольных ворот школьного стадиона до центрального входа в школу, подъездных ворот, магазина, жилого дома и др.

IV этап. Краеведческий
 
  Вопросы задаются по очереди  двум командам, в случае неверного ответа команде могут помочь болельщики.

Конкурс 1. «Что вы знаете о России?»

  1. Какова площадь России? (17,1млн кв. км)
  2. Какую часть суши занимает наша страна? (1/6)
  3. Сколько государств  граничит с Россией? (14)
  4. Сколько морей омывают берега России? (12)
  5. Знаете ли вы крайние точки России? (мыс Челюскин на севере, мыс Дежнёва на востоке, гора Базардюзю на юге, мыс Таран на западе)
  6. Назовите самое мелкое море на территории России (Азовское).
  7. Назовите самое глубокое море на территории России (Японское, 3720 м или Курильско-Камчатский жёлоб, 5500 м).
  8. Назовите самое глубокое озеро на территории России (Байкал).
  9. Назовите самый большой полуостров нашей страны (Таймыр).
  10. Какой остров у нас самый большой (Сахалин)?
  11. Назовите самую высокую вершину нашей страны (гора Эльбрус на Кавказе, 5642 м).
  12. Сколько республик в составе России (21)?
  13. Назовите самую большую по площади (Саха – Якутия).
  14. Что такое «национальный парк» (один из видов охраняемых природных территорий, где на малонарушенных ландшафтах сочетаются задачи охраны природы и строго контролируемого отдыха, чаще всего познавательного туризма)?
  15. Что называется заказником (один из видов охраняемых природных территорий, где постоянно или временно запрещены отдельные виды хозяйственной деятельности)?
  16. Сколько жителей в России (более 140 млн. человек)?
  17. Назовите самые крупные города России (города – миллионеры - Москва, Санкт – Петербург, Нижний Новгород, Новосибирск, Казань, Самара, Уфа, Екатеринбург, Челябинск, Ростов-на-Дону, Омск).

Конкурс 2. «Что вы знаете о Калининградской области?»

  1. В каком году был образован наш город (1255)?
  2. Назовите даты штурма Кенигсберга (6-9 апреля 1945 года).
  3. Когда была образована Калининградская область в составе РСФСР?
  4. С какими государствами граничит Калининградская область (Польша, Литва)?
  5. Назовите заливы, омывающие берега области (Куршский и Калининградский (Вислинский)).
  6. Какова площадь Калининградской области (15,1 тыс. кв. км)?
  7. Сколько административных районов в нашей области (13)?
  8. Сколько городов в нашей области (22)?
  9. Сколько жителей в нашей области (950 тыс. человек)?
  10. Сколько человек проживает в Калининграде (440 тыс. человек)?
  11. Назовите самую длинную реку области (Неман).
  12. Назовите самое глубокое озеро Калининградской области (Виштынецкое).
  13. Перечислите не менее 10 растений Калининградской области (например, ель, сосна, пихта, берёза, осина, тополь, дуб, бук, клён, каштан, ольха, сирень, черёмуха).
  14. Перечислите не менее 10 животных, которые обитают на территории Калининградской области (например, волк, заяц, косуля, благородный олень, кабан, крот, гадюка, полевая мышь, лось, лисица, ласка, белка,  бобр).
  15. Назовите самую зелёную улицу Калининграда (Кутузова).
  16. Когда был образован национальный парк «Куршская коса» (1987 год)?
  17. Сколько заказников есть в области (8 – Майско – Краснополянский, Каменский, Новосёловский, Дюнный, Громовский, Вислинская коса, Виштынецкий, Заповедный)?

Вопросы можно добавлять, изменять.

V. Заключительный этап: подведение итогов,  выявление и награждение  победителей.

Рекомендуемая литература по Калининградской области:

  1. Географический атлас Калининградской области (под ред. Орлёнка В.В.). К. Изд-во КГУ, 2002 год
  2. География Янтарного края России (под ред. Орлёнка В.В.) К., Янтарный сказ, 2004 год.
  3. Калининград. Памятники истории и культуры. ИД «Лето-Пресс», 2006 год.
  4. Калининградская область. Памятники истории и культуры. ИД «Лето-Пресс», 2006 год.
  5. Кученева Г.Г. Жемчужины зелёного мира. К. Кн. Изд-во, 1975 год.
  6. Литвин В.М. и др. Калининградская область. Природные ресурсы. К., Янтарный сказ,1999 год.
  7. Фёдоров Г.М. Знаете ли вы Калининградскую область? К. Изд-во РГУ им. Канта, 2006 год