Конспект урока географии "Растительность России" (8-й класс)

Разделы: География

Класс: 8


Цели:

1. Обобщить знания учащихся о природе своей страны.
2. Развивать умения учащихся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причины.
3. Воспитывать правильное отношение к действительности, формировать понимание необходимости охраны природы.

Оборудование: карта “Растительный и животный мир России”, картины заповедников, гербарий.

Ход работы

1. Организационный момент

Вступительное слово учителя – приветствие учеников, гостей, озвучивание цели урока.

Как велика моя страна.
Как широки ее просторы!
Озера, реки и поля,
Леса, и степь, и горы…
Раскинулась моя страна
От севера до юга:
Когда в одном краю весна,
В другом снега и вьюга.
В Москве ложатся спать сейчас,
Луна глядит в оконце.
Дальневосточник в тот же час
Встает встречая солнце.

Н.Забила.

Что можно сказать о величине территории России по стихотворению Н.Забила?

- Ребята! Мы изучаем природные компоненты и их размещения на территории России. Назовите их (Климат, рельеф, горные породы, воды, почвы, растительный и животный мир).

1 задание – Разминка. Методика “ Лоскутного одеяла”. Выходят по одному к доске с цветной карточкой на которой написаны вопросы. Ответив на вопрос, карточку прикрепляют на магнит к доске (двигательная активность).

  1. Самый большой по площади климатический пояс (умеренный)
  2. В каком часовом поясе находится Кемеровская область (в 6 часовом поясе).
  3. Граница между Европой и Азией (Уральские горы).
  4. Самый большой остров (Сахалин)
  5. Область низкого давления (циклон).
  6. Полюс холода в России (п. Оймякон – 71 ?С)
  7. Самая длинная река (Обь).
  8. Площадь России (17,1 млн. км?).
  9. Самое глубокое озеро (Байкал).
  10. Кратковременное поднятие уровня воды в реке (паводок).
  11. Кто назвал почвы “зеркалом ландшафта” (В.В. Докучаев).
  12. Почвы тайги (подзолистые или дерново-подзолистые).
  13. Какой перенос воздушных масс преобладает в умеренных широтах (западный).
  14. Основное свойство почвы (плодородие).
  15. Основное полезное ископаемое Западной Сибири (нефть, газ).
  16. В какую геологическую эру мы живем (в кайнозойскую).
  17. Высочайшая вершина России (г. Эльбрус 5642м).
  18. Самая протяженная граница (с Казахстаном).
  19. Большая часть морей принадлежит к (Северному ледовитому океану).
  20. Крайняя северная точка материковая (м.Челюскин).
  21. Кто изучал Уссурийский край (Н.М. Пржевальский).
  22. Сколько стран граничат с Россией (16 стран).
  23. Какого происхождения озеро Байкал (тектонического).
  24. Полезное ископаемое образующееся на болоте (торф).
  25. Равнины расположены на (платформах).

2 задание: Игра “Верно – неверно” на развитие внимания. Верно – хлопаем, неверно – топаем.

  1. Самые плодородные почвы – черноземы. Верно.
  2. Самая большая по площади природная зона - лесная. Верно.
  3. Россия омывается 4 океанами. Неверно.
  4. Россия граничит с Норвегией. Верно.
  5. Крайняя западная точка России мыс Альмади. Неверно.
  6. Россию пересекает экватор. Неверно.
  7. Река внутреннего стока Волга. Верно.
  8. Самое глубокое море России Берингово. Верно.
  9. На Дальнем Востоке резко-континентальный климат. Неверно.
  10. Самая полноводная река Енисей. Верно.
  11. Самые плодородные почвы черноземы расположены в тайге. Неверно.
  12. Горной рекой является Терек. Верно.

Изучение новой темы.

1) Работы с текстом параграфа 18 стр. 100-101 (3 абзаца).
2) Вычерчивание схемы “Факторы, влияющие на растительность”.

А) климат (тепло и влага).
Б) грунтовые воды.
В) почвы.
Г) рельеф.
Д) деятельность человека.

Физминутка для глаз (глазодвигательное упражнение)

Исходное положение-сидя. Движения глаз вверх, вниз, направо, налево необходимо совмещать с дыханием. На фазе глубокого вдоха необходимо сделать движения глазами, затем удержать глаза в крайнем латеральном положении на фазе задержки дыхания. Возврат в исходное положение сопровождается пассивным выдохом. Упражнение выполняется с легко прикушенным языком 2-3 раза.

3 задание: Работа в парах (формирование пар по подбору одинаковых открыток).

1 пара: По карте атласа №25 перечислить все природные зоны страны. Какая природная зона занимает наибольшую площадь.

2 пара: Используя рис. 47 стр. 102 учебника назвать типичных представителей древесной растительности. Самое распространенное дерево.

3 пара: Используя карту атласа №20 назвать растительность Западной - Сибирской равнины с севера на юг.

4 пара: Из выражения “Лес - наше богатство” подберите географические термины.

5 пара: Используя карту атласа Кемеровской области стр.14 назвать представителей растительного мира лесостепей и степей.

6 пара: По карте атласа стр.19 назвать основные типы почв Западно-Сибирской равнины.

7 пара: Охарактеризуйте рельеф Западно-Сибирской равнины по карте №14.

8 пара: По карте атласа стр. 17 охарактеризуйте климат Западно-Сибирской равнины.

9 пара: По карте атласа стр.4 Кемеровской области дайте характеристику рельефа Кемеровской области.

10 пара: По карте атласа Кемеровской области стр.10. Назовите с/х культуры и таежные промыслы области.

Гимнастика по профилактике ОРВИ и активизации умственной деятельности. (Массаж активных, болевых точек на ладони руки между большим и указательным пальцем).

4 задание: Назовите лекарственное растение и его применение.

Например:

Подорожник - останавливает кровотечение и т.д.

5 задание: Рефлексия.

Что
Как
Зачем

Делали?

Подведение итогов урока учителем. Гостей угощаем чаем из трав.

Самооценка на доске (каждый ученик выходит с выбранным символом и вокруг “лоскутного одеяла” устанавливает его на магните)