Урок-исследование "Станет ли Калининградская область регионом Международного туризма?"

Разделы: География

Класс: 9


Уроки исследования - это такие уроки, где активный самостоятельный поиск решения поставленной учителем задачи является содержанием всего урока. Итогом работы станут выводы, самостоятельно полученные школьниками. В данной ситуации используется групповое выполнение исследовательской работы учащимися.

Цели и задачи:

  • Охарактеризовать факторы развития туристической деятельности на территории Калининградской области;
  • Развивать умение работать с картографическими и статистическими материалами;
  • Сформировать представление об уровне развития туризма и его географии на территории области;
  • Сформулировать проблемы, стоящие перед рекреационным комплексом области;
  • Определить перспективы развития сферы туризма на территории Калининградской области

Оборудование:

Политическая карта мира, политико-административная карта России, физическая карта Калининградской области, карточки-задания для групп, статистические материалы.

Организационный момент: урок условно можно разделить на три части. Во время первой фронтально обсуждаются современные особенности развития туристической сферы в отдельных странах мира, в России и Калининградской области. На втором этапе класс делится на группы по 4-5 человек. Каждая группа получает лист - программу со специальными заданиями. По листу - программе группа проводит мини- исследование по предложенным вопросам через обработку текстовых, картографических и статистических материалов. Результаты исследования обобщаются в устной форме во время третьего этапа урока.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

Международный туризм - одна из форм обмена услугами.

Международный туризм оказывает очень большое воздействие на социально-экономическое развитие отдельных стран. В наибольшей степени оно проявляется в увеличении занятости и создания, соответственно, новых рабочих мест для коренного населения. Уже в середине 1990-х годов в данной сфере было занято 130 млн. человек. Основные объекты такой занятости - так называемая "индустрия туризма".

  • Гостиницы, мотели, кемпинги, пансионаты, предприятия общепита.
  • Туристические фирмы.
  • Транспортные организации, отвечающие за перевозку туристов.
  • Учебные заведения, обеспечивающие подготовку туристических кадров.
  • Информационные и рекламные службы.
  • Органы управления туризмом
  • Предприятия по производству товаров туристического сервиса.
  • Предприятия розничной торговли.

Второй, немаловажный аспект - высокая доходность туристического бизнеса. Так, доходы от туризма в конце 90-х годов во Франции составили 29,7 млрд. долл., в Испании - 29,6, в Польше - 8,4, в России - 7,1. И, наконец, развитие туризма стимулирует развитие других секторов экономики - торговли, общественного питания, транспорта, пищевой и лёгкой промышленности.

Факторами, влияющими на развитие туризма, принято считать следующие: социально- экономические факторы, рекреационно-ресурсный потенциал территории, развитие инфраструктуры и фактор географического положения.

Калининградская область - единственная в России курортная территория на Балтийском море, уголок Европы с мягким климатом, бело-золотистыми песчаными пляжами, фантастическими дюнами заповедной Куршской косы.

2. Задание: используя приложение1, сравните данные по количеству туристов, посещающих ежегодно Калининградскую область и страны - лидеры. Отдельно сравните показатели по Калининградской области со среднероссийскими. Сделайте вывод об эффективности работы туристического сектора в нашей области. Как вы объясните полученные результаты?

3. Групповая работа по исследованию проблем туристического комплекса Калининградской области.

Лист - программа 1 группы.

Задание: оцените уровень социально - экономического развития Калининградской области по следующим критериям:

- общий уровень развития территории, структура хозяйства;

- качество жизни, образовательный уровень населения;

- степень урбанизированности и мобильности населения;

- политическая стабильность региона.

Лист - программа 2 группы.

Задание: оцените возможности инфраструктурного комплекса Калининградской области для развития туристической деятельности. Для этого:

- охарактеризуйте наличие средств размещения туристов в области, количество мест и.т.д.

- оцените перспективы строительства будущих гостиниц, домов отдыха, пансионатов, кемпингов и других объектов рекреационного комплекса;

- оцените возможности транспортного комплекса для въезда - выезда в область и перемещения внутри неё.

Для подготовки используйте дополнительно следующие данные.

Таблица 4.

Средства для одновременного размещения туристов на территории

Калининградской области (2000 г.).

Средства размещения Общее количество объектов Вместимость, количество мест
Гостиницы 48 3122
Санатории 16 3744
Пансионаты 13 951
Дома отдыха 11 560
Туристические базы 24 2391
Детские оздоровительные лагеря 22 540
Всего 117 11308

Лист - программа 3 группы.

Задание: оцените рекреационно-ресурсный потенциал Калининградской области. Для ответа используйте следующие вопросы:

  • назовите существующие зоны развития туризма в области и охарактеризуйте их с точки зрения оценки природных условий;
  • предположите территории, перспективные для развития туризма;
  • какие исторические места могут привлекать туристов в нашу область?
  • какие культурные объекты (музеи, парки, театры, Концертные залы и. т.п.) есть в нашей области?

Лист - программа 4 группы.

Задание: охарактеризуйте физико-географическое, транспортно- географическое и геополитическое (в т. ч. близость к очагам международных конфликтов) положение Калининградской области. Для этого используйте типовые планы характеристики.

Лист - программа 5 группы.

Задание: предположите виды туризма, возможные для развития в Калининградской области. Обоснуйте свою точку зрения. Для работы используйте следующие данные.

Ошибка! Закладка не определена.

Таблица 5. Структура посещений Калининградской области туристами по целям в 2003 году.

Основные цели посещений Доля в общем объёме прибытий, %
Служебные 38
Организованные туристические 57
Частные 5

4.Отчёт групп по предложенным вопросам.

Совместное обсуждение центрального вопроса урока: "Станет ли Калининградская область регионом международного туризма"? Выделение современных проблем туристско-рекреационного комплекса Калининградской области и перспектив дальнейшего, более эффективного его развития.

Приложение.