Конспект проведения "Психологической гостиной" на тему "Учителя и ученики. Счастье – это когда тебя понимают"

Разделы: Школьная психологическая служба


Цель: Создание атмосферы безопасности и доверия между учителями и учащимися, условий для лучшего взаимопонимания между ними.

Участники: педагоги и учащиеся старшей или средней школы (8-9классы), хозяйка гостиной (учитель или старшеклассница), ведущий (психолог).

Предварительная подготовка. Среди учащихся 10-11 (8-9) классов проводится анкетирование по теме "гостиной". Анализ ответов на вопросы анкеты служит основой для ведущего при обсуждении заявленной проблемы.

Анкета.

Существует ли проблема "отцов и детей" в нашей школе? В чем она проявляется?

Часто ли вы общаетесь с учителями вне рамок урока? Какие проблемы обсуждаете?

Есть ли среди учителей тот, кого вы считаете своим другом и наставником?

Закончите предложение:

  • основная роль педагога заключается в том :::
  • если бы я был учителем :::.
  • я бы хотел походить на тех учителей ::.
  • мне не нравятся учителя, которые :..

(Содержание анкеты может быть изменено исходя из возраста школьников, так как учащиеся 8-9 классов могут не совсем ясно представлять себе содержание проблемы "отцов и детей").

По числу участников изготавливаются открытки отдельно для учителей и учащихся с изображением символа, характеризующего тему обсуждения или эпиграфа к этой теме: "Счастье - это когда тебя понимают". Обратная сторона открыток содержит вопросы для "интервью по личным вопросам".

Для участия в "гостиной" приглашаются участники школьного вокального ансамбля.

Приглашенным предлагается подготовить дружеские сувениры для участников "гостиной" - продукты творчества: поделки, исполнение музыкальных произведений, стихи, рисунки, полезные советы и др.

Сувениры для гостей готовят также хозяйка гостиной и ведущий.

Примерный сценарий ведения "гостиной".

Украшенная цветами комната. Звучит негромкая музыка. У дверей гостей встречает хозяйка гостиной, вручая каждому гостю открытку с вопросом. Помогает рассаживаться, создает атмосферу дружелюбия и гостеприимства, приветствует пришедших, представляет ведущего.

1. Вступление.

Начало обсуждения темы гостиной открывается вступительным словом ведущего: - "Про школу сочинено много стихов, спето песен. И лейтмотив их: как здорово учиться в школе, "вычитать и умножать, малышей не обижать", а как нежно вспоминается "учительница первая моя"! И вообще какими чудесными были школьные годы . . . Многие взрослые вспоминают о своих школьных годах с легкой ностальгией. Это время окутывается флером давно ушедшего "беззаботного" детства.

Однако, если быть честным, то при ближайшем рассмотрении в школьном детстве, отрочестве, юности бывает немало проблем, которые доставляют неприятности и огорчения, портят настроение.

Решающую роль в том, как ученики, да и учителя тоже, воспринимают школу, как они себя в ней чувствуют, играет стиль взаимоотношений сложившийся в школе между педагогами и их учениками.

  • Каковы пути достижения взаимопонимания между учителями и учениками?
  • Как проявить свою личность, свою уникальность не только ученику, но и учителю, чтобы самореализоваться, ощутить радость от пребывания в школе?

Вот круг вопросов, которые хотелось бы в перспективе обсудить в нашей психологической гостиной.

2. "Интервью по личным вопросам".

Ведущий: " Хотя все присутствующие в гостиной давно знают друг друга, тем не менее, полезно и интересно познакомиться еще ближе. Для этого я предлагаю провести "Интервью по личным вопросам". Попрошу ответить на вопросы, помещенные на обороте открытки, врученной вам при входе. Естественно, эти вопросы затрагивают проблемы школы и нас в ней. Кто начнет, учителя или ученики?

Примерное содержание вопросов, помещенных на открытках для педагогов:

  • С какими учениками Вам приятнее всего иметь дело?
  • С какими учениками легче всего иметь дело?
  • Какой ученик самый трудный?
  • Опишите идеальный класс.
  • Ваша цель как учителя?
  • Как Вы стали учителем?
  • Если бы Вам предложили высокооплачиваемую работу вне школы, как бы Вы поступили?
  • Что самое трудное (неприятное) в профессии учителя?
  • Похожи ли Ваши собственные дети на идеальных учеников?
  • Школа - это проза или поэзия?
  • Нужна ли в школе отметка?
  • Если бы Вам представилось возможность выступить в качестве актера, то какую бы роль Вы смоли бы сыграть лучше всего?
  • Ваш профессиональный девиз.
  • Как Вы видите будущее нашей школы?

Примерное содержание вопросов, помещенных на открытках для учащихся.

  • С какими учителями Вам приятнее всего иметь дело?
  • Пять характеристик идеального учителя.
  • Ваша цель как учащегося?
  • Если бы Вам предложили свободное посещение уроков, как бы Вы поступили?
  • Что самое трудное (неприятное) в позиции ученика?
  • Похожи ли Ваши учителя на Ваших родителей?
  • Может ли учителя заменить обучающие компьютерные программы?
  • Школа - это проза или поэзия?
  • Нужна ли в школе отметка?
  • Если бы Вам представилось возможность снять фильм в качестве режиссера, про что был бы этот фильм?
  • Ваш жизненный девиз.
  • Какого цвета настроение у Вас в школе?
  • Что самое приятное в нашей школе?
  • Что самое неприятное в нашей школе?
  • Как Вы видите будущее нашей школы?

Приглашенные отвечают на вопросы.

Ведущий: " Дорогие учителя и ученики, надеюсь, что благодаря этому интервью вы обогатили новыми красками портреты друг друга по отношению к школе и школьным проблемам. Многие из вас почувствовали, как нелегко иногда бывает ответить на казалось бы простые вопросы. И поэтому я предлагаю вам отдохнуть". ( Звучит песня в исполнении школьного вокального ансамбля).

3. "Ассоциации".

Ведущий: "Как не вспомнить, что учителя - это бывшие ученики. И как написал один ученик в анкете: - "Учитель не должен считать себя выше учеников, ведь учителя тоже были учениками, такими, как мы сейчас и тоже совершали ошибки. Важным качеством хорошего учителя является умение встать на позицию ученика". Я предлагаю учителям на несколько минут представить себя очень-очень юным, вспомнить свои впечатления о школьных годах, сцены из своего детства, поделиться теми ассоциациями, которые возникли у них при словах "школьные годы". (Тихо звучит музыка, располагающая к воспоминаниям).

4. "Рука друга".

Ведущий: "В жизни каждого из нас бывают трудные ситуации, когда нам нужна поддержка и совет. Думаю, что в этой гостиной каждый найдет себе друга, к которому можно обратиться за помощью и советом". ( Ведущий показывает конверты, в которых находятся описания возможных проблем учеников и учителей). Прошу желающих стать "субъектом проблемы". "Субъект" сообщает о своей проблеме присутствующим, которые могут предложить ему свою помощь или дать совет. Нужно выбрать один из вариантов помощи, подойти и, протянув руку, произнести "Я выбираю твою помощь", "Я принимаю твой совет".

Проблемы учеников.

Я ничего не успеваю делать. Хочется заниматься своими любимыми делами, но задают много уроков. Последнее время стал(а) вообще ничего не делать, "сижу" в интернете. Родители читают нотации. Надоело.

Мне учителя занижают оценки. Вот пример: выучил(а) параграф наизусть, почти слово в слово, ответил(а), а пятерку так и не поставили. Несправедливо.

 Я хочу одеваться модно и современно, но это раздражает некоторых учителей. Не понимают они нас, как будто сами молодыми не были.

"Классная" замучила нравоучениями о скромном поведении. Ей кажется, что мы слишком вольно ведем себя на переменах. Сегодня целый урок воспитывала нас на тему: "Обниматься в школе неприлично". А если мы любим друг друга.

Проблемы учителей.

  1. Второй раз в походе участвует только половина класса. Обидно, сами просили, а затем подвели. Что происходит?
  2. Меня беспокоит, что девочки чрезмерно используют косметику. Приходят в школу похожие на индейцев в боевой раскраске. Как доказать им, что они красивы своей молодостью и свежестью?
  3. Не могу понять своего ученика. Четвертая двойка подряд. Совсем перестал учиться, хотя прекрасно знает, что впереди ЕГЭ. Обещает исправиться, а воз и ныне там.
  4. У меня на уроке один ученик выставляет ноги в проход так, что другие ученики спотыкаются. Он проделывает это постоянно, несмотря на мои замечания. Чего он добивается?

5. "Сувенир".

Ведущий: "Спасибо дорогие гости. Вы показали, что в трудной ситуации мы всегда можем найти помощь и поддержку друг у друга. А теперь наступает момент дружеских сувениров. Сувениром может быть что угодно: музыка, песня, танец, стихотворение, полезный совет, поделка. Попрошу учащихся вручить сувениры педагогам, а педагогов - ученикам. (Хозяйка и ведущий следят за тем, чтобы никто не остался без сувениров).

6. "Стоя в прихожей."

Хозяйка гостиной: " Наступает момент прощания. Мы надеемся, что общение в нашей "психологической гостиной" доставило всем удовольствие и принесло пользу. Очень хочется знать ваше мнение о проведенном здесь времени. Итак "стоя в прихожей, я хочу сказать :". ( Гости высказывают свое мнение, предлагают темы следующей "Психологической гостиной").