Влияние уровня агрессивности на профессиональную деятельность в профессиональном училище № 55

Разделы: Школьная психологическая служба


На современном этапе развития социальной психологии особое место занимает изучение агрессивности человека, более того детской и подростковой агрессивности. Поэтому проблема роста агрессивности все более активно обсуждается в семье, школе, обществе.

Объектом исследования является агрессия, а предметом исследования является влияние уровня агрессивности на профессиональную деятельность.

Целью исследования является изучение влияния агрессивности на выбор профессиональной деятельности.

Цель исследования определила следующие задачи:

  1. исследовать агрессивное поведение у учащихся;
  2. выявить специфику агрессивного поведения, в зависимости от профессиональных предпочтений.

Экспериментальной базой исследования послужили учащиеся первого курса профессионального училища №55. Было обследовано 40 учащихся.

Из них:

  • группа «продавец, контролер – кассир» – 10 человек;
  • группа «программист ЭВМ» – 10 человек;
  • группа «сварщик» – 10 человек;
  • группа «повар - кондитер» – 10 человек.

Их возраст 15 -18 лет.

Мной в практической части был выбран метод тестов, наблюдение и анкетирование. В качестве методики исследования был выбран тест Басса – Дарки на агрессивность.

Для проведения исследования я протестировала учащихся первого курса профессионального училища №55 в количестве 40 человек (4 группы в каждой по 10 человек).

  • группа «продавец, контролер – кассир» – 10 человек;
  • группа «программист ЭВМ» – 10 человек;
  • группа «сварщик» – 10 человек;
  • группа «повар - кондитер» – 10 человек.

Первый курс был выбран так как их желание, установка, ожидание от профессии еще не изменились в отличии от четвертого курса. А так как они считают, что профессиональное предпочтение – это сублимация, нам важно узнать человека на этапе вхождения в профессию.

Исследование влияния агрессии на профессиональные предпочтения учащихся проходило по следующим этапам:

  1. психодиагностика, наблюдение, анкетирование;
  2. интерпретация результатов.

Анализ и интерпретация результатов тестирования по определению уровня агрессивности Басса – Дарки.

На основе полученных ответов на тест, выявляются проявления агрессии у учащихся.

Выделяются следующие реакции:

  1. физическая агрессия;

  2. косвенная агрессия;

  3. раздражение;

  4. негативизм;

  5. обида;

  6. подозрительность;

  7. вербальная агрессия;

  8. чувство вины.

Реакции 5 и 6 можно определить как враждебные, реакции 1,2,7 – как агрессивные. К особым реакциям отнесены реакции «Раздражение», «Негативизм» и «Чувство вины» (3,4,8), без которых анализ враждебности и агрессивных реакций был бы недостаточно полным.

Результаты диагностики учащихся с помощью методики Басса – Дарки

Подсчет суммы баллов по каждому из видов реакций у испытуемого, осуществляется с помощью кода ответов. Приложение1

Выдели наиболее преобладающие реакции у учащихся группы программистов ЭВМ - это физическая агрессия, вербальная агрессия, чувство вины и раздражение. Приложение2

Подсчитаем среднее арифметическое значение по каждой реакции из 8 перечисленных у учащихся группы «продавец, контролер - кассир».

Выделим наиболее преобладающие реакции у учащихся группы «продавец, контролер - кассир» - это физическая агрессия, вербальная агрессия, чувство вины и раздражение. Приложение3

Подсчитаем среднее арифметическое значение по каждой реакции из 8 перечисленных у учащихся группы «сварщик». Выделим наиболее преобладающие реакции у учащихся группы «сварщик» - это физическая агрессия, вербальная агрессия, чувство вины и раздражение. Приложение4

Подсчитаем среднее арифметическое значение по каждой реакции из 8 перечисленных у учащихся группы «повар - кондитер». Выделим наиболее преобладающие реакции у учащихся группы «повар - кондитер». Это физическая агрессия, вербальная агрессия, раздражение и подозрительность. Приложение5

Анализ результатов исследования.

На основе данных сравнительного анализа выявлено, что такие социально – психологические факторы как: физическая агрессия; вербальная агрессия; эмоциональная раздражительность; чувство вины в большей степени проявляются у учащихся, которые выбрали профессию «продавец, контролер - кассир». Приложение6

В результате исследования, явно видно, что вербальная агрессия близка к максимуму, а физическая агрессия, чувство вины и эмоциональное раздражение выше среднего. Данные сравнительного анализа учащихся, профессий оператора ЭВМ, сварщик, повар - кондитер, выявлено, что такие социально – психологические факторы как: физическая агрессия, вербальная агрессия, эмоциональная раздражительность и чувство вины немного ниже, чем у учащихся группы продавец. Среди групп студентов самая высокая:

Вербальная агрессия:

  • продавец,

  • контролер - кассир;

  • сварщик;

  • программист ЭВМ;

  • повар - кондитер.

Физическая агрессия:

  • продавец,

  • контролер - кассир;

  • программист ЭВМ;

  • сварщик,

  • повар - кондитер.

Эмоциональное раздражение:

  • продавец,

  • контролер - кассир;

  • сварщик;

  • программист ЭВМ;

  • повар - кондитер.

Чувство вины:

  • продавец,

  • контролер - кассир;

  • сварщик;

  • программист ЭВМ;

  • повар - кондитер.

Метод наблюдения

Присутствуя на занятиях у учащихся, я вела дневник наблюдения, записывая все их движения тела, позы, реакции.

Группа «продавец, контролер – кассир». В процессе наблюдения за группой продавцов я увидела основные невербальные способы общения среди учащихся: часто хмурят брови, уголки рта опущены, подбородок вперёд; руки скрещены и сжаты в кулаки, ноги скрещены; в перерывах часто курят, движение дыма направлено вниз; взгляд из подлобья; девушки часто снимают и одевают кольца, поправляют их; улыбка похожа на оскал зубов; при общении в перерывах между занятиями держат руки на поясе, грудь вперёд. В книге Аллана Пиз « Язык телодвижений» все эти невербальные способы общения говорят о негативизме, агрессии, напористости, тревожности учащихся этой группы. Изучив их профессиональные качества, продавец должен обладать следующими качествами: высокая коммуникабельность, напористость, умение убеждать, психологическое чутьё и высокие моральные качества. Продавец работает с людьми, с большим количеством денежных купюр.

Группа операторов ЭВМ. В процессе наблюдения за группой операторов ЭВМ, я увидела такие способы невербального общения, как: частое движение рук, постукивание пальцев, вертят в руках ручки, карандаши, линейки; скрещивание ног, нахмуренные брови, учащиеся, которые носят очки, смотрят поверх очков. Все эти телодвижения выражают тревожность, негативизм, агрессию, в основе этих движений - руки. Изучив профессиональные качества операторов ЭВМ, их физическая нагрузка мала. Эта специальность требует разнообразных и углубленных знаний (математика, вычислительная техника, принцип работы современных операционных систем и т. д.)

Группа повар - кондитер. Способы невербального общения – у учащихся очень часто наблюдается: руки заложены за голову, ноги сложены в замок, уголки рта опущены, вертят в руках ручки, карандаши, скрещивание ног. Специальность поваров требует творческого подхода к профессии. Обращаясь к автору книги А.Пиз «Язык телодвижений» все эти невербальные способы общений вызывают нервозность, оборонительное положение, негативизм. Это присуще людям, которые выбирают профессию повар - кондитер.

Группа сварщик. Способы невербального общения – часто наблюдается взгляд из подлобья, нахмуренные брови, обхват предплечий, скрещивание рук на груди. Все эти невербальные способы общения говорят о сдерживании негативных эмоций, о враждебности. Профессиональные качества сварщиков – точным линейным и объёмным глазомером, техническим мышлением, устойчивостью внимания, углубленное изучение таких наук, как физика, математика, механика, электротехника.

Метод анкетирования

Анкетирование проводилось среди учащихся ПУ №55 (групп: «продавец, контролер – кассир», «программист ЭВМ», «сварщик» и «повар - кондитер» ). По анкете, разработанной специалистами Кемеровского областного центра профориентации молодежи и психологической поддержки населения (выборочно). Приложение7

Выбрав профессию, студенты руководствовались определёнными критериями и характеристиками. В ходе исследования респондентами было предложено из списка различных мотивов выбора профессии выбрать три наиболее важных для них.

В ядро наиболее важных мотивов, которыми руководствовались учащиеся при выборе профессий, вошли:

  1. « даёт материальный достаток» (50%) (продавцы – 22%, программисты – 20%, сварщики – 2%, повара – 6%);

  2. « даёт возможность заняться интересным делом» (50%) (продавцы – 23%, программисты – 19%, сварщики – 3%, повара – 5%);

  3. « даёт возможность сделать карьеру» (31%), (продавцы – 14%, программисты – 11%, сварщики – 2%, повара – 4%);

  4. « даёт возможность самореализоваться» (30%) (продавцы – 12%, программисты -10%, сварщики – 4%, повара – 4%);

  5. « мои родители (близкие) настаивали на выборе этой профессии» (30%), (продавцы – 13%, программисты – 10%, сварщики – 2%, повара – 5%);

  6. « она соответствует моему характеру» (25%) (продавцы – 10%, программисты - 8%, сварщики – 3%, повара – 4%). Приложение8

Это можно оценить как юношеский оптимизм, когда хотелось бы совместить подчас несовместимые вещи: желание заниматься высокооплачиваемым и в то же время интересным делом. А может быть, интерес к профессии для учащихся и заключается в высоком заработке, который рассматривается современной молодёжью как шаг к определённому социальному положению. Материальный аспект профессиональной деятельности воспринимается не как вторичная сторона, при приоритете самореализации и внесении вклада в общее дело, развитие общества, страны, а как жизненная первичная потребность для воспроизведения образа успешного человека, живущего в обществе потребления. В тоже время желание материального благополучия, достойного вознаграждения за труд, для полноценной жизнедеятельности – нормальное желание для молодых людей.

Условия труда как фактор выбора профессии называются учащимися ещё реже, лишь 12% респондентов отметили данный мотив. В целом большинство учащихся плохо представляют себе процесс труда вообще, они не знают с реальной многоаспектности трудовой деятельности, требований к профессионально важным качествам в рамках отдельных профессий и специальностей. Таким образом, подавляющее большинство учащихся не считает условия труда значимыми при выборе профессии. Это, с одной стороны, может свидетельствовать об абстрактных представлениях, о работе как таковой, а с другой, об отсутствии интереса к рабочим специальностям, профессиям физического труда, имеющим специфические условия. Подводя итог анализа мотивов выбора профессии, можно заключить, что учащиеся в целом ориентированы на такую работу, которая является «высокооплачиваемой, интересной и позволяет сделать карьеру».

Выводы:

На основании практического исследования и по результатам проведенного исследования, можно сделать следующие выводы:

1. На основе данных сравнительного анализа выявлено, что такие социально – психологические факторы как:

  • физическая агрессия;

  • вербальная агрессия;

  • эмоциональная раздражительность;

  • чувство вины в большей степени проявляются у учащихся, которые выбрали профессию продавец.

У группы продавец, контролер - кассир вербальная агрессия близка к максимуму, а физическая агрессия, чувство вины и эмоциональное раздражение выше среднего.

Данные сравнительного анализа учащихся, таких профессий оператор ЭВМ, сварщик, повар - кондитер, выявлено, что такие социально – психологические факторы как: физическая агрессия, вербальная агрессия, эмоциональная раздражительность и чувство вины немного ниже, чем у учащихся группы продавец, контролер - кассир.

Среди групп студентов самая высокая:

Вербальная агрессия:

  1. продавец, контролер - кассир;
  2. сварщик;
  3. оператор ЭВМ;
  4. повар - кондитер.

Физическая агрессия:

  1. продавец, контролер - кассир;
  2. оператор ЭВМ;
  3. сварщик;
  4. повар - кондитер.

Эмоциональное раздражение:

  1. продавец, контролер - кассир;
  2. повар - кондитер;
  3. оператор ЭВМ;
  4. сварщик.

Чувство вины:

  1. продавец, контролер - кассир;

  2. повар - кондитер;

  3. оператор ЭВМ;

  4. сварщик.

Данные сравнительного анализа учащихся: используя метод наблюдения, было выявлено, что у учащихся высокая тревожность, негативное отношение к окружающим. У продавцов более выражена напористость, оборонительное положение. У группы операторов выражена тревожность, в основном, в движениях рук. У группы поваров выражено сдерживание негативных эмоций. У группы сварщиков выражено раздражение, нервозность.

При использовании метода анкетирования – интерес к профессии для учащихся заключается в высоком заработке, желание материального благополучия, желание заниматься высокооплачиваемым и в то же время интересным делом, в значительной степени влияет мнение родителей, влияние образовательного статуса семьи.

Используя методы тестирования, наблюдения и анкетирования выделяются наиболее высокая агрессивность у учащихся группы продавец, контролер - кассир, что частично соответствует людям, которые хотят справиться т.е. использует косвенную агрессию.

В группе операторов наблюдается высокая вербальная агрессия, люди этой профессии свою агрессию переносят на клавиатуру при печати документов.

В группах повар - кондитер и сварщик также наблюдается высокая вербальная агрессия, физическая агрессия, раздражение, что незначительно меньше, чем в других группах.

На выбор профессии молодыми людьми в значительной степени влияет мнение родителей. Обнаружено влияние социально – образовательного статуса семьи на структуру мотивов выбора профессии учащимися. Профессии, которые молодежь относит к престижным и перспективным.

Данная практическая работа частично подтверждает мою гипотезу: агрессия влияет на выбор профессиональной деятельности.