"Экологические проблемы Алтайского горного региона. Охрана природы" (технологическая карта урока биологии для 9–11-х классов)

Разделы: Биология, Экология


Цели:

  • Распространение знаний о регионе Большого Алтая.
  • Формирование целостного восприятия природы.
  • Выявление экологических проблем Алтая трансрегионального.
  • Развивать у учащихся познавательный интерес и гуманистическое отношение к природе.
  • Научить применять свои знания для оценки  деятельности человека на конкретных примерах.
  • Изучить виды растений и животных находящиеся под охраной

Задачи:

  • Активизировать деятельность учащихся при изучении влияния антропогенных факторов на окружающую среду.
  • Формировать умение работать в команде.
  • Совершенствовать такие интеллектуальные умения, как анализ и обобщение полученного материала, способность излагать собственные мысли.

Оборудование: географическая карта, мультимедийный проектор, экран

Личная значимость: каждый человек может внести свой вклад в сохранение живого мира, нужно знать и соблюдать правила поведения в природе.

План урока:

  1. Актуализация знаний.
  2. Алтайский горный регион – «визитная карточка».
  3. Влияние человека на растительный и животный мир.
  4. Рефлексия учащихся по теме урока.
  5. Заключение

Методы обучения: Проблемный. Частично поисковый

Формы организации учебной деятельности: Проблемный, комбинированный урок, работа в группах.

Приёмы деятельности учителя: обсуждение проблемы урока, демонстрация слайдов, организация групповой работы учащихся, подведение итогов.

Организация деятельности учащихся: обсуждают проблему урока, делают краткие записи, выполняют мини – проект, делают выводы по уроку.

Развитие умений учащихся: использовать имеющиеся знания, сравнивать, обобщать,  работать в группе в заданном темпе, делать выводы.

Основные понятия и термины урока: заказник, заповедник, природные парки, Красная книга, экологический кризис, экологические проблемы, антропогенный фактор, природоохранительные мероприятия.

Источники информации: интернет – ресурсы, материалы Greenpeace Russia «Всемирное природное наследие в России», Красные книги.

Домашнее задание по выбору учащихся: написать рассказ, сделать визитную карточку, рисунок, предложить меры охраны для охраняемых видов: ревень алтайский, кандык сибирский, аргали – алтайский горный баран и вид, распространённый также в нашей местности, орёл степной.

Оценки за выполненные задания.

Краткое содержание урока

1. Актуализация знаний.

Проблемный вопрос: Есть ли положительное влияние человека на природу?

2. Алтайский горный регион – «визитная карточка».

Так называется природно-культурный уникальный комплекс Центральной Азии, расположен на стыке границ России, Монголии, Китая и Казахстана. Около 50% территории региона расположено в России, 30% - в Монголии и по 10% - в Казахстане и Китае. В административном плане регион охватывает Республику Алтай. Представители России, Монголии, Китая и Казахстана на конференции "Устойчивое развитие Центральной Азии" в г. Урумчи, Китай, сентябрь 1998г., договорились, что "под Алтайским горным регионом понимается приграничные районы Китая (Алтайский округ Синьцзян Уйгурского автономного региона - СУАР), России (Республика Алтай и Алтайский край), Казахстана (Восточно-Казахстанская область) и Монголии (аймаки Баян - Ульгий и Ховд). Алтайский горный регион в последние годы стал объектом пристального международного внимания. Регион богат природными ресурсами, но при этом актуальной проблемой остаётся сохранение биологического разнообразия, охрана окружающей среды. Алтайский горный регион (Алтае - Саянские горные леса) входит в число 200 ключевых экорегионов мира, имеющих выдающееся значение по богатству и разнообразию видов, сообществ и экологических процессов.

3. Влияние человека на растительный и животный мир. Антропогенные факторы, отрицательно воздействующие на природу региона.

Содержание деятельности человека

Последствия данной деятельности

Прямое истребление биологических видов.

Численность снежного барса, аргали исчисляется единицами, несколькими десятками особей.

Загрязнение ракетным топливом – гептилом вод и почвы.

Последствия ещё полностью не изучены, известно,  что гептил – сильный мутаген и канцероген.

Чрезмерный выпас скота, особенно на высокогорных пастбищах.

Деградация пастбищ и снижение продуктивности почв, вытеснение диких копытных.

Вырубка леса, лесные пожары.

Разрушение почв, гибель или отступление лесных животных.

Браконьерство и слабость служб охраны окружающей среды

Уменьшение численности охраняемых видов

Несанкционированный сбор лекарственного сырья

Уменьшение численности охраняемых видов

Неконтролируемый туризм

Загрязнение бытовым мусором, нарушение «покоя» диких животных

Транспортные перевозки и строительство

Создают плодородную почву для произрастания новых видов растений и распространения животных, что вызывает потенциальную угрозу окружающей среде

4. Познавательные задания для учащихся по растениям и животным региона, находящимся под охраной.

Вам представлена информация о  краснокнижных растениях и животных, Внимательно изучите материал, продумайте и сформулируйте меры охраны данных видов. Назовите ограничивающие факторы, которые отрицательно влияют на их распространение и расселение.

БалобанОтряд Соколообразные 

Семейство Соколиные СТАТУС. Редкие виды (III категория).
Ареал обитания.

Редкий, недостаточно изученный вид. Описание. Общая длина 42,5 - 60 см, размах крыльев 105-130 см, длина крыла 34-42 см, вес 820-1100 г. Самки обыкновенного балобана, как обычно у хищных птиц, крупнее самцов. Балобан гнездится в Сибири к северу до районов Тюмени и Красноярска, на Алтае и в Забайкалье, в Средней и Центральной Азии до Западного Китая и Тибета. Гнездится обыкновенный балобан на скалах, на обрывах, на севере и на деревьях, в чужих гнездах (серых цапель, грачей и т. п.). В питании балобана большое место занимают млекопитающие (суслики, пищухи и полевки). Кроме того, балобаны кормятся птицами мелкой (жаворонки) и средней величины, в особенности там, где зверьки малочисленны. Большое значение в кормовом рационе обыкновенного балобана птицы занимают зимой. Распространение. Населяет южные окраины лесной зоны, лесостепь, а также островные леса степной зоны,. За пределами России гнездится в Монголии и Китае. На севере перелетная, на юге кочующая, отчасти, быть может, и оседлая птица. Гнездится балобан в лесах вблизи открытых пространств, в отдельных насаждениях, старых лесополосах, а также невысоко в горах. Занимает чужие гнезда или устраивает собственные на скалах.. Сочетание старых лесов или подходящих для гнездования скал с удобными для охоты пространствами определяют требования балобана к местам обитания. Немаловажным фактором является также наличие готовых гнезд других хищников, необходимых балобану для размножения. Основная добыча: суслик на Алтае, полевка Брандта в Монголии. Издавна балобан используется для соколиной охоты. Местами добывают соколов ради изготовления чучел.
Снежный барс, или ирбис

Отряд Хищные - Семейство Кошачьи СТАТУС. Исчезающие виды (I категория)

Ареал обитания

Редкий, малочисленный, находящийся под угрозой исчезновения вид. Внесен в Красную книгу МСОП. Длина тела 130 см, хвоста - 90. Обитатель нивальной зоны гор Алтая. Распространение. В Российской Федерации расположена незначительная часть ареала снежного барса, являющаяся северной периферией видового ареала. В настоящее время снежный барс в пределах России встречается в Алтайском и Красноярском краях и в Туве.. Снежный барс приспособлен к обитанию в суровых климатических условиях. Он живет в малонаселенных высокогорных районах, поднимаясь до 5 тыс. м над ур. моря, придерживается субальпийского и альпийского поясов, склонов ущелий, нередко заросших густым кустарником, а также безлесных высокогорий, каменистых россыпей и снежников. Основная добыча барса - горные козлы и бараны, косули, кабаны, отчасти - сурки, зайцы и улары. Поэтому места концентрации приурочены к угодьям с высокой плотностью населения этих животных. В настоящее время здесь отмечаются единичные встречи хищника. Предполагалось, что в середине 70-х гг. на Алтае обитало около 40 особей снежного барса. Сейчас это число сократилось.

Царство:

Растения

Отдел:

Покрытосеменные

Класс:

Двудольные

Порядок:

Камнеломкоцветные

Семейство:

Толстянковые

Род:

Родиола

Вид:

Родиола розовая

Многолетнее травянистое растение семейства  толстянковых. Растение включено в Красную книгу. Корневище толстое, с тонкими придаточными корнями, буроватое, цвета бронзы или старинной позолоты со своеобразным перламутровым блеском. От этой окраски и происходит народное название “золотой корень”. Вес многолетнего корневища может достигать 500-800 г и более. Цветет в июне - июле, плоды созревают в июле, августе. Размножается вегетативно (отрезками корневищ). Меньшее значение имеет семенное размножение, но семенная продуктивность высокая. Произрастает в горах Алтая, Восточной Сибири, на Урале, Дальнем Востоке. Чаще родиола розовая встречается рассеянно в северо-восточном Алтае в гольцовом поясе на границах высот от 1500 до 2500 м над уровнем моря, где можно найти ее массовые заросли. Так, в Прителецком районе попадаются участки, где на 1 га насчитывается до 60 тыс. экземпляров золотого корня. С этой площади можно собрать более 1500 кг корневищ. Требовательное к влаге растение, нуждается в обильном, но проточном увлажнении, и менее требовательно к теплу и свету. 

Царство:

Растения

Отдел:

Покрытосеменные

Класс:

Двудольные

Семейство:

Пионовые

Род:

Пион

Вид:

Пион уклоняющийся

Многолетнее травянистое растение семейства пионовых, (высотой до 1 м и выше, с толстым многоглавым корневищем и крупными, 20-25 см длины, буро-коричневыми корнями с сильным специфическим запахом (запах метилсалицилата) и сладковатым вкусом. На корневище расположены крупные, пурпурно-розовые почки возобновления. Цветки крупные, до 13 см в диаметре чаще расположены по одному на верхушке стебля. Цветет с конца мая до конца июня. Размножается семенами и вегетативно. Редкий исчезающий вид, включенный в Красную книгу РСФСР. В горах наиболее обилен в редколесьях у верхнего предела древесной растительности. Растение не переносит переувлажнения, зимостойко, может расти в тени. Растение сильно ядовито! Пион относили к чудодейственным целебным растениям, помогающим при удушье, подагре. Корни пиона издавна (I век н. э.) используются в Китае и входят в состав противораковых средств.

5. Рефлексия учащихся по теме урока.

Подводя итоги можно привести примеры положительного влияния человека на природу, например акклиматизация и реаклиматизация отдельных видов (ондатра, нутрия, баргузинский соболь), восстановление численности  видов редких рыб на рыбоводных заводах (сёмга, осётр), охрана, воспроизводство и рациональное использование видов на территории заказников. Каждый должен знать и соблюдать правила поведения в природе: не ломать деревья и кустарники, не рвать цветы, после себя не оставлять мусора, для костра правильно подготавливать место (снимать и возвращать на место дёрн), не шуметь, ловить рыбу удочкой, вести себя  на природе как желанный гость.

В заключение:

Как яблоко на блюдце,
У нас Земля одна.
Не торопитесь люди,
Все выскрести до дна.
Немудрено добраться
До скрытых тайников,
Разграбить все богатства
У будущих веков.
Мы общей жизни зерна,
Одной судьбы родня,
Нам пировать позорно
В счет будущего дня.
Поймите это, люди
Как собственный приказ,
Не то Земли не будет
И каждого из нас.
Михаил Дудин