Открытый урок по письму и развитию речи в 6-м классе специальной (коррекционной) школа VIII вида по теме "Изложение по коллективно составленному плану. "Воробей" по Н. Сладкову"

Разделы: Русский язык


Цель урока: развитие связной письменной речи учащихся, формирование их речевой культуры.

Задачи:

  1. Образовательные:
    • развивать навык связной передачи чужих мыслей;
    • формировать умение анализировать текст, понимать тему, идею;
    • повышать культуру речи учащихся;
    • развивать и укреплять навык грамотного письма.
  2. Коррекционные:
    • коррекция недостатков логического мышления на основе упражнений в установлении причинно-следственной связи;
    • развитие внимания, зрительной, слуховой памяти, наблюдательности.
  3. Воспитательные:
    • воспитывать любовь и чуткое отношение ко всему живому на земле;
    • учить наблюдать красоту природы.

Оборудование:

  • плакат со стихотворением Р. Рождественского;
  • карточки с текстом изложения;
  • картины для составления плана изложения;
  • запись слов на доске для орфографической подготовки;
  • сигнальные карточки с гласными буквами;
  • индивидуальные карточки для слабых учащихся.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

Начнём урок с небольшой разминки.

1. Сначала подготовим наш язычок.

Хором прочитаем стихотворение Р. Рождественского. (На доске плакат)

Птицы, рыбы и звери
в душу людям смотрят.
Вы их жалейте, люди.
Не убивайте зря!
Ведь небо без птиц –
не небо!
А море без рыб –
не море.
И земля без зверей –
не земля!

2. Язычок готов, а теперь подготовим наш мозг.

Подберите к словам антонимы – слова, противоположные по смыслу.

Глупый –
Лживый –
Слабый –
Ленивый –
Бесполезный –
Плохой –

У. А может ли человек быть только хорошим или плохим?

Д. Да, есть люди добрые, честные и справедливые, а бывают жадные, жестокие.

Д. А я думаю, что в человеке есть что-то хорошее и плохое.

У. В каждом человеке есть две половинки: белая и чёрная, важно только, какую человек открывает в себе больше.

У Агнии Барто есть такие слова:

«Я сорвал цветок – и он завял, я поймал жука –
и он умер у меня на ладони.
Я посадил птицу в клетку –
и она погибла в неволе.
И тогда я понял, что прикоснуться к красоте
можно только сердцем»

Ребята, что значит, по-вашему, «прикоснуться к красоте сердцем?»

– Значит радоваться всему живому.
– Улыбаться бабочкам, цветам.
– Знать, что это нужно беречь, любить.
– Ощутить эту красоту.

III. Актуализация знаний, объявление темы урока

Сегодня мы будем учиться писать изложение по рассказу писателя Николая Сладкова, человека, который умеет прикоснуться к красоте сердцем, который даже в самом обычном явлении может увидеть что-то необычное.

Текст называется «Воробей».

– Что вы знаете о воробье?

1. Ознакомление с текстом.

Чтение текста учителем. (Текст у учеников на карточках.)

Воробей

Всю зиму воробей прожил в печной трубе. Долго тянулась зима. Зябли ножки. Иней покрывал пёрышки.

Наконец солнце заглянуло к воробью в трубу. На карнизах повисли сосульки. Днём с сосулек закапала вода. Воробей ловил клювом сосулькины капельки.

От солнца и сосулькиной воды с воробьём стали происходить странные вещи. Он вдруг схватил за загривок старого друга, стал трепать его, как собака кошку, и вырвал клок перьев.

Вечером все воробьи слетелись на дерево песен. Дружным чириканьем провожали они день. Весна!

(По Н. Сладкову.)

2. Беседа по содержанию текста.

– О ком или о чём вы узнали из рассказа?
– Назовите тему текста. В чём она выражена? (в заглавии)
– Что сказано о воробье?
– Какая главная мысль текста?
– Какой можно сделать вывод? (Надо заботиться о птицах, беречь их, помогать им, помнить, что они – часть природы.)

IV. Языковой анализ текста. Словарно-лексическая работа

Поработаем над текстом. Сколько частей в рассказе?

1. Чтение I части текста учащимися (молчаливое).

– Где проживал воробей всю зиму?
– Как вы думаете, это был сельский дом или городской? Почему?
– Как можно сказать по-другому прожил? (протянул, пробыл, просуществовал)
– Почему автор говорит: прожил? (Значит остался живым после долгой зимы, пробыл живым.)
– Почему автор говорит тянулась зима, а не прошла? (тянулась, потому что воробью тяжело жилось.)
– А как ему жилось? (Зябли ножки. Иней покрывал пёрышки.)
– Какие слова (синонимы) можно подобрать к слову зябли? (мёрзли, стыли, коченели, дрогли)
– Почему писатель употребил именно это слово – зябли? (ножки маленькие, воробей и сам небольшой; если сказать коченели, значит воробей совсем бы замёрз, а здесь ножки немного мёрзли.)
– Объясните, что такое иней? (Тонкий слой ледяных кристаллов, образующихся благодаря испарениям на охлаждающейся поверхности.)
– А каким словом можно заменить глагол покрывал? (окутывал, укрывал)
– Как Н. Сладков относится к воробью? Можно ли это понять из I части текста? Какие слова помогают нам это понять? (; автор употребляет уменьшительно-ласкательные суффиксы, ему жаль воробья, он сочувствует ему.)
– Какие чувства возникают у вас по отношению к воробью?

2. Чтение II части текста учащимися (про себя).

– Какие изменения произошли в жилище воробья? (солнце заглянуло)
– Заглянуло, как можно сказать по-другому? (забежало, посмотрело)
– Ещё что изменилось? (На карнизах повисли сосульки. С них закапала вода.)– Что такое карниз? (это продольный выступ над окном, дверью, вдоль верхней части стены)
– Как иначе можно сказать повисли? (низко висели, свисали, нависали)
– Как вёл себя воробей? Что он делал? (Он ловил сосулькины капельки клювом.)
– Подберём синонимы к слову ловил. (хватал, глотал, пил)
– Почему автор употребляет именно слово ловил? (Ему сначала надо было поймать капельку, а потом проглотить; он как бы играл и, играя, пил сосулькины капельки.)
– Почему автор говорит капельки, а не капли? (Автор с любовью пишет о воробье. Он радуется за него. Капельки маленькие, большие воробей не мог поймать, не намокнув.)

3. Чтение III части текста учащимися (про себя).

– Каким словом можно заменить прилагательное странные? (удивительные, непонятные)
– Какие странности стали происходить с воробьём? (вдруг схватил за загривок старого друга, стал трепать его, как собака кошку, и вырвал клок перьев)схватил – взял, дёрнул (взял быстро, резким движением.) Обратите внимание на слово загривок. Что это? (задняя часть шеи) Стал трепать его? (трясти, тормошить, дёргать)
– Объясните смысл выражения «трепать, как собака кошку». Клок перьев – это сколько? (пучок)
– Как вы думаете, почему такие странные вещи происходили с воробьём? (Когда хорошее настроение, хочется прыгать, играть, веселиться.)

4. Чтение IV части текста учащимися (про себя).

– Куда слетелись воробьи? (на дерево песен)
– Как по-другому можно сказать слетелись? (собрались)
– Почему лучше сказать слетелись? (птицы летают)
– Почему дерево названо деревом песен?
– Почему вечером слетелись птицы? (день провожают вечером после дневных дел)
– На что похож этот сбор птиц? (на хор, на праздник)
– А что они празднуют? (приход весны)
– Как они празднуют? (дружным чириканьем) Чириканье? (пение, щебетание)
– Почему автор употребляет именно это слово?
– Какими словами можно будет заменить в тексте слова воробей (он), воробьи (они, птицы)
– Прочитайте самое последнее предложение (Весна!)
– Какое чувство у вас вызывает оно? (Чувство радости счастья, хорошего настроения, хочется петь, посмотреть на птиц, поприветствовать их, покормить, порадоваться за них. Закончилась трудная зима. Наступает новая пора жизни.)

А у наших братьев меньших впереди зима. Чем вы можете помочь птицам? Мысленно пожелайте всем птицам и зверям благополучно перенести зиму.

V. Составление плана изложения

А теперь составим план, чтобы он помог вам написать рассказ.

  1. Картинный план к каждой части.
    Какой рисунок вы бы нарисовали к каждой части рассказа?
  2. Посмотрите на рисунки к нашему рассказу. Всё ли здесь верно?
    Правильно восстановите последовательность рисунков.
  3. Озаглавьте по рисункам каждую часть текста.

    План.

    1. Зимой в печной трубе.
    2. Странные вещи.
    3. Сосулькина вода.
    4. Дерево песен.
  4. Пересказ каждой части текста учащимися.
  5. Целостный пересказ рассказа «Воробей» сильными учеником.

VI. Орфографическая подготовка

Написать рассказ мы должны без ошибок, вспомним правописание некоторых слов. (Слова написаны на доске в 4 столбика)

  1. Какая орфограмма объединяет слова 1-го столбика? (безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением)
    Покажите сигнальными карточками, какие буквы вы вставите, а проверочные слова подбираем про себя.
  2. Какая орфограмма объединяет слова 2-го столбика? (Непроверяемая безударная гласная в корне слова.)
    Покажите на карточке буквы, которые вы вставите.
  3. Прочитайте глаголы, назовите приставки. Какое правило надо вспомнить, чтобы написать грамотно эти слова 3-го столбика? (Приставка со словами пишется слитно, перед глаголами не бывает предлогов.)
  4. А как пишутся предлоги со словами? Найдите в тексте и назовите предлоги со словами.
  5. А кто увидел в тексте слово с непроизносимой согласной в корне? (солнце) Как его проверить? С удвоенной согласной? (странные) Самые трудные слова учитель пишет на доске (происходить, карниз, иней, наконец).

У. Итак, назовите тему нашего текста? (Воробей)

Основная мысль? (дети делают вывод)

Я желаю, чтобы ваше сердце не зачерствело и чтобы к красоте вы прикасались только чистыми руками и сердцем.

И закончить наш подготовительный урок хочется стихотворением Сергея Острового «Взаимность».

Если из гнезда упала птица –
Мне не спится.
Если где-то умер зверь в берлоге –
Я в тревоге.
Если раздавлю зерно невольно –
Мне больно.
Если ствол рванулся бесшабашно –
Мне страшно.
Им бы жить да жить на белом свете –
Я в ответе.
Я ведь тоже ими – как ни мерьте –
Защищён от смерти.

2-ой урок

VII. Повторное чтение текста учителем 

VIII. Письмо изложения 

IX. Редактирование

Прочитайте свои работы с карандашом в руках и проверьте.

X. Чтение текстов и анализ работ