Технология медленного чтения (чтения с остановками) на примере изучения сказки Г.Х. Андерсена "Снежная королева" для 5-6-х классов

Разделы: Литература


Слово учителя: Далеко-далеко, за горами, за морями, за дремучими лесами, в Тридевятом царстве, в Тридесятом государстве находится огромная страна – мир сказки. Туда нельзя приехать на машине, ни на поезде, нельзя приплыть на пароходе, невозможно прилететь на самолете или вертолёте, даже в ракете и то нельзя. Но туда можно просто перенестись, вообразить себе этот мир и увидеть всё, что там происходит.

Давайте перенесемся в далекую сказочную страну, поднимемся по склону холма, на вершине которого расположился старинный датский город. Он не отмечен на известных нам географических картах, но он описан в сказке и существует в нашем воображении. Старинные каменные дома, резные окна, черепичные крыши, окутанные снегом. Именно там под самой крышей небольшого дома жила девочка Герда и мальчик Кай…

Словарь: Совершенство, ландшафт, необузданная, своенравная, величественная, биллион, верстак, панорама, терновник, гирлянда, триумфальная арка, блики, замешкаться, лакей, оторопь, дурман, котомка, прялка, герб, муфта, бульдог, ниша, шатер, свиток, письмена, цифеблат.

Работа с названием произведения: Необходимо обсудить:

  • Почему именно так называется произведение?
  • Какие представления о содержании сказки, связанные с названием, возникали у учащихся еще до прочтения этого произведения? Поделитесь Вашим опытом знакомства со “Снежной королевой”, полученным примерно в том же возрасте, что и Ваши ученики. Внимание! Это должен быть именно сюжет, искренний рассказ, а не описание своих чувств, переполненное прилагательными и восклицаньями.

Работа с текстом:

Кто такие Кай и Герда и каковы их отношения между собой? Прочитайте отрывки (“Двое бедных детей…”)

Дети жили в разных домах, но всегда играли вместе. Прочитайте в тексте сказки, как относились к их дружбе родители? (Родители часто позволяли…”)

Посмотрите в тексте, что делали Кай и Герда летом? (Взявшись за руки…”)

Что делали Кай и Герда, когда зимой замерзали окна? (Дети нагревали на печке…”)

Итак, дети были очень дружны и постоянно играли вместе; а чувство дружбы – это хорошее, доброе чувство, которое объединяет людей. Но кто и за что вдруг наказал Кая? Прочитайте этот отрывок в тексте сказки (А снежная королева не может…”).

Откуда взялись злые осколки, попавший Каю в глаз и в сердце? Найдите в тексте.

Я думаю, что у вас, конечно, нет осколков зеркала , но будьте начеку, осколок всегда может проникнуть в сердце: и в детское и во взрослое. А теперь послушаем, как Сказочник описывает Снежную королеву (За окном порхали снежинки…). Теперь прочитайте как описывается наряд королевы (“На площади появились большие белые сани…)

Обратите внимание, что Андерсен, описывая наряд подчеркивает один цвет – белый (синоним – чистый, совершенный). Каю, когда у него было живое сердце, она показалась красивой, но ледяной, в её белоснежном наряде; когда сердце Кая замерзло, он перестал чувствовать, что королева ледяная. Убедимся в этом: (“Кай взглянул на неё… она представлялась ему совершенством). Кай увидел в ней самую красивую и близкую ему женщину. Снежная королева прекрасна, но какие она совершает поступки?

“Снежная королева ещё раз поцеловала Кая, и он позабыл и Герду и бабушку…а не то зацелую до смерти” Можем ли мы сказать по поступкам Снежной королевы добрая она или злая?

А теперь подумайте, в каких случаях люди говорят: зло бессердечно?

Каким стало сердце Кая, когда сердце его стало ледяным?

Как повела себя Герда, когда исчез Кай. Прочтите в тексте (“Много было пролито слез…”). Какие поступки совершает она, чтобы найти и вернуть Кая?

Почему старушка, умеющая колдовать, не помогла Герде? Была ли она доброй?

Она сделала так потому, что в отличие от девочки думала только о себе. Была доброй для себя. Поэтому она невольно причинила зло Герде, ведь она держала её у себя все лето. Она заставила девочку, спрятав розы (а это были любимые цветы Кая и Герды), забыть Кая. По её вине Герда побежала искать Кая поздней осенью босиком. Скажите, какие чувства испытывает Герда, когда отправляется искать Кая?

А как Герда выражает свое чувство страха? Зачитайте в тексте ( “Лодка уже далеко отошла от берега…” Но Герда успокоилась. Почему? Она не подумала о том, что может утонуть, она вспомнила о своем друге Кае. (“Может быть, река несет меня к Каю…”). Вспомните, когда еще заплакала девочка? (“Тогда девочка опустилась на землю…”)

Посмотрите дальше, как хорошо пишет сказочник о добром сердце Герды. “Герда обвила его ручонками, стала целовать цветы… И она побежала в конец сада… так босиком и пустилась бежать по дороге. Девочка могла остаться в волшебном саду старушки, прыгать и радоваться, а она побежала одна в неизвестность… Как вы думаете, почему сказочник дважды повторяет, что Герда “побежала”, как только вспомнила о Кае?

Таких людей, как Герда, называют самоотверженными, потому, что они так добры к людям, что забывают о с ебе. Встречали ли вы таких людей? Расскажите о них.

Как вы думаете, почему Герде стремились помочь все: люди и животные, птицы и цветы?

Сказочник назвал 4 и 5 сказки “Принц и принцесса”; “Маленькая разбойница”, чтобы обратить особое внимание на этих людей. Как они отнеслись к Герде, разыскивающей Кая? Вспомните, какие чувства испытывает девочка, когда разговаривает с Вороном о Кае и как она их выражает? (текст 4-ой сказки).

Герда – настоящий друг Кая. Она не позавидовала тому, что он стал принцем, а обрадовалась за него. Герда верит, что Кай самый умный мальчик. Она не сомневается, что Кай – её самый верный друг. Поэтому она просит Ворона проводить её во дворец. Как, думает девочка, оценит Кай её поступок или нет? Прочитай те в тексте четвертой сказки (Он, вероятно, обрадуется…). Андерсен уже от себя добавляет: “Ах, она была просто вне себя от страха и радости”. Герда боялась идти ночью во дворец, ведь она была только бедная девочка. Скажите, как её приняли принц и принцесса?”

Вспомните, что маленькая принцесса должна была выйти замуж за знатного человека, а она выбрала смелого и умного бедняка. Как об этом пишет автор? О каких качествах молодого человека говорит здесь сказочник?

Посмотрим теперь, что пишет Андерсен пишет о Маленькой разбойнице? Какая она была? Обратите внимание на то, как Андерсен показывает её своенравность (приказывает, а не говорит), грубость. Какие поступки обнаруживают это?

Подумайте, Андерсен сравнивает двух девочек и говорит, что Маленькая разбойница была ростом с Герду, но сильнее и шире в плечах и гораздо смуглее. Отличались они не только внешностью, но и характером. Герда выросла в бедной семье, а Маленькая разбойница – среди разбойников. Её никто не воспитывал, она не умеет себя вести, но сердце у неё доброе. Люди становятся добрее от общения с хорошими людьми.

Какое слово Снежная королева велела выложить Каю из льдинок и что за это обещала ему подарить?

Почему Герда смогла спасти Кая?

Соединение сказочного и реального.

Сказочное Реальное
Животные, птицы, цветы – говорят человеческим языком.

Сказочными являются Снежная королева, тролль и его ученики, старушка-волшебница, которая спрятала розы под землю.

Реальны отношения.

Вывод: Сказка ставит вечные вопросы о смысле жизни и высших ценностях человеческого бытия, о счастье и судьбе, о добре и зле.

Литература:

  1. Андерсен Г. –Х. Сказки. – М.: Дет. Лит., 1977.
  2. Брауде Л. Ю. Великий сказочник и парижский гамен // Хочу все знать. – Л.: Детгиз, 1961.
  3. Брауде Л. Ю. Традиции Андерсена в сказочной литературе: К 100-летию со дня смерти // Детская литература. – М.: Дет. Лит.,1975.
  4. Паустовский К. Великий сказочник // Андерсен Х. К. Сказки и истории. – М. : Просвещение, 1987
  5. Брауде Л. Ю. Ханс Кристиан Андерсен. Книга для учащихся. – М. : Просвещение, 1987.
  6. Бородина В. А. Теория и технология читательского развития в отечественном библиотековедении. В 2 ч. Ч. 1: Научные и методологические основы. – М.: Школьная библиотека, 2006.- 336с.