Модель урока-диалога "Мифы о наркотиках"

Разделы: Биология


Цель: разоблачение мифов о наркотиках.

Задачи:

  • раскрыть пагубное влияние наркотиков на организм.
  • через урок-диалог создать условия для активной познавательной деятельности.
  • формировать ценностные ориентиры выбора жизненной позиции условиях прогрессирующей наркомании

Оборудование: телевизор, видеомагнитофон, видеофрагмент, плакаты-схемы, диаграммы мы, иллюстрированный материал.

Ход урока

I. Знакомство с проблемой (введение).

Демонстрация видеофрагмента о нарко… и токсимании

В этот момент звучит монолог учителя.

Шокирующие, непонятные факты, демонстрируемые на телеэкране, затрагивают эмоционально-положительные центры мозга человека, вызывая множество вопросов, попыток на них ответить, приоткрыть природу человека так до конца и непонятную. Явление ставшее за последние годы актуальной проблемой не только нашего общества, но и всего совершенного мира.

Что делают эти люди? Истязают себя. Зачем? Однако они рассуждают по-другому: они пытаются переступить через свои слабости, перейти к новому мироощущению, уходя от реальности. Путь ухода от реальности, который выбрали эти молодые люди, называется... (Учитель делает паузу, предлагая учащимся дать название)... наркомания.

(Видеофрагмент можно заменить иллюстрационным материалом, а монолог учителя звучит под музыку).

Мини-сочинения.

(письменная, творческая работа)

Учитель:

Немало написано статей, книг, снято видеофильмов об острой проблеме современного общества, но я советую написать мини-сочинения, где вы изложите свои мысли, впечатления, взгляды; раскроете своё видение данного явления.

Анализ мини-сочинения и формирования групп класса.

  • Анализируя сочинения, учитель формирует группы, где восприятие детей на данное явление чем-то сходно.
  • Предварительно ведётся работа по группам над значением смысла слова “мифы” и использование его на уроке-диалоге.
  • Дети под тактичным руководством учителя определяют миф для своей группы и подбирают литературу.

II. Работа с классом но разоблачению мифов о наркотиках.

1. Работа групп.

Каждая группа аргументирует опровержение по своему мифу, доказывая и оспаривая свои взгляды, отвечая на вопросы ребят других групп, формулируя и записывая свои версии под руководством учителя в таблицу. Учитель уточняет, корректирует мысли детей, оформляя совместно таблицу.

Мифы Версия учащихся Учитель
1. Попробуй – пробуют все. Пробуют личности агрессивные, нецелеустремленные, плохо успевающие в учебном процессе, отстают в психологическом развитие. Это не верно:

Диагностика показывала, что более 70% юношей не удалось склонить к употреблению наркотиков. жертвами становятся подростки невысоких психологических устоев, личность со слабым “Я”

2.Пробуй – вредных последствий не будет. Пристрастие к наркотикам может возникнуть после 1-2 приёмов, возможна даже гибель. Это ложь: - существуют индивидуальные различия в чувствительности организма;

- климатической практике существуют случаи тяжёлого отравления наркотиками, т.к. приемлемо кустарное производства вещества.

З.Попробуй, если не понравится, прекратишь приём. Статистика отмечает, что 75 человек из 100 пробовал отказаться, но не могли. Наркотики вызывают зависимость. Это заблуждение: -при употребление любого вида наркотика страдает воля, наркотики вызывают энергетическое снижение качеств личности, а ремиссия не продолжительна.
4.О существовании “безвредных” наркотиков. Наркотики ослабляют иммунную систему, и человек становится более восприимчив к инфекциям “Безвредных” наркотиков не существует, а существует биологический механизм формирования зависимости (Физическая, психологическая зависимость).

2. Творческая работа: разработка факторов защиты от наркомании.

Учитель:

Итак, полному возврату наркомана в общество после лечения препятствуют факторы... (учитель делает паузу и предлагает продолжить выступление детям)

Учащиеся:

Формулируют факторы, учитель уточняет, ненавящево корректирует и предлагает записать:

  • хронические заболевания, приводящие к инвалидности (гепатит, язва и т.д.);
  • сформированное общественное мнение, что наркоман- человек без будущего, что на него нельзя положится;
  • психотезация – изменение личности вследствие повреждения ЦНС, т.к. все наркотики - нервные яды.

Учитель.

Итак, выявлены факторы, препятствующие полному возврату наркомана в общество. Давайте попытаемся разработать факторы защиты от наркотиков в

Каждая группа определяется, в каком направлении будет разрабатывать факторы защиты

(Наркотизм – эпидемия употребления наркотиков)

3. Факторы защиты, разработанные учащимися.

В семье:

  • установление близких отношений с детьми;
  • поощрение приобретённых знаний;
  • родители проводят много времени с детьми;
  • установление доверительных отношений с детьми;
  • члены семьи заботятся и защищают друг друга;
  • связь семьи с педагогами, психологом;
  • посильное распределение обязанностей в семье;
  • предродовое обследование матери;

В обществе:

(социальная и общественная деятельность)

  • нормы поведения и политика направлены на поддержку здорового образа жизни;
  • трудоустройство подрастающего поколения по окончании учебного заведения;
  • создание системы помощи и социальной поддержки;
  • вовлечение молодёжи в деятельность общественных организаций;
  • подростки вовлекаются в организации и проведения различных мероприятий значимого характера;
  • молодёжь через систему учреждений и организаций удовлетворяет своё любопытство и потребность в признании, общении, самоутверждении;
  • через систему социальной поддержки оказание помощи подросткам психологов, психотерапевтов, волонтёров и т.д.

В гимназии:

  • функционируют клубы, студии по интересам;
  • проводятся 5-минутки, КТД, пропаганда здорового образа жизни через нестандартные формы деятельности;
  • высокое развитие образовательного уровня через индивидуальные задания, работу научных обществ учащихся, серию уроков, предметов.

Анкета.

1. Знаете ли вы о действиях наркотиков на организм.

2. Знаете ли вы о последствиях.

3. Откуда вы получали информацию о действиях наркотиков на организм и их последствиях.

4. Употребляли ли вы:

а) алкоголь;
б) никотин;
в) “травку”;
г) наркотики.

5. Есть ли знакомые, друзья, соседи:

а) наркоманы;
б) курят “травку”.

Учащиеся излагают статистические данные соцопроса по городу и анкетирование среди гимназистов.

Изучив, исследуя. Формулируя своё видение явления. Отвечают на возникшие вопросы, обосновывают противоречия, познания, делая выводы.

(Материал исследовательской группы прилагается).

Вывод.

Наша гимназия – инновационное учебное заведение, которое ставит своей целью: формирование широко образованной интеллектуальной личности готовой к творческой и исследовательской деятельности, создавая факторы защиты от наркотизации, пропагандируя здоровый образ жизни.

III. Творческое домашнее задание на выбор по пропаганде здорового образа жизни:

  • оформить плакат;
  • составить листовку, брошюру;
  • сочинить стихотворение, прозу.

Список литературы: 

  1. Методы наркопрофилактической работы. Теория и практика [Текст]: методические материалы для специалистов образовательных учереждений/ Под ред.Е.В. Белоноговой. – Кемерово, 2005. -107с. – (Твоя жизнь – твой выбор)
  2. Новое поколение за здоровый образ жизни [Текст]: методическое пособие по организации первичной профилактической работы в педагогических ВУЗзах / Под ред. О.Н. Петровой, И.А. Дюкарева. – Новосибирск: Изд-во Новосибирского гос.пед.университета, 2002. – 156с.
  3. Подросток и наркотики [Текст]: пособие для родителей / Автор-сост. В.Ю. Котляков. – Кемерово, 1997. – 12с.