Открытый урок по теме "Внутренние воды Южной Америки"

Разделы: География


Цели  и  задачи:

  1. Познакомить учащихся с крупнейшими реками и озёрами Южной Америки; сформировать у учащихся представления об основных чертах рек и озёр материка – свойствах, характере течения, источниках питания и режиме, распределении по территории Южной Америки; установить зависимость внутренних вод от рельефа и климата.
  1. Продолжить формирование у учащихся умения устанавливать причинно-следственные связи, работая с различными географическими картами, умения составлять характеристику географических объектов;  формирование у школьников представлений и знаний об особенностях природы Южной Америки; вспомнить уже известные и разобрать с учениками новые термины и понятия.
  1. Воспитывать у школьников любознательность, бережное отношение к природе, самостоятельность; развивать интерес к географии.

Учебно - наглядный комплекс:

Карты Южной Америки – физическая, климатическая, карта климатических поясов, таблицы « Типы климатов земного шара»,          картины, схемы, энциклопедии различных издательств, описательный материал из хрестоматий и книг для внеклассного  чтения, видеофильм « Амазонка», « Чудеса природы.  Водопад Игуасу», выставка книг.

Методы  и  формы:

Наглядный, объяснительно-иллюстративный, проблемно-поисковый,  репродуктивный, практический, самостоятельная работа; коллективная работа, групповая, индивидуальная, дифференцированная.

Тип  урока: Комбинированный.

Термины  и  понятия: Водораздел, речная система, речной сток, питание и режим рек,
водопад, озеро-лагуна.

Номенклатура:
Реки: Амазонка, Мараньон, Укаяли, Мадейра, Риу-Негру, Ориноко, Парана, Парагвай.
Водопады:  Игуасу, Анхель, Кукенан, Рорайма, Кайетур.
Озёра: Маракайбо, Титикака, Поопо.

Имена: А. Гарсия ( испанский конкистадор, открывший в 1525 году водопад Игуасу,  Дж. Энджел (английский лётчик, открывший в 1925 году водопад Анхель.

Справочно – информационный материал:
Реки:
Амазонка- 6437 км  7180 кв. км  - площадь бассейна
Парана- 4380 км 2663 кв. км
Мадейра- 4100 км 1360 кв. км
Ориноко- 2730 км 1086 кв. км
Сан- Франциску- 2800 км 600 кв.км

Озёра:
Маракайбо- 16300 кв. км 250 м - глубина
Титикака- 8300 кв. км 304 м
Поопо- 2530 кв. км 3 м

Водопады:
Анхель- 1054 м Венесуэла
Игуасу- 72 м  Бразилия – Аргентина
Кукенан- 610 м Венесуэла
Рорайма- 457 м Гайана
Кайетур- 225 м Гайана.

Ход  урока

I. Организационный  этап

II. Этап проверки домашнего задания

1. Индивидуальная  работа.
            7 чел.  II -III группы  составляют таблицу « Сравнение  климата Южной   Америки  и Африки».

Сравниваемые признаки Южная Америка Африка Причины сходства или различия
В каких климатических поясах расположен материк?      
Какой климатический пояс занимает большую площадь?      
Главная особенность климата материка. Самый____________
материк.
Самый_____________
материк.
 

5 чел.  I группы  составляют описание субэкваториального климата
Южной Америки по плану. (План на стр. 278 учебника).

2.Фронтальный опрос.

  1. Назовите воздушные массы, формирующие климат материка.
  2. Определите по карте климатические показатели для каждого из климатических поясов.
  3. Опишите погодные условия умеренного пояса в различные сезоны года.
  4. В какие районы Анд надо совершить путешествие, чтобы за короткий срок увидеть как можно больше климатических различий?
  5. Где выпадает наибольшее и наименьшее количество осадков и почему?

III. Этап  подготовки  учащихся к усвоению новых знаний

1. Работа с новыми терминами и понятиями.
( Объяснение проводится при помощи таблиц).

  2. Формирование представления о внутренних водах Южной Америки при
 помощи карт атласа под руководством учителя.

  • При помощи карт выполните задания:

а) покажите крупные речные системы Южной Америки;
б) к каким океанам они принадлежат?
в) какова роль рельефа в формировании речной сети?
г) как климатические условия материка влияют на распределение   речной сети?
д) каковы основные источники питания рек Южной Америки?
е) говорят, что « реки – зеркало климата», как вы это понимаете?

- Какой  в ы в о д   вы можете сделать на основании проведенного выше  
анализа?
( Вывод: преобладание в рельефе равнин, низменностей и плоскогорий, а также   экваториально- субэкваториальных типов климата обусловливает  господство дождевого питания рек Южной Америки, дождевой сток которых составляет    свыше   80% общего стока).

3. Просмотр видеофильма « Амазонка».
Проблемный вопрос.
- Что вы можете сказать о распределении речной сети  на материке? От чего это
зависит?

4. Сравнение речной сти Южной Америки и Африки (устно).

Работа в группах.
Учащиеся    II   и   III групп   сравнивают речные системы  двух материков, а учащиеся  I группы    анализируют речные системы только Южной Америки.
- Найдите черты сходства и различия. Какие факторы влияют на густоту речной сети на этих материках.

5. Анализ водного режима рек, с использованием дополнительного материала.
Учащиеся    I группы    зачитывают интересные сведения о реках Южной Америки.
1 ученик:
По длине Амазонка уступает лишь Нилу, её длина с Укаяли  - 6280 км, а с Мараньоном – 6437 км; ей нет равных по полноводности: Амазонка  == Конго + Миссисипи + Янцзы + Обь, или одна равна 25 Волгам. В межень ширина реки у города Манауса составляет 5 км, а глубина – 50 м ! В нижнем течении реки её ширина достигает 50 км, а глубина – 90 м. Такие глубины есть не у всякого моря, а Амазонка действительно кажется морем.
- Чем объяснить исключительную полноводность реки?  Почему Амазонка полноводна в течение всего года?
- Какие реки Африки имеют с ней сходный режим?
2 ученик.
В мае – июне у Амазонки наблюдается самый высокий уровень воды. Она поднимается до 15 м, а ширина реки у того же Манауса достигает уже 15 км. Начинается наводнение переходящее в потоп.
Проблемный вопрос:
- Что является причиной столь резкого подъёма воды в реке?
- Что общего в водном режиме Параны и Нила в Африке?
3 ученик:
( Сообщение о сельве реки Ориноко).

6. Самостоятельная работа.

Работа по группам.
III группа.
Сообщения из энциклопедий и книг для внеклассного чтения об открытии водопада Анхель и красоте Игуасу.
I и II группа.
Самостоятельно изучите отрывок из статьи в учебнике об озёрах.

IV.  Этап  закрепления  новых  знаний

1. Практическая работа по группам.
Учащимся II  и  III групп составить сравнительную характеристику одной из рек Южной Америки и Африки:  Возможные пары: Амазонка и Конго, Нил и Парана, Ориноко и Замбези (План на стр. 278 учебника по 1-4 пункту).

План описания реки Река Южной Америки Река Африки Причины сходства или различия
       

Учащимся  I  группы составить характеристику реки Южной Америки. Возможные варианты: Амазонка, Парана, Ориноко ( план на стр. 278).

2. Справочно- информационный материал.
( Таблицы на доске).

  • О каких географических объектах мы не говорили?

 Сообщения учителя и учащихся III группы. 

3. Работа с контурной картой.

  • Нанесите на контурную карту данные реки и озёра.
  1. Амазонка;
  2. Титикака;
  3. Анхель;
  4. Сан-Франциску;
  5. Маракайбо; 
  6. Парана;
  7. Риу-Негру;
  8. Игуасу;
  9. Ориноко;
  10. Поопо;
  11. Мадейра;
  12. река Парагвай.
  • Каковы особенности питания и режима рек Южной Америки?
  • Какие факторы влияют на густоту речной сети на материке?
  • В чём сходство и различия питания, режима и густоты речной сети Южной Америки и Африки?

V.    Этап информации учащихся  о домашнем задании
Прочитать статью на стр. 152-153, подготовить дополнительный материал по природным зонам.