Познавательно-развлекательная игра "Химия!"

Разделы: Внеклассная работа


 Цель проведения:  развитие познавательных  интересов учащихся, привитие  любви к  предмету, воспитание таких качеств личности, как умение работать в коллективе, чувства
терпимости к мнениям других людей.

Подготовительный этап:     

  1. Создание двух команд по 5-6 человек.
  2. Выбор капитана команды.
  3. Подготовка домашнего задания (Опыты)
  4. Выбор счетной комиссии (подсчет баллов)
  5. Выбор фотокорреспондентов .
  6. Сообщение темы игры ( Углеводороды).

Оборудование:

  • Мультимедиапроектор, компьютер, презентация.
  • Приборы и реактивы для  проведения опытов.
  • Карточки  синего, красного и зеленого цвета – 2 экземпляра.

Ход  игры.

1. Станция разминочная.

Вопрос №1 (для 1 команды)

В банку, стоящую на окне и освещенную ярким солнечным светом ввели равное количество газообразного хлора и водорода, потом закрыли ее притертой пробкой. У ребят спросили, что дальше произойдет с этими веществами?
Олег ответил: "Водород, как более легкий газ, соберется наверху, а хлор останется внизу".
Аркадий сказал: "Часа через три газы перемешаются".
Семен изрек: "Отойдем, банка сейчас взорвется".
Кто прав?

Вопрос № 2 (для 2 команды)

В банку с керосином бросили кусок металлического калия. Что произойдет?
Олег ответил: "Калий - металл очень активный. Попав в керосин, он воспламенится, будет пожар
Аркадий сказал: "Ничего не произойдет. Калий самовоспламеняется в воздухе. Его до банки не донесут - сгорит".
Семен произнес: "Металл упадет на дно и останется лежать там".
Кто прав?
( на подготовку ответа команде дается 30 секунд).

2. Домашнее задание.

  • Опыт для 1 команды. (демонстрация его).Задание: «О каком веществе идет речь? Назовите его.»
  • Опыт для 2 команды. (демонстрация его). Задание: «О каком веществе идет речь? Назовите его.»

3. Город загадок.
Команда №1 отвечает.(30 сек)

  • Из меня состоит все живое:

Я – графит, антрацит и алмаз,
Я на улице, в школе и в поле,
Я в деревьях и в каждом из вас.
( углерод)

Команда №2 отвечает (30 сек)

  • Я - металл серебристый и легкий,

И зовусь самолетный металл,
И покрыт я оксидною пленкой,
Чтоб меня кислород не достал.
(алюминий)

Город загадок-2
Команды отвечают по очереди на вопросы.

В чём горят дрова и газ, фосфор, водород, алмаз? Дышит чем любой из нас каждый миг и каждый час? Без чего мертва природа? Правильно, без….. (кислорода)

Лакмус будет в них краснеть, растворятся  цинк и медь. А мелок в них, посмотри, вмиг пускает пузыри! И опасны для работы эти жгучие ….   (кислоты)

4. Загадки – шутки.
Команда №1 отвечает на нечетные вопросы, команда №2 отвечает на четные вопросы.
(ответы быстрые, без задержек)
1.Каких камней в море нет?
2.Где вода стоит столбом?
3.Что можно видеть с закрытыми глазами?  
4.Из какой посуды нельзя есть? 
5.Горело 5свечей.Одну потушили. Сколько свечей осталось?
6.Почему шляпу носят? 
7.Я видел когда-то, я видел ребята, как дедушка с внуком бежали куда-то, спешили куда-то, трусили куда-то и дед бородатый и внук  бородатый. 
8.Вороне через 3 года что бывает?  

5. Блеф- город.
Верите ли вы,что….
(команда №1-нечетные вопросы, команда №2 – четные).
1.Кусочки фосфора загораются при температуре 40 градусов?
2.Олово может болеть чумой?
3.Газ хлор полезен для живых организмов?
4.Алмаз можно разбить молотком?
5.Вещество индол, определяющее запах жасмина, в чистом виде имеет отвратительный запах?
6.Фосфор был получен химиком Брандом из мочи?
7.Бутлеров А.М. автор периодической таблицы?
8. Многим памятна необыкновенная история семейства Лыковых, которое по религиозным мотивам удалилось от человеческого общества, не видя людей почти 50 лет. Верите ли вы, что главу семейства Карпа Осиповича Лыкова из всех достижений современной цивилизации больше всего удивил прозрачный полиэтиленовый пакет?
9.Нитраты в овощах увеличивают обмен веществ у людей?
10.Белый фосфор способен светиться в темноте?
11.Апатиты – это название породы и города в Мурманской области?
12 .0,01% сероводорода в воздухе почти мгновенно убивает человека?

6. Узнай меня ! Кто Я?
( на подготовку ответа дается 30 секунд)
Вопрос 1 команде.
 

Вопрос 2 команде.
 

7. Творческая станция.

Закончите предложение одной репликой.
Тема: «Что такое хорошо? Что такое плохо?»

1.Хорошо встретить мастера на улице.
   Плохо… встретить его на улице во время уроков.

2. Хорошо  когда преподаватель заболел и не пришел  в училище
    Плохо, если… он заболел ,но в училище пришел!

8. Станция научная.

Дать правильные ответы на вопросы (блиц – вопросы)
Вопросы команде №1.

1. Вещества с различным строением, но одинаковой формулой?
2. Форма молекулы метана?
3. Название углеводородов ряда этилена?
4. Основная часть природного газа?
5. Реакция взаимодействия с галогенами?
6. Тип гибридизации в молекуле ацетилена?
7. Автор теории химического строения органических веществ?
8. Что такое метил?
9. Чему равен валентный угол в молекуле этана ?
10. К какому классу относится октан?

 Вопросы команде №2.

1. Вещества с одинаковым строением, но с разными формулами ?
2. Форма молекулы этилена?
3. Историческое  название алканов?
4. Число атомов углерода в молекуле гексана ?
5. Реакции,характерные для непредельных углеводородов?
6. Тип гибридизации в молекуле этана?      
8. Что такое этил?
9. Виды геометрической изомерии?
10. Валентность углерода в органических соединениях.

9. Решите задачу.
Определите процентное содержание углерода в молекуле метана.

Если у вас получилось:

  1. 75% -то возьмите красную карточку.
  2. 50% -то возьмите зелёную карточку.
  3. 25% - то возьмите синюю карточку.

10. Подведение итогов.

Подсчет баллов. Награждение победителей.