Занятие в объединении "Ландшафтный дизайн" по теме "Регулярные сады Российской империи середины XVIII века"

Разделы: Внеклассная работа


Цель занятия:

  • Познакомить старшеклассников с особенностями развития садово-паркового искусства России, историческими памятниками искусства и архитектуры 18 века.

Задачи:

  • образовательные:
    • расширение исторических понятий о русской культуре и её особенностях;
    • повторение и обобщение знаний по теме «Стили садово-паркового искусства»;
  • развивающие:
    • формирование активного эстетического отношения к действительности и прошлому России;
    • содействие сохранению садово-паркового, архитектурного и культурно-исторического наследия страны;
  • воспитательные:
    • содействие художественно-эстетическому воспитанию творческой молодёжи;
    • воспитание у старшеклассников чувства любви и патриотизма к своей стране, гордости за культурно-историческое наследие.

Методы:

  • Словесные - лекция, беседа, конспектирование основных тезисов темы.
  • Наглядные слайдовая презентация темы (Приложение ), демонстрация видеофильма «Дворцы Петербурга»; видеосюжета «Петергоф».

Необходимое оборудование:

  • телевизор; видеомагнитофон;
  • DVD; видеофильм «Петергоф», «Дворцы Петербурга»;
  • CD диски: «Ландшафтная архитектура», «Шедевры архитектуры», «Эрмитаж».

Тип занятия: углубление и расширение темы о развитии садово-паркового искусства в России.

План занятия:

  1. Исторические предпосылки возникновения регулярного Санкт-Петербурга;
  2. Архитектурные прототипы новой русской столицы – французский Версаль и голландское барокко;
  3. Характерные признаки регулярных садов;
  4. Многофункциональность петербургских парков и садов;
  5. Особенности русского регулярного паркостроения:
  6. Примеры регулярных садов петровского времени;
  7. Петергоф – как памятник военной славе русского флота и типичная загородная резиденция начала 18 века;
  8. Влияние творческого импульса Петра Первого на создание российских парков и садов;
  9. Сады послепетровской эпохи;
  10. Выводы.

Ход занятия

  1. Организационное начало занятия, сообщение темы занятия, постановка задач перед учащимися.
  2. Основная часть: раскрытие темы– лекция с элементами беседы педагога (сопровождается показом слайдов (Приложение )

… О, дивный Петергоф,
Жилище пышное героев и богов,
Где Петр свой каждый шаг означил чудесами,
Где море над главой, где море под ногами,
Где с Львовых челюстей кипящая река
Из бездны мрачныя летит под облака
И водометы всей вселены посрамляет;
Так царь величьем дел монархов превышает;
Так быстро создал флот, полки, престольный град,
Россию превратил в великолепный сад.
А.Ф.Воейков, дополнение к переводу «Садов» Делиля

В начале восемнадцатого века патриархальную Россию потрясла настоящая революция. Молодой царь Петр Первый решил превратить царство в империю, а Азию – в Европу. В 1703 году в устье Невы была заложена новая столица, Санкт-Петербург, город, построенный в соответствии с последними европейскими принципами градостроения и фортификации. Так впервые в русской градостроительной практике появляется понятие регулярности: которое еще с начала семнадцатого века определило развитие европейского градостроения и садово-паркового искусства.

Сам Петр совершил путешествие почти по всей Европе, был (в 1717 году) в Версале – чуде из чудес, парке французских королей, слава которого гремела по всему миру. Петр был поражен величественной красотой этого парка. Вот он, стиль будущей могучей Российской империи! Вернувшись в Россию, Петр незамедлительно приступил к воплощению своего дерзкого замысла: построить новую столицу и окружить ее прекрасными дворцами и парками.

Помимо садов во французском регулярном стиле внимание царя привлекли сады в стиле голландского барокко. Они также были геометричными, но не требовали таких огромных пространств. Кроме того, Петр очень любил цветы, которые во французских классицистических садах не использовались, но зато в голландских их было более чем достаточно. И, наконец, природа Голландии, в отличие от южной природы Франции, больше похожа на русскую, а ее низинная территория, пересеченная многочисленными речками и ручейками, очень напоминает район Петербурга.

Так и появились русские регулярные сады, соединившие в себе величие Версаля с такими чертами голландского барокко, как обилие воды и цветов.

Вопросы на повторение о характерных признаках регулярных европейских садов (Приложение ).

Барочные традиции, прежде всего голландская, французская и итальянская, определили облик садов и парков петровской эпохи. Петр лично знал и высоко ценил имперскую представительность резиденций Людовика XIV, Версаля и Марли, но желал соединить в своих загородных парках яркие черты, взятые из разных национальных культур. Новым для России было и использование загородных садов — официальный, сопровождавшийся специальными ритуалами осмотр, народные гуляния, массовые праздники и триумфы. Архитектура и символика главенствуют в парковом строительстве петровской эпохи, превращая сад в эстетическое либо политическое высказывание.(1)

Удивительно, как Петр, занятый созданием армии и флота, укреплением границ, ведением войн и установлением дипломатических отношений с европейскими государствами, пропагандой новой культуры и многими другими, не менее важными делами, находил все же время для того, чтобы интересоваться архитектурой и обустройством садов. Он сам выбирал и приглашал архитекторов для своих дворцов и парков, рассматривал их проекты, вносил в них изменения, а иногда даже и делал собственные эскизы.

Вот цитата из собственноручного письма Петра Т. Н. Стрешневу: "Цветы, шесть кустов пионы, привезли в целости, чему зело удивляемся, как не разтрясло, а цветы немалые. Зело жалеем, что калуферу, мяты и прочих душистых не прислано…"

В садах регулярно устраивались ассамблеи, то есть светские приемы, проходившие по всем нормам европейского этикета. В торжественные дни гости, встречаемые роговой музыкой, прибывали туда на нарядно украшенных лодках. Эти ассамблеи, как и сами сады, служили для воспитания (а точнее, перевоспитания) русского дворянства, которому предстояло научиться выглядеть, вести себя, разговаривать и даже думать достойно своему новому статусу элиты молодой, но сильной европейской державы.

Подводятся некоторые итоги и выделяются особенности русского регулярного паркостроения (конспектирование).

Вода – важнейшее средство художественной выразительности. Мало где еще можно встретить такое изобилие фонтанов, каскадов, бассейнов и каналов, как в русском регулярном парке петровской поры.

Отсутствие идеального геометрического плана. Часто парк представлял собой множество небольших регулярных садиков, соединенных воедино системой просек, и окруженных лесом или водой. (Эту особенность парки петровского времени, без сомнения, унаследовали от старинных русских садов).

Характерная русская флора. Аллеи, шпалеры и живые изгороди создавались из таких растений, как ель, можжевельник, береза, рябина, черемуха; в партерах высаживались брусника и зеленый лук.

Парки служили не только для отдыха и развлечения, но и для обучения людей. Каждая скульптура в парке "говорила": или рассказывала о той или иной античной легенде (а в то время, когда Россия только еще знакомилась с европейской культурой, это было отнюдь не маловажно), или призывала следовать какой-либо добродетели, или же увековечивала военные победы русской армии.

Композиция состоит из партера, протянувшегося от дворца к оранжерее, и двух боковых полос с боскетами, в которых были устроены павильоны, площадки и размещена садовая скульптура.

В период царствования Петра I в русском садовом строительстве осуществляется резкий поворот в сторону создания классических регулярных парковых ансамблей. Именно в это время были созданы знаменитые садово-парковые ансамбли в Петродворце, Стрельне, Царском селе, Ораниенбауме. Регулярные сады в Петербурге и его окрестностях сначала строили иностранцы: французский архитектор Ж. Б. Леблон (1679-1719), Д. А. Трезини (1670-1734), Н. Микетти (ум.1739 г.). Впоследствии в России появились талантливые отечественные паркостроители И. К .Коробов (1700-1747), П. М. Еропкин (1690-1740), В. В. Растрелли (1700-1771), А. В. Квасов (1711-1772) и другие.

В 1710 г. была создана так называемая Садовая контора, в обязанности которой входила закупка и испытание различных растений, ввозимых из-за границы и предназначенных для строительства парков Петербурга и Москвы.

Примеры регулярных садов петровского времени известны, пожалуй, всем. Самый богатый и торжественный парк эпохи, это, конечно, Петергоф, «русский Версаль», по праву соперничающий с Версалем французским.

Парк был заложен весной 1714 года, а в августе 1723 года состоялось торжественное открытие этого «приморского парадиза». По замыслу Петра Первого, он был посвящен военной славе молодого русского флота.

Так, например, знаменитый фонтан «Самсон, раздирающий пасть льва», стоящий в центре Большого каскада, напоминает о победе Петра над шведским королем Карлом Двенадцатым в Северной войне.

Большой каскад начинается от дворца и переходит в главный канал, который прямой стрелой пересекает парк и врезается в Финский залив. Это — тоже своеобразный символ прорыва России в Европу.

В Петергофе император повелевает "строить забавные дворцы каменною изрядною архитектурною работою". Петр заказывает множество проектов садов, дворцов и павильонов, проводит колоссальные реплантации, доставляя деревья из-за границы (липы для Петергофа привозили из Амстердама, яблони из Швеции, ивы, барбарис и розы из Данцига и Ревеля) и из различных частей Российской империи. Перемещения растительности в петербургские резиденции своим размахом напоминают петровское переселение мастеров-строителей в новую столицу: так, из Московской губернии в Петергоф было доставлено 40000 вязов и кленов, из Ростова — 6000 грабов. Петр добивался географической представительности растительного мира России в своих садах. Он распоряжался о присылке в Петергоф кедров из Сибири и велел доставить туда по одному экземпляру каждого вида деревьев, растущих в Гиляни, на каспийской границе империи. Так создавался новый архитектурный и природный мир, приучавший русских посетителей к иноземной культуре жизни.

( Показ видеосюжета о Петергофе).

Самым известным из дошедших до нас парков этой эпохи является Кусково . Ныне расположенное в черте Москвы, в восемнадцатом веке оно было подмосковным имением, принадлежащим сподвижнику Петра, герою Полтавской битвы, фельдмаршалу Б. П. Шереметеву

Первоначальный регулярный сад состоит из партера, протянувшегося от дворца к оранжерее, и двух боковых полос с боскетами, в которых были устроены павильоны, площадки и поставлена садовая скульптура.

Обилие павильонов (а в Кусково есть Эрмитаж, Итальянский и Голландский домики, Грот, Менажерея и Зеленый театр) и выдает в Кусковском парке произведение послепетровского, барочного искусства садов.

Чрезвычайно важным новшеством петровской эпохи было создание парковых программ — системы символов, аллегорий и аллюзий, придающих прогулке дополнительный смысл. Наполовину осуществленный проект парка в Стрельне (начат по проекту Ж.-Б. Леблона) включал в себя сеть каналов: по ним можно было подплыть к высоко стоящему дворцу, под террасой которого устроены гроты, а наверху предполагался фонтанный каскад. Регулярная система версальского типа соединилась здесь с поэзией моря и образом стоящего над волнами замка.

Летний сад в Петербурге

В начале XVIII века. в России создаются и первые в мире публичные сады. Одним из них стал знаменитый Летний сад в Петербурге. Ансамбль Летнего сада и дворца — самый ранний в Санкт-Петербурге. Его возникновение связано с победами русского оружия в ходе Северной войны со Швецией. По указу Петра I на выбранном им месте и по его плану в 1704 г. стали создавать Летний сад. Здесь работали известные архитекторы И. Матвеев, М. Земцов, Н. Микетти, Ж. - Б. Леблон и др.

Летний сад был разбит по образцу регулярных садов XVIII в.— с симметрично расположенными аллеями, фигурной стрижкой деревьев и кустарников, партерными цветниками, декоративной скульптурой, фонтанами. В петровское время он являлся парадной царской резиденцией, где в летнее время протекала общественная и придворная жизнь Петербурга. Известно, что в петровские времена в Летнем саду был птичник, изящная беседка, дом с фонтанным снарядом, приводимым в движение по средству большого колеса, а рядом с ним зверинец. Была большая оранжерея с экзотическими цветами. В центре парка располагался водоем, выложенный плиткой, а в центре водоема был грот из которого бил фонтан.

Постепенно Летний сад утратил свой первоначальный облик, но и поныне сохранилась его регулярная планировка и ценнейшая садово-парковая мраморная скульптура работы итальянских мастеров XVII-XVIII вв.— П. Баратта, Д. Боцацца и др. Это самое старинное в нашей стране собрание садовой скульптуры. Подбор тематики мифологических статуй не был случаен — образы античных богов и героев иносказательно передавали идеи государственной и преобразовательной деятельности Петра I.

Украшением Летнего сада со стороны Невы является и всемирно известная решетка, выполненная в 1784 г. по проекту архитектора Ю. Фельтена — строгая, стройная, с позолоченными орнаментальными украшениями и гранитными колоннами.

Парки, заложенные Петром I в политически важных местах — среди них петербургский Екатерингоф, Кадриорг в Ревеле, усадьбы Лефорта и Головина, находившиеся в "иноземной" Немецкой слободе Москвы, — стали средством распространения новой культуры западноевропейского типа, ее насаждения в буквальном смысле слова.

Творческий импульс, заданный неутомимой волей первого Императора Всероссийского, продолжал оказывать влияние на создание русских парков и спустя годы после его смерти. В 20–40-е годы восемнадцатого века в России продолжалось регулярное паркостроение. Если в петровское время строительство и украшение новой столицы почти полностью приостановило какое бы то ни было строительство в Москве, то теперь в Москве вновь начали создаваться дворцы и парки. Но теперь они были совсем иными, чем прежде, до Петра: обновленными, европейскими. Сады послепетровской эпохи отличались большей, чем при Петре, дробностью, сложностью плана, большим количеством скульптур и павильонов. Вместе с тем, заметно снижается роль воды в парковом ансамбле.

  1. (Показ видеофильма «Дворцы Петербурга»).

  2. Выводы:

Для петровской садовой культуры характерно создание мира, состоящего из разных по стилю и назначению участков, соединение национальных традиций (древнерусской, голландской, французской, итальянской), обильное использование водных зеркал и потоков, элементы "естественной" планировки с напоминающими дикую природу уголками сада.

Список литературы:

  1. www.gardenhistory.ru
  2. Курбатов В,Я. Всеобщая история ландшафтного искусства. Сады и парки мира. М: Эксмо, 2007.
  3. Нащокина М.В.«Русские сады»
  4. Оберлиани В. «Повесть о Петергофе»
  5. Ухналев А. «Тот единственный сад. К проекту реставрации Летнего сада» Ж. «Реликвия» №4-2004г.
  6. Делиль Ж.«Сады» - перевод Воейкова.
  7. Т. Б. Дубяго «Русские регулярные сады и парки» – Ленинград, 1963 г.
  8. Д. С. Лихачев «Поэзия садов. К семантике садово-парковых стилей. Сад как текст» – Москва, 1998 г.