Ответственность за экологические правонарушения

Разделы: Экология


Методы обучения:

  • словесные (беседа);
  • наглядные (показ рисунков в презентациях, схем, таблиц);
  • игра по теме “Юридическая ответственность”.

Материально-техническое и информационное обеспечение занятия:

  • Доска классная.
  • Презентация по теме “ Юридическая ответственность, виды”.
  • Компьютерный класс, мультимедийный проектор, экран.

Материалы: 2 листа бумаги – ватман, бумага А-4, фломастеры, ручки, текст закона РФ “Об охране окружающей среды” (4 полных текста и копии статей 75 – 78 на каждого ученика), “Лесной кодекс РФ”, “Водный кодекс РФ”, “Земельный кодекс РФ” и “Кодекс об административных правонарушениях”.

Схемы и таблицы по экологическому праву (Рисунок 1, 2, 3).

Листы (Рисунок 4, 5) с изображениями нарушений. Магнитофон с записями спокойной музыки. Знак отличия “Юрист” - 12 шт. (Приложение 1)

У учеников 2 тетради - для записи лекционного материала и словарь новых терминов.

Межпредметные связи: Экология, право.

Цель занятия:

  1. Способствовать повышению уровня экологических правовых знаний.
  2. Показать ученикам виды ответственности за свои проступки по отношению к природе.

После занятия учащийся должен знать:

Теоретические основы экологического права

Иметь представление о применении статей 75-78 Закона РФ “Об охране окружающей среды” к конкретным ситуациям

Должен овладеть:

  • Теоретическими основами экологического права.
  • Способами применения знаний при конкретных ситуациях.

Уметь использовать полученные знания, в своей практической общественной деятельности.

Занятие проходит в 3 этапа:

Организация работы: на доске записываем тему занятия “Ответственность за экологические правонарушения”.

Первый этап – закрепление знаний по экологическим правонарушениям и погружение в тему.

Преподаватель: Рассмотрим схему “Экологическое правонарушение”. Обратите внимание на элементы схемы и запишите их в тетрадь.


Рисунок 1.

Экологическое правонарушение – виновное, противоправное деяние, нарушающее природоохранное законодательство и причиняющее вред окружающей среде и здоровью человека.

Сейчас я вам расскажу, о том, что такое экологическое правонарушение, из каких составных частей оно состоит, и мы вместе попытаемся найти вид ответственности.


Рисунок 2.

Нарисуйте таблицу на 2 столбца: “Экологические правонарушения” и “Виды ответственности”

Задание 1.

Цель: Закрепление материала ранее изученного на занятиях экологии.

Задачи: Обсуждение в малых группах (по 2 человека) вопросов: “Какие экологические нарушения. Вы можете отметить в нашем городе/селе?”.

А затем на доске 2 ученика (ведущие) ведут запись предложений учащихся.

Первый ведущий принимает по 1 предложению от группы и записывает на доске в столбце “Нарушения” по мере поступления в течение 3 мин.

Второй ведущий записывает по одному предложению от группы в столбец “Виды ответственности” (3 мин.)

Учитель предлагает учащимся выбрать из общего количества нарушений подобные и конкретизировать, затем также сгруппировать конкретные виды ответственности – для принятия мер к нарушителям.

Информация для учителя – в вашем классе может быть другой перечень.

При работе над первым заданием получаем подобную картину по предложениям учащихся:

Нарушения” “Ответственность”
Вырубка леса Штраф на нарушителя 1000 рублей
Сброс мусора в реку Предупредить
Выбросил мусор в лес Предупредить
Оставили после отдыха мусор Пусть уберут
Перекопали дорожку Закопать
Сорвали первоцвет Штраф и в газету написать
Разлили нефтепродукты Пусть очистят землю
Животных убивают Забрать ружье

Обязательно подводим итоги выполненного задания.

Выводы: Задание выполнено правильно, необходимо отметить, что учащиеся затронули почти все проблемы и выбрали основные санкции, направленные на устранение нарушения.

В 50% отмечены меры, связанные с устранением нарушения, основанные на законных мерах, принимаемых к нарушителю природоохранного законодательства.

Второй этап: Ознакомление с новым материалом и разбор применения закона.

Учитель: Уважаемые граждане, обратите внимание на таблицу, где дан “Перечень видов ответственности” в соответствии со статьей 75 Закона РФ “Об охране окружающей среды”.

Юридическая ответственность за нарушение природоохранного законодательства является одним из действенных средств защиты природы.

Экологическая ответственность – эколого-правовой комплекс соединяющий в себе нормы и соответствующие им отношения по возмещению и предупреждению вреда природной среде.

В нашей стране существуют различные виды юридической ответственности за правонарушения. Меры ответственности содержатся в законах (Гражданском кодексе РФ, Кодексе об административных правонарушениях и др.) Давайте полистаем законы.

(Раздать “Лесной кодекс РФ”, “Водный кодекс РФ”, “Земельный кодекс РФ”, закон РФ “Об охране окружающей среды”). Они содержат статьи с указанием какой вид ответственности применяется в этой области права, но и какая вид ответственности применяется в том или ином случае нарушения.

Это же закреплено в Законе РФ “Об охране окружающей среды”, “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения” в основах законодательства РФ “О здоровье граждан”, в Законе РФ “Об основах градостроительства” и др.

Экологическое право, как отрасль права, изучает вопросы регулирования общественных отношений, связанных с использованием природных объектов.

Запишите в тетрадь определения, связанные с изучением этой темы: юридическая ответственность, виды ответственности.

Экологические правонарушения влекут за собой наступление ответственности

Виды ответственности за нарушение в области охраны окружающей среды:

  1. Имущественная ответственность;
  2. Дисциплинарная ответственность;
  3. Административная ответственность;
  4. Уголовная ответственность.

Кроме этого, в законе РФ “Об охране окружающей среды” (ст.77) предусмотрена обязанность полного возмещения вреда окружающей среде, обратите внимание, что вне зависимости от того, каким субъектом права совершено правонарушение.

Задание 2.

Делим учащихся на малые группы (по 2 человека) и даем время обсудить ситуации, затем объединяем малые группы в 2 группы и даем время для обсуждения ситуаций.

Учащиеся чаще всего отмечают ситуации, связанные с загрязнением воздуха от котельной школы, загрязнение территории мусором, вырубкой деревьев, загрязнением воды и др.

Игра: Раздаем карточки с описанием ситуаций и копии статей Кодекса об административных правонарушениях. Слушателей делим на 4 группы.

Учащиеся 1 группы составляют схему лесонарушения (вырубка леса), определяют вид ответственности и санкцию по нарушению с использованием Кодекса об административных правонарушениях.

Группа 2 – разбирают нарушение, связанное с загрязнением воды.
Группа 3 – разбирает нарушение, связанное с загрязнением земли нефтепродуктами.
Группа 4 – разбирает нарушение, связанное с отходами

В группе рассматривают ситуацию, изучают законы и готовят презентацию.

Определение представителя для презентации от каждой группы. Задание выполняется в течение 10 мин. Звучит спокойная музыка.

Группа на листе составляет схему.

Условия: на схеме указать, какие санкции можно применить к нарушителю Слушаем презентации, без замечаний.

Информация для учителя – в вашем классе может быть другие схемы, дети творчески походят к выполнению задания.

Пример схемы:

Нарушение – вырубка леса – ответственность по “Лесному кодексу”.

Узнать, кто вырубает – Установить место вырубки.

Составить протокол об административном правонарушении.

К нарушителю – санкции по “Кодексу об административных правонарушениях”.


Рисунок 3.

Выводы: по мере погружения в задание возникают новые знания по применению института ответственности. Правильно поступают учащиеся, которые определяют нарушителя, но и вид ответственности.

При рассмотрении определения санкции рассматривается роль человека, которым нарушаются требования закона.

По окончанию выполнения данного задания нужно отметить наиболее правильно составленные схемы и наградить членов группы знаком отличия “Юрист”.

Третий этап.

Информация учителя: кроме распределения ответственности по отраслям права, различают следующие виды: дисциплинарную, гражданско-правовую, в том числе и материальную, административную, уголовную.

Дисциплинарная ответственность (замечание, выговор, увольнение, лишение премии) – распространяется на должностные лица предприятий организаций за противоправное, виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение работником его трудовых обязанностей, связанных с осуществлением трудовых обязанностей, которые он обязан исполнять, т.е. при исполнении трудовых обязанностей.

Гражданско-правовая ответственность – имущественная ответственность по возмещению ущерба, согласно статьям 78 и 79 закона РФ “Об охране окружающей среды” предусматривается порядок компенсации вреда окружающей среды.

Материальная ответственность – это имущественная ответственность по возмещению вреда и ущерба, причиненного природе.

Гражданский кодекс РФ предусматривает не только возмещение реального вреда, но и упущенной выгоды (ст. 1064 ГК РФ). Главной особенностью гражданско-правовой ответственности, является деятельность, направленная на восстановление природы.

Административная ответственность – наступает за совершение следующих экологических правонарушений: за несоблюдение требований при строительстве, при проектировании, не соблюдение правил обращения с отходами, за не предоставлении информации, за нарушение водоохранного режима.

Уголовная ответственность, предусмотрена Уголовным кодексом РФ за совершение экологических преступлений (общественно-опасных деяний, посягающих на установленный экологический правопорядок и причиненный вред окружающей среде и здоровью человека). Возмещение вреда производится добровольно или по решению суда.

Задание 3.

Определение вида ответственности в ситуации.

Цель – закрепить знание терминов, применить их при выполнении задания

Задачи: Определение вида ответственности проводим 2 группами учащихся

Каждая группа разбирает ситуацию, и затем проводим представление определенного вида ответственности.

Каждой группе даем листы с изображениями нарушений, предлагаем разобрать ситуацию в следующей последовательности “Составить схему экологического правонарушения. Определить вид ответственности. Представить для всех итоги рассмотрения нарушений:

1. Лесонарушение.


Рисунок 4.

2. Вывоз мусора в неустановленное место.


Рисунок 5.

На выполнение и обсуждение задания 10 минут. Звучит спокойная музыка.

Внимание! Предупреждаем учащихся, что каждая группа внимательно следит за представлением другой и готовит свои замечания по результатам разбора и определению ответственности за нарушение другой группой.

Затем проводим разбор ситуаций – презентации групп.

Обсуждение общее 5 минут.

На практике это задание вызывает бурные дебаты.

Выводы: подчеркнуть какая из групп более глубоко и правильно разобрала вопрос экологического правонарушения, вида ответственности.

Если группа нашла в законе статью и сделала ссылку на нее, то этой группе, даем Знак “Юрист”.

Итоги занятия: “Кто может провести обобщение?” (по 1-2 минуте 3-4 человека)

Давайте подведем итоги – на занятии вы успешно работали, наиболее активные участники получили знаки отличия “Юрист” заслуженно, так как они активно обсуждали вопросы, правильно определяли ответственность за правонарушения.

Задание на дом:

  1. По дороге домой – выявить экологическое правонарушение.
  2. Определить какую ответственность можно применить.
  3. При определении санкции за нарушение, каким законом будет пользоваться?

Список использованной литературы:

  1. Закон РФ “Об охране окружающей среды” 2007 г.с дополнениями и изменениями.
  2. Земельный кодекс РФ 2008г.
  3. Водный кодекс РФ 2005г.
  4. Кодекс об административных правонарушениях РФ 2008г.
  5. Государственный доклад “Состояние окружающей среды в Иркутской области за 2004г.”
  6. Лосев В.А.Наша планета. Москва, 2005;
  7. Петров В.В. Экологическое право. Москва, 2005;
  8. Плотникова В.В. На перекрестках экологии Москва, 2005;
  9. Петров В.В. Экология и право. Москва, 2005;
  10. Пьер Агеес. Ключи к экологии. СПб, 2004;
  11. Правовые вопросы охраны природы /под ред. Полянской Г.Н. Москва, 2008;
  12. Федоров Е.К. Экологический кризис и социальный прогресс, 2003;
  13. Френц Щебек Вариации на тему одной планеты. 2002;
  14. Хефлинг Г. Тревога в 2000 году. Москва, 2000;
  15. Черняк В.З. Семь чудес и другие. Москва, 2006;
  16. Журнал “Волна” № 2 за 2001 г., № 2, 3, 4 2003 (http://www.baikalwave.eu.org)