Дидактическое обеспечение технологии развивающего обучения на уроках геометрии 7–8 классов

Разделы: Математика


Для повышения эффективности уроков геометрии, я использую карты самоконтроля и опорные конспекты, позволяющие сочетать внешний контроль с самоконтролем и взаимоконтролем.
Урок представляет собой этап усвоения одного учебного материала и базу для изучения другого. Тем самым он всегда является частью системы уроков сначала по теме, затем в разделе и курсе. Поэтому и важно при планировании изучения темы и раздела определить их сквозные идеи и место каждого урока в раскрытии этих идей. Вокруг них и строится весь учебный материал. Важно, чтобы ни одна существенная часть учебного материала одного урока не прекращала играть роль в последующих темах, разделах. Этого можно добиться, применяя на уроках ОК в системе с картами самоконтроля.
Карта самоконтроля позволяет ребёнку видеть весь материал по теме в системе. Дает возможность ребёнку ставить цели, соответствующие его зоне «ближайшего развития», планировать свою деятельность. Наличие карт самоконтроля создает условие для определения самим учащимся уровня освоения материала,  выработки у него инструментария самоконтроля. Создаются условия, в которых индивидуальный результат учебной деятельности каждый ученик видит сам и сам его оценивает «с самим собой вчерашним», что дает возможность обеспечить эмоциональный комфорт в учебном процессе.

Методика работы с картой самоконтроля.

Карта самоконтроля является тематической картой. Выдается детям на первом уроке по изучению новой темы. В первой части помещаются микроцели по изучаемой теме. При изучении новой темы, деятельность ученика начинается с цели, с микроцели. Цель – это предполагаемый результат. Учитель не является организатором и руководителем деятельности ученика на уроке. Поэтому с первых минут урока ребёнок сам должен четко понимать, какими знаниями, умениями, навыками он должен овладеть. В графе «целепологание» теоретический материал переводится на язык целепологания: «Знать . . .», «Уметь . . .», «Понимать . . .». Формулировка микроцелей должна быть диагностируемой. Учителю должен быть понятен механизм диагностики. Все цели должны быть достижимыми и конкретными.
Вторая графа представляет собой список столбиков, количество которых соответствует числу уроков по изучаемой теме. В каждой строке в начале каждого урока ребенок оценивает свои знания «+» или «-», или «±». При подготовке домашнего задания ученик обратившись к карте самоконтроля, может быстро и достаточно точно сориентироваться в изучаемом материале и устранить пробелы в знаниях.
Третья графа предупреждает ученика о формах и сроках проведения проверочных работ: СР – самостоятельная работа, ПР – практическая работа, КР – контрольная работа.
Четвертая графа содержит достаточный и необходимый набор заданий для усвоения базового уровня знаний по изучаемой теме. Рекомендуется просматривать решения данных заданий перед контрольными и проверочными работами.
Достоинствами применения карт самоконтроля являются следующие аспекты: обеспечивается возможность реализоваться детям с разным уровнем подготовки, разным темпом работы, пропустившим урок по некоторым причинам; четкость, структурность, обоснованная норма. У учащегося формируется метод видения учебного процесса.
Таким образом, карта самоконтроля представляет собой набор основных требований, которые предъявляются к учащимся после изучения данной темы. Требования относятся как к знанию теоретического материала, так и к умению решать задачи и соответствуют принятым стандартам образования.

Использование карт самоконтроля при работе с ОК.

Все основные определения, понятия, формулировки теорем содержаться в графе «целепологание» в карте самоконтроля и отражены в ОК в виде схем или знаков. На первом этапе урока-целепологания, определяется ,с каким блоком ОК будет проходить работа на данном уроке. Соответственно ребёнок точно знает, что он должен знать, уметь, понимать при работе с определенной частью конспекта.

Главные достоинства карты самоконтроля.

  1. Ребенок знает, какие формы контроля и на каком уроке будут проводиться, тем самым уменьшается стрессовая, эмоциональная напряженность.
  2. Учащиеся учатся ставить цель и находить методы её достижения.
  3. Ученик, пропустивший урок, по какой-либо причине имеет возможность изучить материал дома по заданным целям. Карта поможет ребенку быстро сориентироваться в материале и выделить главное.

Анализ работы с использованием карт самоконтроля на уроках геометрии в 7 классе.

Работая с картами самоконтроля, я пришла к следующим выводам:

  1. При введении карт необходим период адаптации. Ребенок должен понять систему работы, а главное уяснить, чем и как помогает ему карта в учебе.
  2. В начале учащиеся подходят к оценке своих знаний необъективно, но уже после первой проверочной работы они видят несоответствие между их оценкой знаний и реальным уровнем знаний.
  3. Изучая карты можно видеть, что понятия, факты, изучаемые на первых уроках с течением времени забываются, а карта позволяет стимулировать изучение, напоминая каждый урок о том, что данный материал ребенок должен усвоить.
  4. Если ребенок отсутствовал несколько уроков, качество знаний по ранее изученному материалу резко снижается. Необходимо привлечь этого ребенка на этапе актуализации знаний к активной работе.
Приложение