Информационное обеспечение эффективного управления структурным подразделением учреждения дополнительного образования

Разделы: Администрирование школы


В современных условиях для осуществления эффективной и результативной учебной и воспитательной деятельности необходимо усиление информационно-аналитических функций педагогических коллективов; создание системы образовательной информации (статистической системы), которая включает систему сбора, накопления, систематизации, обработки и анализа информации об учащихся и педагогах, объединениях учащихся, образовательных программах.
В условиях компьютеризации образовательной деятельности стоит задача создания банка образовательной информации учреждения дополнительного образования, обеспечения доступа к базе данных, получения информации через информационные сети.
В процессе создания системы нормативного и информационного обеспечения образовательной деятельности решаются задачи обеспечения педагогов образовательной информацией и документами об образовании; отбора необходимого минимума документации, достаточной для реализации образовательных программ; получения обратной информации от педагогов, учащихся, родителей.

 С этой целью возникла необходимость  разработать и внедрить в управление деятельностью структурного подразделения  учреждения дополнительного образования Дворца Творчества Детей и Молодежи (ДТДиМ) методику информационного обеспечения. (Приложение 1).

Цель проекта: разработать и внедрить в управление деятельностью структурного подразделения  ДТДиМ методику информационного обеспечения.

Задачи проекта:

  1. Выявить возможности и условия использования информационных технологий в управлении деятельностью структурного подразделения ДТДиМ.
  2. Создать структуру компьютерного банка управленческой информации структурного подразделения ДТДиМ, разработать и апробировать  программы представления и обработки банка информации на электронных носителях.
  3. Обработать и проанализировать деятельность структурного подразделения и занести их на электронные носители.
  4. Разработать комплекс управленческих решений, повышающих эффективность использования ИКТ в управленческой деятельности руководителя объединения.
  5. Создать пакет научно-методических материалов по организации использования ИКТ в управление деятельностью структурного подразделения  учреждения дополнительного образования ДТДиМ.

Предмет разработки: создание системы информационного обеспечения деятельности структурного подразделения ДТДиМ как условие повышения эффективности управления им.
При таком определении предмета разработки возникает необходимость выявления еще и предмета исследования.
Предметом исследования является эффективность управления структурным подразделением .

Эффективность управления  подразделением ДТДиМ  исследовалась на 3-х уровнях:

  1. Целевом уровне: насколько создание системы информационного обеспечения позволит повысить соответствие содержание деятельности структурного подразделения ДТДиМ требованиям, предъявляемым к деятельности современного учреждения дополнительного образования.
  2. Социально-педагогическом уровне: насколько создание системы информационного обеспечения позволит улучшить организацию взаимодействия в педагогическом коллективе структурного подразделения;  сплотить его, обеспечить совершенствование педагогической деятельности и системы стимулирования сотрудников.
  3. Субъективно-операционном уровне: насколько создание системы информационного обеспечения позволит повысить эффективность планирования, руководства, координации деятельности структурного объединения, организации управленческого контроля и анализа его деятельности.

Основной результат, достижение которого предполагает проект - разработка и апробирование системы информационного обеспечения управленческой деятельности в структурном подразделении ДТДиМ.

В процессе подготовки и реализации проекта создания системы информационного обеспечения достигнуты следующие результаты:

  1. Разработаны критерии эффективности деятельности структурного подразделения УДОД и его объединений.

- Содержание деятельности (соответствие направлений и видов деятельности функциям подразделения, многообразие содержания образовательного процесса) – 3
- Результаты деятельности (творческие достижения детей и педагогов, образовательные результаты)- 5

- Формальные (количественные) показатели:(количество  учащихся, состав педагогического коллектива) -

2. Разработана структура банка информации к мониторингу развития структурного подразделения УДОД.
3. Создан компьютерный банк информации структурного подразделения.
4. Разработана компьютерная программа обработки базы данных по динамике контингента воспитанников
5. Разработаны методики и проведено исследование по отдельным показателям эффективности деятельности и развития

  • Результативности социального становления детей в объединении:
  • Социального заказа:

1. Востребованность вы­пускников ДТДиМ  на рынке труда

  •  уровень учета социального заказа при организации деятельности подразделения ДТДиМ;
  •  уровень качества дополнительного образования детей в ДТДиМ;
  •  уровень организации продвижения выпускников  ДТДиМ и др.

 2. Количество социальных партнеров ДТДиМ:

  •  востребованность услуг и престиж ДТДиМ;
  • уровень активности руководителей и педагогов ДТДиМ и др.

3. Количество побед ДТДиМ  в смотрах, конкурсах учреждений системы образования

  •  уровень качества дополнительного образования детей в ДТДиМ;
  •  уровень профессионализма педагогов и руководителей ДТДиМ:
  •  системность деятельности ДТДиМ;  степень активности  ДТДиМ и др.
  • Удовлетворенности детей и родителей занятиями в объединениях структурного подразделения

1. Сохранность контингента, количество воспитанников ДТДиМ второго-третьего последующих годов обучения

  • уровень устойчивости интереса ребенка к предмету;
  • степень комфортности пребывания ребенка в ДТДиМ;
  • важность занятий в ДТДиМ для будущего ребенка;
  • степень сплоченности детского коллектива;
  • уровень значимости педагога для ребенка и др.

2. Количество достижений детей в виде побед на смотрах, конкурсах, выставках, фестивалях и т.д.
3. Количество родителей, участвующих в общей деятельности образовательного объединения (родительские собрания, открытые занятия, спонсорская помощь  и др.)

  • степень удовлетворенности родителей результатами образования ребенка; ·успешность работы педагога дополнительного образования; востребованность услуг педагога или ДТДиМ в целом и др.
  • Организационной культуры (организация рабочего места, выполнение правил гигиены учебного труда, принятие учебной цели, выбор способов деятельности, планирование организации контроля труда)
  • Психологического климата

Информация о динамике психологического мониторинга деятельности подразделения

  1. Проведена серия управленческих семинаров для педагогов дополнительного образования. 
  2. Разработаны формы отчета и анализа деятельности структурного подразделения.
  3. Разработан механизм и формы собеседования с педагогическими работниками.
Приложение 2