Рабочая программа по физике для 9-го класса за курс основной школы

Разделы: Физика


Содержание

  1. Пояснительная записка
  2. Содержание программы
  3. Учебно-тематический план
  4. Перечень ключевых слов
  5. Список литературы для ученика
  6. Список литературы для учителя

Пояснительная записка

Законом об образовании предусмотрена реорганизация всей системы школьного образования, в том числе и физического, что нацеливает на разработку соответствующих вариантов учебной программы.

Основанием разработки данной программы является следующие:

  • федеральный компонент государственного образовательного стандарта, приказ № 1089 от 05.03.2004 г. Министерства образования РФ;
  • методическое письмо о преподавании учебного предмета «Физика» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования;
  • базисный учебный план образовательных учреждений РФ. Основное общее образование, приказ № 1312 от 09.03.2004г. (Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования.) Министерства образования РФ;
  • примерная программа основного общего образования по физике, рекомендованной Министерством образования Российской Федерации;
  • перечень учебных пособий рекомендованных Министерством образования Российской Федерации;
  • наличие у учащихся современных учебников.

Базовый курс строится на основе следующих принципов:

  • единства федерального, культурного и образовательного стандарта;
  • должен быть завершен и охвачен материал всех основных разделов курса физики;
  • общедоступности образования адаптивности системы образования к уровню развития и подготовленности учащихся;
  • научного подхода образования;
  • успешности обучения.

Главной целью физического образования в основной школе является :

  • формирование базовых основ физики.

Конкретная образовательная цель курса физики 9 класса это узнавание и расположение определенной логики в первоначальных сведениях физики.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Создать основу для понимания основных физических понятий , явлений и методов исследования.
  2. Содействовать развитию мышления учащихся, формированию у них умений самостоятельно приобретать знания, наблюдать и объяснять физические явления, законы.
  3. Закрепить с учащимися главную мировоззренческую идею - целостность и единство природы, её познаваемость.
  4. Скоординировать работу по развитию познавательного интереса к физике и технике , творческих способностей.
  5. Формировать политехнические знания и умения.
  6. Пробудить у учащихся сознание личной ответственности за современное и будущее состояние Земли.

В соответствии с общими задачами обучения и развития к уровню подготовки выпускника основной школы предъявлены три группы требований:

  1. освоение экспериментального метода научного познания;
  2. владение определенной системой физических законов и понятий;
  3. умение воспринимать и перерабатывать учебную информацию.

Содержание курса разделено на 4 радела.

  1. Механические явления.
  2. Электрические и магнитные явления.
  3. Электромагнитные колебания и волны.
  4. Квантовые явления.

Программой курса предусмотрено проведение :

  • лабораторных работ – 7;
  • контрольных работ – 4;
  • демонстрационных опытов – 34.

Курс завершается итоговым тестом, составленным согласно требованиям уровню подготовки выпускников основной школы.

В ходе изучения курса предлагается коллективная, групповая и самостоятельная работа учащихся.

Программа объемом 68 часов изучается в течении одного года.

Данная программа полностью соответствует стандарту основного общего образования.

Содержание программы 

Механические явления (34 ч)

Механическое движение. Относительность движения. Система отсчета. Прямолинейное равномерное движение. Скорость равномерного движения.

Неравномерное движение. Мгновенная скорость. Ускорение. Равноускоренное движение. Свободное падение тел. Графики зависимости пути и скорости от времени.

Равномерное движение по окружности. Период и частота обращения.

Первый закон Ньютона. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона.

Закон всемирного тяготения. Искусственные спутники Земли. Вес тела. Невесомость. Геоцентрическая и гелиоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира.

Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Закон сохранения механической энергии.

Механические колебания . Период, частота и амплитуда колебаний. Период колебаний математического и пружинного маятников.

Механические волны. Длина волны. Звук.

Демонстрации.

  • Равномерное прямолинейное движение.
  • Относительность движения.
  • Равноускоренное движение.
  • Свободное падение тел в трубке Ньютона.
  • Направление скорости при равномерном движении по окружности.
  • Второй закон Ньютона.
  • Третий закон Ньютона.
  • Невесомость.
  • Закон сохранения импульса.
  • Реактивное движение.
  • Механические колебания.
  • Механические волны.
  • Звуковые волны.
  • Условия распространения звука.

Лабораторные работы и опыты:

  • Изучение зависимости пути от времени при равномерном и равноускоренном движении.
  • Измерение ускорения прямолинейного равноускоренного движения.
  • Измерение ускорения свободного падения .
  • Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний маятника от его длины.
  • Изучение зависимости периода колебаний груза на пружине от массы груза.

Электрические и магнитные явления (4ч)

Однородное и неоднородное магнитное поле. Опыт Эрстеда. Магнитное поле тока. Действие магнитного поля на проводник с током. Сила Ампера . Сила Лоренца. Индукция магнитного поля. Магнитный поток.

Демонстрации:

  • Опыт Эрстеда.
  • Магнитное поле тока.
  • Действие магнитного поля на проводник с током.

Лабораторные работы и опыты:

  • Исследование магнитного поля прямого тока и катушки с током.
  • Изучение действия магнитного поля на проводник с током.

Электромагнитные колебания и волны (10ч)

Электромагнитная индукция. Опыт Фарадея. Правило Ленца. Самоиндукция. Электрогенератор.

Переменный ток. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние.

Колебательный контур. Электромагнитные колебания. Электромагнитные волны и их свойства. Скорость распространения электромагнитных волн. Принципы радиосвязи и телевидения.

Свет - электромагнитная волна. Дисперсия света. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы.

Демонстрации:

  • Электромагнитная индукция.
  • Правило Ленца.
  • Самоиндукция.
  • Получение переменного тока при вращении витка в магнитном поле.
  • Устройство генератора переменного тока.
  • Устройство трансформатора.
  • Передача электрической энергии.
  • Электромагнитные колебания.
  • Свойства электромагнитных волн.
  • Принципы радиосвязи.
  • Дисперсия белого света.
  • Получение белого света при сложении света разных цветов.

Лабораторные работы и опыты:

  • Изучение явления электромагнитной индукции.
  • Изучение принципа действия трансформатора.
  • Наблюдение явления дисперсии света.

Квантовые явления (17ч)

Опыты Резерфорда. Планетарная модель атома. Линейчатые оптические спектры. Поглощение и испускание света атомами.

Состав атомного ядра. Зарядовое и массовое число.

Ядерные силы. Энергия связи атомных ядер. Радиоактивность. Альфа-, бета- и гамма- излучения. Период полураспада. Методы регистрации ядерных излучений.

Ядерные реакции. Деление и синтез ядер. Источники энергия Солнца и звезд. Ядерная энергетика.

Дозиметрия. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы.

Экологические проблемы работы атомных электростанций.

Демонстрации:

  • Модель опыта Резерфорда.
  • Наблюдение треков частиц в камере Вильсона.
  • Устройство и действие счетчика ионизирующих частиц.

Лабораторные работы и опыты:

  • Наблюдение линейчатых спектров излучения.
  • Измерение естественного радиоактивного фона дозиметром.

Учебно-тематический план

№ п/п Тема программы Количествочасов Количество контр. работ Количество лаб.работ
1. Механические явления
34
2
4
2. Электрические и магнитные явления.
4
3. Электромагнитные колебания и волны.
10
1
1
4. Квантовые явления.
17
1
2
  Резервное время.
3
  Итого:
68
4
7

Перечень ключевых слов

  1. Механика.
  2. Материальная точка.
  3. Система отсчета.
  4. Перемещение.
  5. Ускорение.
  6. Скорость.
  7. Сила.
  8. Ускорение свободного падения.
  9. Гравитация.
  10. Невесомость.
  11. Импульс.
  12. Колебания.
  13. Маятник.
  14. Колебательные системы.
  15. Амплитуда.
  16. Период.
  17. Частота.
  18. Резонанс.
  19. Волны.
  20. Тембр звука.
  21. Громкость звука.
  22. Эхо.
  23. Магнитное поле.
  24. Индукция магнитного поля.
  25. Магнитный поток.
  26. Электромагнитная индукция.
  27. Самоиндукция.
  28. Переменный ток.
  29. Трансформатор.
  30. Колебательный контур.
  31. Электрогенератор.
  32. Электромагнитное поле.
  33. Свет.
  34. Дисперсия света.
  35. Радиоактивность.
  36. Атом.
  37. Протон.
  38. Нейтрон.
  39. Массовое число.
  40. Зарядовое число.
  41. Дефект масс.
  42. Реактор.
  43. Ядерные реакции.
  44. Ядерная энергетика.
  45. Термоядерная реакция. 

Список литературы для ученика.

  1. Лукашик В.И., Иванова Н.В. Сборник задач по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений. – 15-е изд.- М.: Просвещение,2005.-224 с.
  2. Перышкин А.В., Гутник Е.М. Физика. 9кл. Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – 13-е изд., дорб. – М.: Дрофа, 2008.-300с.

Список литературы для учителя.

  1. Лукашик В.И., Иванова Н.В. Сборник задач по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений. – 15-е изд.- М.: Просвещение,2005.-224 с.
  2. Перышкин А.В., Гутник Е.М. Физика. 9кл. Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – 13-е изд., дорб. – М.: Дрофа, 2008.-300с.
  3. Физика. Естествознание. Содержание образования: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. - М.: Вентана- Граф,2007.-208 с.