Урок-лекция в 10-м классе по теме "География мировых религий"

Разделы: География


Учебно-воспитательные задачи:

  1. Раскрыть сущность понятий “религия”, “культура”, “ цивилизация”.
  2. Сформировать у учащихся представление о видах религий (мировые, национальные, местные верования).
  3. Познакомить учащихся с сущностью учений, особенностями традиций и географией мировых религий: христианства, ислама, буддизма.
  4. Сформировать представление о влиянии мировых религий на разные стороны жизни людей.
  5. Воспитание толерантности к различным культурам и верам.

Тип урока по дидактической цели – урок изучения нового материала.

Форма урока – урок-лекция с участием учащихся.

Формы организации работы учащихся на уроке - фронтальная, индивидуальная (домашнее опережающее задание).

Оборудование: презентация “Мировые религии - основы вероучений и объекты культурного наследия”, карта “Религии мира”, дидактические материалы: индивидуальные рабочие листы учащихся и тесты, атласы для 10-го класса.

Ход урока

I. Организационный момент (сообщение учителем темы и задач урока).

II. Изучение нового материала.

2.1. Вступительное слово учителя: – “Современный мир – это несколько тысяч разноязычных больших и малых народов с их культурой, веками формировавшимися традициями и обычаями. Но вместе с тем мировое сообщество при всей своей неоднородности развивается по определенным законам, постигнуть которые, наряду с философией, социологией, историей помогает география религий (часть общественной географии). Знание религиозной принадлежности населения помогает глубже понять особенности экономики и социальной географии отдельных регионов мира. Прежде, чем мы приступим к рассмотрению географии мировых религий, давайте разберемся с понятиями: “религия”, “культура”, “цивилизация”.

2.2. Выполнение и обсуждение Задания 1 в рабочих листах (Приложение 1).

Задание 1. Соедините стрелками понятие и определение.

Цивилизациясовокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их создания.

Культураодна из форм культуры, мировоззрение, основанное на поклонении высшим силам, а также освящение норм морали.

Религиякультурная общность наивысшего типа с такими объективными признаками, как общность религии, языка, обычаев, интересов и т.д.

Вопрос учителя: “Как соотносятся эти понятия?” (Религия определяет духовность (часть культуры), а духовность формирует цивилизацию.)

2.3. Выполнение Задания 2 в рабочих листах.

Задание 2. Подчеркните цивилизацию, к которой, по вашему мнению, относится культура России.

Современные цивилизации мира:

  • западноевропейска,
  • индуистская
  • исламска,
  • китайская
  • латиноамериканская
  • православная
  • негро-африканская
  • японская

2.4. Беседа о роли религии в современном мире.

  1. Имеет ли место религия в современном мире? (Она продолжает воздействовать на умы людей, их нравы, обычаи, взаимоотношения.)
  2. Приведите примеры, подтверждающие влияние религии на политику, экономику стран.

Примеры:

  • Ряд общественных организаций и партий имеют религиозную окраску: христианско-демократические, христианско-социальные партии, христианские профсоюзы, необуддиские организации и прочее.
  • Почти во всех “горячих точках” планеты замешаны религиозные различия между людьми. Бывшая Югославия проживали сербы – православные, хорваты – католики, боснийцы – мусульмане. В Грузии абхазы являются мусульманами, а грузины – православные. В Палестине арабы – мусульмане воюют с иудеям. Конфликтная ситуация между Индией и Пакистаном за штаты Джамму и Кашмир обусловлена проживанием на индийской стороне сикхов, приверженцев ислама. Жестокость войны в Чечне основывается на религиозной почве.
  • Принадлежность к той или иной религии определяет социальное положение отдельных групп населения, что также определяет жесткое противостояние, например, между католическое меньшинством в Ольстере и протестантами Великобритании, или, наоборот, между протестантским меньшинство и католиками Испании.

Вывод: влияние религии на общественную жизнь современного мира велико и необходимо больше знать о религии и сути религиозных учений.

2.5. Объяснение учителя по схеме “Виды религий”. (Приложение 4)

2.6. Знакомство с планом изучения мировых религий. (Приложение 4)

План:

  1. История возникновения и время зарождения религии.
  2. Количество верующих.
  3. Распространение (регионы, отдельные страны)
  4. Основные понятия, особенности традиций.
  5. Объекты и предметы культурного наследия.

2.7. Выступления учащихся с сообщениями, во время выступлений учащиеся в классе делают пометки в рабочих листах.

Христианство

  1. Сообщение учащегося “История возникновения христианства”. (Приложение 2)
  2. Районы распространения православия – работа по карте.
  3. Сообщение учащегося “Православные традиции”. (Приложение 2)

По ходу учащиеся делают записи в рабочих листах:

  1. Основные понятия: литургия, крещение, причастие, исповедь.
  2. Особенности традиций:
  • Крещение погружением в купель.
  • Многочисленные строгие посты.
  • Брак – между православными.
  • Запреты на одежду у женщин.
  • Православная церковь разобщена.
  1. Презентация учащимися материала с объектами культурного наследия православного мира с краткой их характеристикой: храм Гроба Господня в Иерусалиме, Троице – Сергиева лавра, Александро-Невская лавра, храм Покрова на Нерли, храм Христа Спасителя, храм Василия Блаженного, Казанский собор. (Приложение 4)

Католичество

  1. Регионы распространения католичества – работа по карте.
  2. Сообщение учащегося “Католичество. Традиции в католичестве”. (Приложение 2)

По ходу учащиеся делают записи в рабочих листах:

  1. Основные понятия: месса, крещение, причастие, исповедь.
  2. Особенности традиций:
  3. Крещение окропление водой.
    У священников – целибат.
    Пост необязателен.
    Вне церкви запретов на женскую одежду нет.
    Брак между любыми христианами.
    Католическая церковь едина.

  4. Презентация учащимися материала с объектами культурного наследия католиков с краткой их характеристикой: Ватикан, собор Петра и Павла, Нотр-Дам-де-Пари, Кельнский собор.

(Приложение 4)

Протестантизм

  1. Районы распространения протестантизма – работа по карте.
  2. Сообщение учащегося “Протестантизм”. (Приложение 2).

Записи в рабочих листах:

  1. Основные понятия: крещение и причастие.
  2. Особенности религиозного культа:

Почитание Библии.
Нет наказаний за грехи
Большое число направлений, сект.
посвящение в религию в сознательном возрасте.
Равноправное положение женщин.

Ислам

  1. Районы распространения – работа по карте.
  2. Сообщение учащегося “Ислам. История возникновения”. (Приложение 2).
  3. Сообщение учащегося “Традиции ислама”. (Приложение 2)

Записи в рабочих листах:

  1. Основные понятия: хадж, намаз, Коран, шариат.
  2. Особенности традиций:

Запрещено употреблять мясо животных без шерсти и алкоголь.
Обряд обрезания.
Паломничество в Мекку.
Строгое наказание за грехи.
Разрешено многоженство.
Строгие запреты в одежде.

  1. Презентация учащимися материала с объектами культурного наследия мусульман с краткой их характеристикой: Мечеть Омара в Иерусалиме, Мекка, Мечеть Кааба. (Приложение 4)

Буддизм

  1. Районы распространения – работа по карте.
  2. Сообщения учащихся “Буддизм”. (Приложение 2)

Записи в рабочих листах:

  1. Основные понятия: Будда, Дхарма (учение) сандхи (общины), нирван, медитация, карма.
  2. Особенности религиозного культа:

Почитание воды, цветов.
Запреты на алкоголь, наркотики
У монахов – целибат.
Монастыри- центры культуры и образования.
Нет единой церковной организации.

  1. Презентация учащимися материала с объектами культурного наследия буддизма с краткой их характеристикой: Лумбини, Дворец Потала, статуя Будды. (Приложение 4)

III. Рефлексия.

  1. Что больше всего запомнилось из всего материала по мировым религиям?
  2. Что вам не понятно?
  3. О чем хочется узнать больше?

IV. Домашнее задание – учить лекцию по рабочим листам.

V. Вопросы на расширение знаний.

  1. Назовите “город трех религий”.
  2. Как в ближайшем будущем изменится соотношение верующих? (Мусульман, христиан, буддистов.)
  3. Назовите страну с наибольшим числом православных. (Россия.)
  4. Назовите страну с наибольшим числом католиков. (Бразилия.)
  5. Назовите страну с наибольшим числом протестантов. (США.)
  6. Назовите страну с наибольшим числом мусульман. (Индонезия.)
  7. Какие мировые религии распространены в России?

VI. Тест “География мировых религий”. (Приложение 3)

Литература

  1. Гладкий Ю.Н. Экономическая и социальная география мир: Учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2005. – 286 с.
  2. Ионина Н.А. 100 великих городов мира.– М.: Вече, 2001. – 480 с.
  3. Ионина Н.А. 100 великих сокровищ. – М.: Вече, 2001. – 464 с.
  4. Ионина Н.А. 100 великих чудес света. – М.: Вече, 2001. – 528 с.
  5. Копылов В.А. География населения: Учебное пособие. – М.: Информационно-внедренческий центр “Маркетинг”, 1999. – 124 с.
  6. Кузнецов А.С. Экономическая и социальная география мира: кн. Для учащихся 10 кл. – М.: Просвещение, 2000. – 191 с.
  7. Максаковский В.П. Географическая картина мира: 230 “каналов углубления” к курсу “Экономическая и социальная география мира” (10 кл.). – Ярославль: Верх.-Волж. кн. изд-во, Ч.2. – 1995. – 560 с.

Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4