Интегративно-дифференцированный подход при обучении физике на примере урока "Свет. Распространение света в однородной среде" (9-й класс)

Разделы: Физика

Класс: 9


С реализацией интегративно-дифференцированного подхода связывается применение модульно-дифференцированной организации содержания элементов предмета физики и элементов других учебных дисциплин. Такой способ “подачи” материала предполагает, во-первых, модульную его организацию (по модульной технологии). Весь материал разделяется на блоки и модули. Каждый модуль включает в себя несколько учебных элементов (в зависимости от темы). Я предлагаю рассмотреть реализацию интегративно-дифференцированного подхода на модульном уроке по теме “Свет. Распространение света в однородной среде”.

Модуль М1. Свет. Распространение света в однородной среде
Учебные элементы УЭ0 (ДЦМ) Знакомство с источниками света. Усвоение закона прямолинейного распространения света.
УЭ1 Значение света в познании человеком окружающего мира. Понятие света. Природа света.
УЭ2 Источники света (естественные и искусственные).
УЭ3 Закон прямолинейного распространения света. Понятие тени и полутени, условия их образования. Солнечное и лунное затмение.
УЭ4 Экспериментальное задание: “Условие образования тени и полутени”
УЭ5 Выходной контроль.

Во-вторых, дифференцированность учебных элементов по уровням. Кроме того, интегративно-дифференцированный подход основан на учете когнитивного стиля мышления, то есть способа восприятия окружающего мира, создание собственного “образа мира”. (Приложение 3)

Учет когнитивного стиля каждого обучающегося делает процесс освоения предмета успешным, способствующим умственному и личностному развитию.

Для каждого когнитивного стиля мышления разрабатываются технологические карты трех уровней сложности (Приложение 2), по которым в дальнейшем обучающиеся работают самостоятельно.

Тема: “Свет. Распространение света в однородной среде”

Цели урока:

  • Обучающая: Ознакомиться с естественными и искусственными источниками света. Усвоить закон прямолинейного распространения света. Сформировать представление о природе солнечных и лунных затмений. Выяснить условия образования теней и полутеней. Уметь применять теоретические знания при решении качественных задач и выполнении экспериментального задания.
  • Развивающая: развивать мировоззрение учащихся; формирование умений самостоятельного добывания и осмысливания новых знаний с помощью различных источников информации; развивать навыки умений анализировать, сопоставлять и делать выводы.
  • Воспитательная: формирование привычек оказывать товарищам помощь в учении и труде; развитие требовательности к себе; учить находить и воспринимать прекрасное в природе, воспитывать бережное к ней отношение, а также к людям, лишенных зрения.

Оборудование:

  • компьютеры (в локальной сети), CD-1 “Физика. Основная школа. 7–9 кл, ч.1”, проектор;
  • репродукции;
  • свечи, линейки, экраны, непрозрачные тела из картона (цыпленок и яйцо) для выполнения экспериментального задания;
  • глобус, шарик на стойке, источник света;
  • технологические карты для каждого когнитивного стиля 3-х уровней.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Место урока в учебном плане: вхождение в тему “Оптика”.

Формы обучения: групповая с учетом типа когнитивного стиля.

Ход урока

На доске записываем число и тему урока: “Свет. Распространение света в однородной среде”, затем слова:

Чудный дар природы вечной
Дар бесценный и святой,
В нем источник бесконечный
Наслажденья красотой:
Небо, солнце, звезд сиянья,
Море в блеске голубом –
Всю картину мирозданья
Мы лишь в свете познаем

I. Организационный этап:

Дидактическая задача: Подготовить учащихся к работе на уроке.

Взаимное приветствие учителя и учащихся, определение отсутствующих, проверка подготовленности учащихся к уроку, организация внимания.

II. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению учебного материала.

Дидактическая задача: Организовать и целенаправить познавательную деятельность учащихся.

В затемненном кабинете на столе горит свеча. Звучит произведение Дебюсси “Лунный свет”, на экране проектора слайд1: (Приложение 1)

Учитель читает отрывок из стихотворения Б.Л.Пастернака “Зимняя ночь”.

Какая тема объединяет эти произведения? Учащиеся называют разные слова, в том числе и слово свет. Сегодня на уроке вы начнете изучать новый раздел физики “Оптика”. Мы рассмотрим понятие света, выясним, какие бывают источники света и, конечно же, поговорим о распространении света. В тетрадях запишите число и тему урока.

Этап усвоения новых знаний, умений и навыков:

Учитель раздает технологические карты в соответствии с когнитивным стилем учащегося (Приложение 2), проводит инструктаж по работе с ними.

На экране проектора слайд 2- часть 1 из ОК 1 (Приложение 1):

1. УЭ 1 – самостоятельная работа учащихся с учетом типа когнитивного стиля в соответствии с выбранным уровнем сложности. Запись необходимого материала и часть 1 из ОК 1 в тетрадь.

Этап первичной проверки понимания учащимися нового учебного материала.

Дидактическая задача: Установить осознанность усвоения учащимися нового учебного материала.

Содержание этапа: группа 1 уровня сложности обоих когнитивных стилей - воспроизводит изученный материал данного УЭ, руководствуясь ОК 1 (слайд 2); группа 2 и 3 уровня сложности обоих когнитивных стилей – зачитывают подготовленные представления и мини-сочинения на тему “Жизнь во тьме”.

Затем проводится беседа о сострадании и помощи людям, которые лишены зрения.

Итог этапа первичной проверки понимания учащимися нового учебного материала подводится по слайду 3 (Приложение 1) на экране.

2. УЭ 2 – самостоятельная работа учащихся с учетом типа когнитивного стиля в соответствии с выбранным уровнем сложности. Производят запись необходимого материала и части 2 из ОК 1 – слайд 4 (Приложение 1) в тетрадь.

На экране проектора слайд 4 (часть 2 из ОК1 Приложение 1).

Этап первичной проверки понимания учащимися нового учебного материала.

Содержание этапа: группа 1 уровня сложности обоих когнитивных стилей – воспроизводит изученный материал данного УЭ, руководствуясь ОК 1 (на экране); группа 2 и 3 уровня сложности обоих когнитивных стилей – демонстрируют на доске составленную таблицу (по 1 ученику каждого когнитивного стиля) и отвечают на заданный вопрос по записям в тетради.

Итог этап первичной проверки понимания учащимися нового учебного материала подводится по слайду 5 на экране.

3. УЭ 3 – самостоятельная работа учащихся с учетом типа когнитивного стиля в соответствии с выбранным уровнем сложности. Производят запись необходимого материала и ОК 2 в тетрадь.

На экране проектора слайд 6 ( ОК2 Приложение 1).

Этап первичной проверки понимания учащимися нового учебного материала.

Содержание этапа: группа 1 уровня сложности обоих когнитивных стилей – воспроизводит изученный материал данного УЭ, руководствуясь ОК 2 (на экране); группа 2 и 3 уровня сложности обоих когнитивных стилей – дополняют ответы группы 1, выполняют демонстрацию Солнечного и Лунного затмения с помощью глобуса, шарика на стойке, источника света и отвечают на заданные вопросы по записям в тетради.

Итог этап первичной проверки понимания учащимися нового учебного материала подводится по слайду на экране.

4. УЭ 4 – самостоятельное выполнение экспериментального задания учащимися с учетом типа когнитивного стиля в соответствии с выбранным уровнем сложности. Производят запись выводов в тетрадь.

Содержание этапа: группа 1 уровня сложности обоих когнитивных стилей – воспроизводит вывод об условиях образования тени и полутени, записанный в тетрадях; группа 2 уровня сложности обоих когнитивных стилей – демонстрируют выполнение задания для их уровня сложности с объяснением данного явления; группа 3 уровня сложности обоих когнитивных стилей – отвечают на заданный вопрос по записям в тетради.

5. УЭ 5. Выходной контроль.

Дидактическая задача: Проверить усвоение учебных элементов.

Содержание: учащиеся всех уровней сложности и когнитивных стилей выполняют тестовые задания данного учебного элемента используя ПК.

6. УЭ 6. Подведение итогов.

Содержание: заполнение листа контроля каждого учащегося. Выставление оценки знаний.

7. Этап информации о домашнем задании.

Дидактическая задача: Дать домашнее задание, направленное на дальнейшее развитие знаний о свете.

Содержание: домашнее задание в зависимости от полученной оценки.

“Отлично”: Экспериментальное задание в учебнике С.В. Громова после § 30, задача № 125 в учебнике.

“Хорошо”: Экспериментальное задание в учебнике С.В. Громова после § 30.

“Зачет”: повторите ОК 1,2 урока, задача № 126 в учебнике.

“Незачет”: § 29-30 по учебнику С.В. Громова, повторите и осмыслите ОК 1,2 урока.

Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3

Литература

  1. Громов С.В., Родина Н.А. Физика 9. – М.: Просвещение, 2000.
  2. Коршунова О.В. Интегративно-дифференцированный подход к обучению физике в сельской школе: материалы по организации экспериментального обучения физике для учителей-исследователей общеобразовательных учреждений: учебное пособие/ под ред. В.С.Данюшенкова. - Киров : Изд-во ВятГГУ, 2005. – 135 с.
  3. Опорные конспекты и дифференцированные задачи по физике: 7, 8, 9 кл.: Кн. Для учителя / Марон А.Е., Марон Е.А. – М.: Просвещение, 2003. – 127с.: ил. – ISBN 5-09-011260-6.