Конспект открытого урока по природоведению для учащихся 4-го класса по теме "Путешествие по природным зонам России. Тундра"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • Сформировать у учащихся представление о природной зоне тундры.
  • Познакомить с географическим положением этой природной зоны, климатическими условиями, растительным и животном миром, значением природы данной зоны для человека, ее использование.
  • Учить использовать современную технику на уроке.
  • Развивать познавательную активность учащихся, умение анализировать изученный материал, работать с дополнительной литературой, гербарием.
  • Воспитывать бережное отношение к природе, чувство товарищества.

Оборудование:

  • мультимедийное оборудование;
  • презентация " Природная зона - тундра";
  • гербарий;
  • видеофильм "Тундра";
  • аудиозапись "Увезу тебя я в тундру";
  • кроссворд "Арктика";
  • схема изучения природной зоны;
  • учебник "Мир вокруг нас", 4 класс, автор А.А. Плешаков;
  • карточки для игры.

Схема, которую заполняют дети во время урока.

Природная зона___________________________________________________________

Географическое положение  
Климат  
Растительный мир  
Животный мир  
Население  
Деятельность

Людей

 
Охрана природы  
Экологические проблемы  

Этап урока

Содержание

Примечание

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы и цели урока

3.Объяснение нового.

Название, изображение на карте.

Особенности природы:

Климат

Растительный мир

Животный мир

4. Физминутка

(Звучит песня " Увезу тебя я в тундру")

5. Население и его занятия.

6. Охрана природы.

7. Экологические проблемы

8. Закрепление пройденного.

9. Итог урока, домашнее задание.

Проверка готовности к уроку.

В путешествиях многое можно узнать
И друзьям об этом потом рассказать.
Новая природная зона приглашает нас -
И опять в путешествие отправляется класс.
А чтобы тему урока узнать,
Кроссворд нам надо разгадать.

    арк т ика
       т у пик
тюле н ь
     ль д а
          р ачки
    Вр а нгеля

  1. Короткое название ледяной зоны. (Арктика)
  2. Птица с необычным красным клювом. ( Тупик)
  3. Близкий родственник моржа. (Тюлень)
  4. Арктика - царство снега и : (Льда)
  5. Пища рыб северных морей. (Рачки)
  6. Название острова, на котором расположен заповедник. (Врангеля)

Итак, цель нашего путешествия - тундра. Поможет совершить нам это путешествие - современная техника. В путь!

Изучать тундру будем по плану:

  1. Название, изображение на карте.
  2. Особенности природы: климат, растительный и животный мир.
  3. Население, деятельность людей.
  4. Охрана природы.
  5. Экологические проблемы.

Посмотрите на карту:

Вдоль берегов Северного Ледовитого океана на тысячи километров длину и сотни километров в ширину тянется безлесная полоса тундры. Расположена она на материке Евразия.

В переводе с саамского означает "безлесная равнина".

В переводе с финского языка "Бесплодная, враждебная".

Климат.

Суров климат тундры: уже в сентябре здесь начинается зима, которая длится дольше, чем учебный год, а лето очень короткое и прохладное. Круглый год дуют сильные ветры, а зимой бушуют вьюги. Сильные морозы сковывают природу. Нередко термометр показывает 40, 50, а то и 60 - градусов ниже нуля. Под снегом замерзшая земля, которая даже летом оттаивает на 10-15 см, а ниже вечная мерзлота. Говорят, что год тундры делится на две части: снежную и мокрую. Вода не испаряется и не впитывается в землю, а остается, по этой причине в тундре много болот.

Составим схему:

  1. Тундра
  2. Равнина
  3. Вечная мерзлота
  4. Суровая зима
  5. Прохладное короткое лето
  6. Что же растет и кто живет в таких суровых условиях?

Растительный мир.

Какие растения растут и как приспособились?

Работа с гербарием.

Рассмотрите растения, назовите их.

Итак, в тундре растут: карликовая береза, полярная ива, морошка, голубика, брусника, мхи и лишайники

(олений лишайник - ягель)

Как приспособились?

Все растения низкорослые и с мелкими листьями, растут группами и стелются по земле, имеют небольшие корни. Это защищает их от вымерзания, сильных ветров.

Животный мир.

Каких животных можно встретить в тундре?

  • Сообщение о песце.
  • Сообщение о леммингах.
  • Сообщение о северном олене.

Каких птиц можно встретить в тундре? (работа с учебником - стр.91, 3 абзац)

Как животные приспособились к жизни?

(У птиц густое оперение и защитная белая окраска, у зверей - густой мех)

Как взаимосвязаны растительный и животный мир?

Восстановите цепи питания.

В тундре издавна живут ненцы и чукчи. Чем же они занимаются?

  • оленеводством
  • рыболовством
  • охотой
  • добывают полезные ископаемые

Самый большой город в тундре - Норильск.

Природные богатства взяты под охрану, созданы заповедники, например Таймырский. Под особую охрану взяты редкие животные: стерх, тундровый лебедь, кречет, краснозобая казарка.

Какие возникли в тундре экологические проблемы?

Ответ на этот вопрос вы должны найти дома.

Игра " Найди правильную картинку".

Путешествие в тундре закончилось. Спасибо за работу!

Выставление оценок.

Стр. 87-97. Экологические проблемы.

Заполнить схему до конца.

Работа в группах

Слайд № 1

Слайд № 2

Фильм

Слайд №3

Запись в схему.

Слайд №4

Запись в схему.

Слайд № 5

Слайд №6

Слайд №7

Слайд № 8

Слайд № 9

Слайд №10

Слайд №11

Фильм

Запись в схему.

Слайд №12

Слайд №13

Слайд №14

Слайд № 15

Запись в схему.

Слайд № 16

Слайд № 17

Запись в схему.

Слайд № 18

Музыка тихо звучит.

Слайд № 1

Приложение.