Личностно ориентированные технологии обучения в преподавании географии

Разделы: География


Цели урока:

  1. Сформировать представление о строении земной коры, объяснить термины “горные породы”, “минералы”, “магматические”, “осадочные”, “метаморфические” горные породы; научить описывать горные породы.
  2. Создать условия для развития умения применять знания и опыт в различных ситуациях; навыки работы с разнообразными источниками информации: текстом, иллюстрациями учебника, коллекцией горных пород.
  3. Развивать любознательность; воспитывать дружбу и взаимопомощь при работе в парах.
  4. Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к миру. Учить чувствовать и понимать образный язык художественного произведения.

Оборудование: учебник Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова “Начальный курс географии.6 класс”, плакаты “Полезные ископаемые”, “Строение земной коры”, коллекция горных пород и минералов, распечатанные таблицы “Горные породы”.

Форма организации учебной деятельности: индивидуально-групповая (работа в парах).

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Мотивационно-целевой этап. Диалог с учащимися.

На доске записаны слова великого русского поэта А.С.Пушкина “Сказка-ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок”.

О чем пойдет речь на уроке?

Дети определяют, что заключено в словах поэта.
а) определение темы урока Сегодня мы побываем в гостях у сказки “Как Иван-царевич ключ Земли искал”. Какой урок преподнесет нам сказка узнаем чуть попозже.

– А сейчас отгадаем кроссворд,в котором скрыта тема урока.

 
 
Вопросы:
  1. Верхний плодородный слой земли.
  2. Каменная оболочка Земли.
  3. Центральная часть земного шара.
  4. Верхняя твердая оболочка Земли.
  5. Как называется учебник, по которому мы занимаемся?
  6. Предположения ученых о происхождении нашей Земли.

 

Ответы:
  1. Почва.
  2. Литосфера.
  3. Ядро.
  4. Земная кора.
  5. Природоведение.
  6. Гипотезы.

За правильные ответы учащиеся получают жетоны.

  Тема урока “Горные породы, слагающие земную кору”. Запишите ее в тетрадь. Записывают тему в тетрадь.
б) целеполагание В качестве эпиграфа к сегодняшнему уроку я взяла слова К.П. Паустовского “Мы живем в громадном, плохо разгаданном мире и топчем камни,… не подозревая, что знакомство с ними обогатило бы наш опыт во всех областях жизни”.

Почему я выбрала эти слова эпиграфом к данному уроку? Как вы их понимаете?

Согласны ли вы с автором?

Нужны ли нам знания о горных породах?

Что бы вы хотели узнать?

Школьники принимают участие в диалоге и высказывают свое мнение.

Ребята ставят себе цели и определяют, для чего им нужны эти знания.

2.Организационно- деятельный этап Путешествие в царство камней начинается.

Зачитывается фрагмент сказки “Как Иван-царевич ключ Земли искал”.

– В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь Додон. Правил он своим государством долго и справедливо. И был у него сын – удалой добрый молодец Иван-царевич. Тяжело царю Додону править царством , состарился он. И решил царь испытать Ивана-царевича. Отправил его в дальние края, мир посмотреть да себя показать, уму набраться и найти ключ Земли. Идет царевич по полям и лесам. Дошел до заморского царства-государства. Видит он город большой и красивый, а над воротами надпись “Литосфера”.

Учащиеся дают определение термину “Литосфера”
  – Ребята, кто поможет Ивану-царевичу объяснить это название?

Стал Иван-царевич про ключ Земли спрашивать, ему и отвечают: “Есть в нашей стране ключ Земли, но найти его не просто. Хранится он глубоко под землей, а стережет его прекрасная царевна Подземного царства. Чтобы добраться до Подземного царства нужно вырыть глубокий колодец”.

Взял наш герой инструменты и начал рыть колодец. Сначала царевичу рыть землю было легко, породы попадались мягкие, рыхлые: песок, глина, мел, соль каменная. (Учитель вывешивает на доску плафон “осадочные горные породы”).

– Ребята, найдите в коллекции эти породы и опишите устно их по плану:

1. название горной породы;

2. цвет;

3. твердость;

4. где применяется.

Устно описывают по предложенному плану осадочные горные породы.
  – Глубже роет колодец Иван-царевич, тверже становятся горные породы. Попадаются гранит, габро, базальт.(Учитель вывешивает на доску плафон “магматические горные породы”). Учащиеся отыскивают перечисленные горные породы в коллекции и описывают по ранее предложенному плану.
  – Сказка продолжается. Совсем глубоко опустился Иван-царевич под землю. Тяжело ему дышать, воздух горячий, тяжелый. Да и рыть трудно, твердые, крепкие горные породы встречает он на своем пути.

– Почему трудно дышать царевичу?

– Верно, температура и давление с глубиной повышаются. Горные породы под воздействием высокой температуры и большого давления испытывают сильное нагревание и сжатие, в результате этого они изменяются и приобретают новые свойства. Горные породы, притерпевшие изменения на глубине, называют метаморфические. (Плафон с новым понятием вывешивается на доску)

Например:

Известняк преобразуется в мрамор;

Песчаник – в кварцит;

Гранит – в гнейс.

Рисуют схему перехода горных пород из одного состояния в другое и рассматривают коллекцию.
  Рассмотрите данные горные породы в коллекции и определите, как они изменились.

Так что такое метаморфоз? Это видоизменение.

На доске вывешиваются понятия, с которыми должны познакомиться на уроке “полезные ископаемые”, “минералы”, “горные породы”.

 
  Что такое “минералы”, “горные породы” и “полезные ископаемые”? Работа в парах. Отвечает несколько человек
  Работая с текстом учебника с. 49, определить понятия и записать определения в тетрадь.

В чем их сходство и различие?

Ответ оценивается жетоном.
  – Скоро дело делается, да сказка наша еще не закончилась. Очутился царевич в большой пещере. Стены ее блестят, переливаются драгоценными каменьями. А в центре зала на троне сидит прекрасная царевна Подземного царства. Поклонился ей Иван-царевич и молвил: “Здравствуй, красная девица! Люди говорят, что скрываешь ты ключ Земли, а мне он очень нужен, обещал я батюшке добыть его!”

“Отгадаешь три мои загадки, отдам тебе ключ!”

Записывают названия горных пород в таблицы, которые лежат у каждого на парте, работая в парах и совместно с учителем.
  – Ребята, давайте поможем отгадать загадки царевичу!

1.Что сперва в воде родится, а потом воды боится?

2.Черен, как ворон, а греет, как Солнце.

3.Белый, как сахар, но не сладкий. Пока руки им не испачкаешь, ума-разума не наберешься.

– Замечательно! Вы очень помогли Ивану-царевичу. Отгадал он все загадки. Узнал он много интересного в стране “Литосфера” и в Подземном царстве.

“Вот тебе ключ Земли, отвечает царевна. – Запомни, юноша, только знания, как ключ, открывают любые замки и двери!”

В ходе работы вычерчивается на доске таблица

“Горные породы”

Магматические

гранит, габбро, диорит, базальт, вулканическое стекло (обсидиан), пемза

Осадочные (неорганические)

песок, глина, гравий, гипс, доломит

Осадочные (органические)

уголь,мел, ракушечник, песчаник

Метаморфические

мрамор, кварцит, гнейс

– Вернулся Иван-царевич домой и рассказал отцу все о своем путешествии. Похвалил его царь за упорство и усердие, и передал ему власть и трон. И правил царевич долго и справедливо.

Вот мы с вами и познакомились с миром камней, а в дальнейшем вы сможете расширить полученные знания.

 
3.Рефлексивно – оценочный этап. Что мы с вами узнали на уроке?

Что для вас было наиболее интересно?

Провожаем Ивана-царевича и поэтапно повторяем пройденный на уроке материал.

Учитель оценивает учащихся по жетонам.

Просит учащихся заполнить цветодневник (цветовой дневник настроения), по которому учитель может сделать вывод об изменении настроения от начала к концу урока.

Учащиеся отвечают на вопросы и заполняют цветодневник.
Домашнее задание. Учитель комментирует домашнее задание:

прочитать текст учебника с. 49–52,

проверить свои знания, пользуясь вопросами и заданиями на с.52.

Творческое задание для любознательных и фантазеров

“Человек из горной породы”.

Два варианта выполнения задания: нарисовать или описать получившегося человечка, отобразив в рисунке или рассказе свои ощущения, полученные после изучения темы.

Творческая работа будет оценена на следующем уроке, после ее выполнения.

Записывают домашнее задание.

Цветодневник учащегося (форма цветового дневника была взята из книги Лутошкина А.Н. “Как вести за собой”).

 

Настроение Цвет
Восторженное Красный
Радостное Оранжевый
Приятное Желтый
Спокойное Зеленый
Грустное Синий
Тревожное Фиолетовый
Уныние Черный

Н – начало урока. К – конец урока.