Урок по теме "Форменные элементы крови"

Разделы: Биология


Цель урока: создать условия для формирования представлений о составе крови, строении и функциях ее форменных элементов.

Задачи:

  • образовательные: выявить особенности строения форменных элементов крови в связи с выполняемыми функциями.
  • развивающие: развивать умения находить необходимые сведения в тексте учебника, сравнивать клетки крови, делать выводы, применять знания о количестве клеток крови для определения состояния организма.
  • воспитательные: формировать опыт сотрудничества в процессе коллективного способа решения учебных задач, стимулировать развитие познавательного интереса.

Оборудование:

  • пластилин;
  • стакан пшена и стакан фасоли;
  • микроскопы;
  • микропрепараты мазков крови человека и лягушки;
  • видеофрагменты “Эритроциты”, “Тромбоциты”;
  • анимация “Фагоцитоз” (из мультимедийного учебного пособия “Биология. Анатомия и физиология человека”);
  • рабочая тетрадь на печатной основе к учебнику Д. В. Колесова, Р. Д. Маша “Биология. Человек”;
  • распечатки заданий для групповой работы;
  • электронная презентация (Приложение 1).

Ход урока

I. Оргнизационный момент

II. Актуализация знаний

(Проводится в форме беседы по изученному на предыдущем уроке материалу, опирается на слайды презентации.)

– Что такое внутренняя среда организма?

– Из каких жидкостей она состоит?

– Какая из них является основой внутренней среды?

– Что такое кровь?

III. Изучение нового материала

(Проводится в форме групповой работы над проблемными вопросами и заданиями, в ходе которой решаются общие проблемы, поставленные в начале урока.)

– Как вы понимаете высказывание: “Кровь как зеркало отражает многое из того, что происходит в организме” (Н. А. Кассирский)? (Обсуждение, дети высказывают свои мнения/)

– Люди ежегодно проходят медицинский осмотр и обязательно сдают кровь на анализ. Почему?

– Что мы сегодня будем изучать? (Дети формулируют тему и задачи урока.)

Постановка проблем урока:

  • В 5 л крови человека может раствориться 100 мл кислорода, а для удовлетворения потребности организма в кислороде его необходимо значительно больше. Каким путем организм получает нужное количество кислорода?
  • Почему труп животного и человека уже через сутки начинает разлагаться, хотя в живом организме этого не происходит?
  • Кровь – это жидкая соединительная ткань. Но в случае пореза она превращается в сгусток. Как и почему это происходит?

Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо выявить взаимосвязь строения и функций форменных элементов крови.

IV. Работа по группам

(Каждая группа работает над собственным заданием в течение 5–7 минут). (Задания приведены в Приложении 2).

V. Отчет групп о работе

Представители каждой группы отчитываются в проделанной работе по заданиям, формулируют выводы. После прослушивания отчетов, сообщений и просмотра видеофрагментов все учащиеся заполняют обобщающую таблицу в рабочей тетради.

  1. Отчет 1-й группы (слайды 8, 9, 10).
  2. Отчет 2-й группы (слайды 11, 12).
  3. Отчет 3-й группы (слайды 13,14).
  4. Просмотр видеофрагмента “Эритроциты” (2 мин.), вывод о взаимосвязи строения и состава эритроцитов с выполняемой функцией.
  5. Заполнение таблицы упр.62 на стр. 28 об эритроцитах (слайд 15).
  6. Сообщение об анемии (Приложение 3).
  7. Отчет 4 группы (слайды 16, 17).
  8. Просмотр анимационного фрагмента “Фагоцитоз”, вывод о строении и функциях лейкоцитов.
  9. Заполнение таблицы упр. 62 на стр. 28 о лейкоцитах (слайд 19).
  10. Отчет 5 группы (слайды 20,21).
  11. Выполнение упр.64 на стр. 29 (слайд 22).
  12. Просмотр фильма “Тромбоциты”, вывод о значении тромбоцитов.
  13. Заполнение таблицы упр. 62 на стр. 28 о тромбоцитах (слайд 23).
  14. Сообщение о гемофилии (Приложение 3).

VI. Обсуждение проблемных вопросов урока

(Слайды 24, 25, 26)

VII. Рефлексия

VIII. Домашнее задание

§ 17, упр. 63 (слайд 27).

Список литературы и дополнительных источников информации

  1. Колесов Д. В. и др. Биология. Человек: Учеб. для 8 кл. общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 2005.
  2. Биология: Человек: Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учеб. заведений / А. С. Батуев, И. Д. Кузьмина и др. – М.: Просвещение, 1994.
  3. Маш Р.Д. Человек и его здоровье: Сборник опытов и заданий с ответами по биологии для 9(8) кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Мнемозина, 1997.
  4. Муртазин Г М. Активные формы и методы обучения биологии: Человек и его здоровье: Кн. для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1989.
  5. Мультимедийное учебное пособие “Биология. Анатомия и физиология человека”. – ЗАО “Просвещение-МЕДИА”, 2003.
  6. ИНТЕРНЕТ-ресурсы для создания презентации (картинки).