Мы создаем свой учебник

Разделы: Начальная школа


Одной из актуальных проблем современного начального образования является проблема повышения познавательного интереса младших школьников, как к содержанию учебного материала, так и к способам работы с ним. В практике обучения эта проблема особенно остро стоит при изучении предметов гуманитарного цикла в связи с тем, что снижается интерес к чтению не только художественной, но и научно-популярной литературы. Традиционные формы работы на уроке связаны с восприятием и усвоением готового материала, чтением текстов и не предполагают активности со стороны учащихся. Самостоятельная работа носит репродуктивный характер и нацелена на механическое воспроизведение полученной информации. В то же время требования современного общества диктуют необходимость формирования у младших школьников умений самостоятельно находить, классифицировать, преобразовывать, выделять главное, то есть овладевать навыками исследовательской работы.

Основная педагогическая идея, разрабатываемая нами, заключается в проектировании в ходе совместной деятельности собственного учебника по предмету "Окружающий мир".

Ученики сами придумали название: "Мои научные открытия". Для создания учебника учащиеся мы предложили разделиться ученикам на четыре группы:

  • теоретики;
  • "РВС" (разведай, выясни, сообщи);
  • исследователи;
  • валеологи.

Кратко охарактеризуем задачи каждой группы.

  1. Теоретики находят информацию, отвечая на поставленные вопросы. Они предлагают найденную информацию в своей группе для обсуждения, в ходе которого вычленяется главное, ценное.
  2. "РВС" находят интересные факты, события, в том числе исторические. Эта информация также обсуждается в группе.
  3. Исследователи проводят опыты, наблюдения, эксперименты, с результатами которых знакомят остальных.
  4. Валеологи рассматривают изучаемую проблему с точки зрения влияния ее на здоровье человека.

В результате работы всех групп появляется макет страницы учебника, который содержит:

  1. Теоретическую информацию, в которой отражены основные понятия, свойства, термины, закономерности изучаемого явления.
  2. Рубрику "Мои открытия", содержание которой позволяет каждому ученику проанализировать свою деятельность и сделать маленькое собственное "открытие" в изучаемой теме.
  3. Рубрика валеологов включает ряд практических советов и рекомендаций о сохранении собственного здоровья.
  4. В рубрике "Самоанализ" ученики по достигнутому результату оценивают эффективность собственной деятельности и деятельности работы группы и класса в целом.

Такая работа имеет огромное значение для каждого из участников авторского коллектива, так как мысль каждого нашла отражение в тексте страницы учебника.

Рассмотрим некоторые примеры воплощения нашей идеи.

Так, при изучении темы "Система кровообращения" теоретики работают по следующему печатному листу:


О движении крови

1. Огромную роль в организме играет кровь!

Она приносит ____________________________ , а уносит __________________________.

2. Кровь движется по особым трубочкам - __________________________________________

но сама по себе кровь не может двигаться. Ее заставляет двигаться _________________

3. Сердце______________________________________________________________________

4. Сердце и кровеносные сосуды составляют _____________________________________

5. Как работает сердце?_______________________________________________________

6. Функция кровеносной системы______________________________________________


Дети подбирают материал для ответа на каждый из поставленных вопросов, используя для этого литературу, в которой представлены различные точки зрения, что побуждает учеников выбирать собственную позицию.


О движении крови

1. Какие заболевания сердца вам известны?

2.Что нужно делать уже в вашем возрасте, чтобы в будущем не случилось беды?


Валеологи находят и представляют для обсуждения различные возможные заболевания и предлагают варианты сохранения здоровья. Полученная на уроке информация становится личностно значимой для каждого.


О движении крови

1. Откуда берется кровь?

2. Как биологически активные вещества (гормоны) связаны с темой урока?

3. Сердце иногда бьется чаще, а иногда - реже. Попробуй измерить себе пульс - сосчитать, как часто оно бьется:

- нащупай на внутренней стороне запястья место, где чувствуется пульсация, - сразу же возле кисти, ближе к большому пальцу;

- дождись, пока секундная стрелка на часах дойдет до нулевой отметки, а потом сосчитай, сколько толчков пальцы ощутят за минуту; это число и есть пульс.

Прыгай или приседай с полминуты, а потом измерь пульс еще раз. Изменился ли он? Сколько получилось ударов в первый, а сколько - во второй раз?


Исследователи решают практические задачи, связанные с постановкой опытов, экспериментов для подтверждения высказанных предположений. Участниками этих опытов становятся все ученики класса. У младших школьников формируются навыки экспериментальной деятельности.


О движении крови

  1. Как заживают порезы?
  2. Что такое аорта?
  3. Какую работу выполняет венозная и артериальная кровь?
  4. Из чего состоит кровь?
  5. Зачем человеку необходимо знать группу крови?

Участники группы "РВС" доказывают, что самый скучный и сложный материал может быть интересным, представляя оригинальные идеи, уникальные факты, сведения из истории.

Данная работа позволяет выстраивать межличностные отношения внутри группы, а результаты работы в группе представлять для обсуждения в классе. Это позволяет организовать совместную деятельность учащихся для достижения общей цели.

Кроме печатных источников для нахождения информации детям предлагается поработать с различными электронными ресурсами (CD-диски "Уроки биологии Кирилла и Мефодия", интерактивная энциклопедия "Мое тело: как оно устроено?"), а также получить недостающие сведения по сети Internet. Таким образом, младшие школьники учатся анализировать различные виды и источники информации. Самостоятельным направлением совместной деятельности учащихся является создание мультфильмов по изучаемой теме в программе Movie Maker. При подготовке кадров будущего мультфильма ученики могут попробовать себя в различных ролях: сценариста, режиссера, монтажера.

Итогом данной работы стали следующие параграфы учебника, составленного детьми:

  • Организм человека.
  • Надежная защита организма.
  • Опора тела и движение.
  • Наше питание.
  • О дыхании и о том, как удаляются из организма вредные вещества.
  • О движении крови.
  • Почему наш организм работает слаженно?
  • Как человек воспринимает окружающий мир?
  • Организм мужчины и женщины.

И кроме этого, огромный интерес и любопытство учащихся, их азарт, желание узнавать новое, работать вместе и творить!!!

В качестве перспективы реализации этой педагогической идеи можно рассмотреть возможность исследования не только строения своего организма и получить рекомендации по сохранению здоровья, но попробовать ученику изучить себя как личность.