Урок изучения нового материала. Химия, 9-й класс. "Сера, ее физические и химические свойства"

Разделы: Химия

Класс: 9


Цель: организовать деятельность учащихся по изучению нового материала таким образом, чтобы они могли отбирать нужную информацию, преобразовывать ее, предъявлять.

Моя позиция на уроке: координатор образовательного процесса.

Задачи:

  • предотвращать отклонения от цели;
  • организовывать целенаправленную работу учащихся по формированию умений работать с различными источниками информации;
  • проводить инструктаж, регламентировать деятельность учащихся;
  • обеспечить понимание всеми участниками данного образовательного процесса общих задач на разных этапах урока;
  • организовывать различные формы предъявления информации;
  • организатор коммуникации.

Ожидаемые результаты.

Деятельность учащихся организована эффективно, учащиеся

знают: систему химических понятий по данной теме, формируется понятийный комплекс. Знают электронное строение атомовVI гр. А - подгруппы, знают основные соединения серы, характерные степени окисления S, о вреде, причиняемом окружающей среде веществами

H2 S, SO2.

умеют работать с различными источниками информации, выявляют проблемы в некоторых знакомых ситуациях. Умеют сформулировать высказывания, используя факты, определяют цели деятельности. Умеют работать в группах, занимать определенную позицию, предъявлять информацию, используя позиционную модель.

владеют основными умениями, необходимыми для решения простых предметных проблем, владеют различными способами "перекодировки" информации.

Осваивают рефлексивные навыки в процессе деятельности.

Дидактические материалы: карточки, электронное строение атомов элементов VI А - подгруппы, экспертные листы, картотека терминоэлементов. ЦОРы (по данной теме)

Необходимое оборудование: компьютер, экран, руды и минералы, сера, химическая посуда, пробирки(10 штук), штатив, колба с обратным холодильником, часовое стекло, спиртовка, фарфоровые тигли, ложечки для набора веществ.

План учебного занятия

Организационный этап 3 минуты

Учитель:

Все уроки, как люди, похожи и разные,
Если к ним приглядеться с разных сторон,
Ведь бывают уроки, как радостный праздник,
А бывают они, как мучительный сон:.

Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть на уроке. Как Вы думаете, почему одни уроки бывают, как радостный праздник, а другие мучительный сон:. (Ребята высказывают свое мнение о роли педагога и ученика в организации урока-праздника).

Ощущение праздника возникает тогда, когда человек доволен собой, труд приносит удовлетворение, а творческая работа ощущение радости Я надеюсь, что наш сегодняшний урок будет плодотворным и полезным для вас. Работать сегодня будем в группах. 4 группы. (организация работы в группе предполагает следующие позиции: критик, организатор коммуникаций, таймер, секретарь, генератор идей. (Ребята сами распределяют позиции, в течение урока позиции могут меняться)

Я предлагаю вам сформулировать и записать ваши цели, ваши ожидания от урока относительно данной темы. (Тема урока записана на доске)

Обсудите в группе, озвучьте. На доске учитель записывает цели урока, которые озвучивают группы. Определяем приоритетные (как правило ребята пока ставят цели на уровне знать:...)

Учитель. Ребята, вспомните и дайте общее название изученных нами подгрупп химических элементов, объясните их этимологию. Ребята называют изученные подгруппы, объясняют их этимологию:

  • благородные или инертные газы,
  • щелочные металлы,
  • щелочноземельные металлы,
  • галогены.

Учитель. Рене Декарт говорил: "Определите значения слов, и вы избавите человечество от половины его заблуждений".

Задание №1

Сегодня мы с вами будем изучать элементы главной подгруппы VI группы - "Халькогены"

Используя дополнительные источники, текст параграфа, картотеку терминоэлементов, объясните этимологию данного слова и химических элементов, входящих в данную подгруппу. (5 мин).

Общее обсуждение 3 мин.

Химический элемент, который мы будем изучать о себе "говорит" так:

В древней магии присутствую
При рождении огня,
Называют серой издавна меня.

Задание №2 (3 мин)

Проработайте текст, вставьте пропущенные слова:

Химический элемент S называется __________. Порядковый номер равен__________.В Периодической системе химический элемент находится в ___ периоде, в ______ группе, в ________ подгруппе. Заряд атомного ядра равен _______. Электронная формула атома серы __________________________, атом серы в невозбужденном стационарном состоянии имеет графическую формулу______________,

а в возбужденном состоянии: А)_______________________

Б) _______________.Исходя из строения атома, сера может иметь такие степени окисления: ________________. Следовательно, сера может проявлять и _________, и ________свойства.

Сера - простое вещество, имеет ___________________ модификации.

(заполняют пропуски, контроль по ключу через экран)

Действительно, для серы, как и для кислорода, характерна аллотропия. Известно много модификаций серы с циклическим и линейным строением.

Задание №3

Прочтите текст учебника (аллотропные соединения серы), представьте данный материал с позиции "Схема" 5 минут

(ребята представляют схемы, обсуждают представленный материал).

Учитель / Демонстрация получения аллотропных соединений серы/ 3 минуты.

Задание №3

Учитель.

Ребята, в начале урока вы объяснили этимологию слова "Халькогены".

Я предлагаю выполнить лабораторную работу. У вас на столе сера, руды различных металлов, в состав которых входит сера. Сопоставьте данные таблицы №8 "Сера в природе" с образцами коллекции, вспомните из курса географии об основных залежах свободной серы.

Предложите технологический процесс переработки серы. Какие "продукты" вы могли бы из нее получить? Какое практическое значение имеют данные вещества. Составьте уравнения химических реакций. Для окислительно-восстановительных реакций составьте электронный баланс. 10 минут

Обсуждение 15 минут. (Каждый член группы "держит позицию "Эксперт", оценивая выступления других групп).

Ребята представляют материал, используя различные позиции.

В процессе обсуждения химических свойств серы учитель демонстрирует опыты:

  • взаимодействие серы с натрием;
  • взаимодействие с железом;
  • взаимодействие порошка алюминия с серой;
  • реакция горения серы.

Объясняет механизм реакции взаимодействия серы со сложными веществами ЦОРы (по данной теме) (KOH; H 2 S O 4; КСl О3) реакция с КСl О3 лежит в основе "работы" спичек. Ребята записывают уравнение реакции, рассматривают ее как о.в.

Обобщение и закрепление знаний: (перекрестный опрос (участники групп задают друг другу вопросы)

Знаете ли ВЫ? прим. Как собрать ртуть, если вы случайно разбили термометр? Какая химическая связь в соединении H2S?

Домашнее задание: (подобные задание практикую давно, ребята знают критерии оценивания)

Прочитайте текст "Сера" ответьте на вопросы.

Сера.

Для медицинских целей люди издавна использовали серу, которую применяли для лечения кожных болезней, как слабительное и противоглистное средство. Сера поступает в организм с пищевыми продуктами в составе неорганических и органических соединений. Неорганические соединения серы (соли серной и сернистой кислот) не всасываются и выделяются из организма. Органические белковые соединения подвергаются расщеплению и всасываются.

Суточная потребность организма в сере - 4 - 5 грамм. Содержание серы в теле взрослого человека около 0, 16%. Наиболее богаты серой нежирная говядина, рыба, яйца, сыры, молоко, капуста и фасоль. Сера содержится в мышцах, печени, скелете, нервной ткани, крови. Очень богаты серой поверхностные слои кожи. Она входит в состав белков, аминокислот, ферментов, витаминов.

1. Вопросы.

  • В каких частях организма человека находится наибольшее количество серы? (1б)
  • Рассчитайте массу серы, содержащуюся в организме взрослого человека. (5б)
  • Какие продукты питания необходимо употреблять человеку страдающему кожными заболеваниями? (1б)
  • Какой компонент в большем количестве должен содержаться в мазях, применяемых для лечения кожных заболеваний? (1б)
  • Почему для удовлетворения потребностей организма в сере рекомендуется употреблять в пищу продукты животного происхождения? (2 б)

2. Используя дополнительный материал, составьте свою задачу по данной теме. 10 (б)

3) Выполните тест по теме.

"Узнай меня" Выпишите номера, которые относятся к теме "Сера, ее физические и химические свойства" (8б)

  1. Газ, тяжелее воздуха в 1,6 раза.
  2. Светло-желтый порошок.
  3. Лучинка в этом веществе горит ярче.
  4. Порошок не смачивается водой.
  5. Газ обесцвечивает краски.
  6. Газ с запахом свежести.
  7. Вещество, которое в расплавленном виде растягивается как резина.
  8. Газ, необходимый для жизни.
  9. Элемент, открытый К.Шееле, в природе встречается в виде оксидов и как простое вещество.
  10. Используется для приготовления различных мазей.
  11. Проявляет только окислительные свойства.
  12. Проявляет восстановительные и окислительные свойства.
  13. Встречается в природе, в составе гипса.
  14. Легко плавится.
  15. Образуется при фотосинтезе.
  16. Бесцветный газ без запаха.
  17. Проявляет степени окисления -2, +4, +6.
  18. Вещество, задерживающее ультрафиолетовые лучи Солнца в верхних слоях атмосферы.
  19. Хороший диэлектрик.
  20. Получают путем разложения воды электрическим током.
  21. Уничтожает микроорганизмы в питьевой воде.
  22. Входит в состав черного пороха.

Чтобы получить оценку "3 " необходимо набрать (14-16 б); "4" --(17- 21(б); "5"-----------(22-28 (б)

РЕФЛЕКСИЯ.

Удалось ли реализовать поставленные цели. Что помогло, что мешало? Что нового для себя Вы узнали? Где сможете использовать полученные знания и способы деятельности?

Этапы

время

Задачи

Результат

Организационно-мотивационный этап 3 минуты Мотивация учащихся на работу, организация работы по целеполаганию Отрабатывают навыки целеполагания.
"Терминопонятие" 5мин организовывать целенаправленную работу учащихся по формированию умений работать с различными источниками информации в зависимости от поставленной цели. Учащиеся закреплять навык работы с различными источниками информации, структурируют систему химических понятий по данной теме. Формируют понятийный комплекс.
Работа с текстом

(вставить пропуски)

3 минуты Закрепляют знания об электронном строении атомовVI гр. А- подгруппы, характерные степени окисления S.
Аллотропные соединения серы через позицию "Схема" 5 мин предотвращать отклонения от цели; организовывать общее понимание,

регламентировать деятельность учащихся;

 

Формируются коммуникативные умения работы в группе, осваивается нормативный слой знаний через позицию "Схема" овладевают различными способами "перекодировки" информации.
Лабораторная работа 20мин Провести инструктаж, обеспечить понимание общих задач на данном этапе урока; помогать удерживать Позицию Умеют работать в группах, занимать определенную позицию, предъявлять информацию, используя позиционную модель.

овладевают различными способами "перекодировки" информации, умеют прогнозировать результаты

Обобщение знаний

(перекрестный диалог) "Знаете ли ВЫ?

2 мин Организовать взаимодействие, выстроить диалог. предъявляют информацию. Удерживают позицию "Вопрос". Закрепляют полученные знания.
Домашнее задание 2мин Организовываю общее понимания Ребята определяются с уровнем выполнения домашнего задания.
Рефлексия 5 мин Организация рефлексии.

"Аквариум"

Осваивают рефлексивные навыки

Приложение 1.