Организация исследовательской деятельности младших школьников в ноосферно-экологической системе образования

Разделы: Внеклассная работа


В Эльгяйской школе Сунтарского улуса РС(Я) с 1993-94 учебного года ведется экспериментальная работа по ноосферно-экологической системе образования. Ноосферно-экологическая система образования -это личностно-ориентированная программа образования, непосредственно направленная на формирование личности.

Роль школы в развитии творческой личности огромна. Один из главных путей развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка - это исследовательская практика.

Целями и задачами исследовательской деятельности младших школьников являются:

  • Формирование первичных навыков исследовательской деятельности;
  • Раннее выявление способностей детей;
  • Развитие познавательных, творческих способностей детей формирование у детей ценностных потребностей, интересов, мотивации;
  • Активизация взаимосотрудничества педагогов и родителей в дальнейшем развитии детей.

Компонентами исследовательской работы являются:

  • познавательный,
  • развивающий,
  • творческий
  • воспитательный

Организация исследовательской деятельности учащихся состоит из 3 этапов:

  1. Подготовительный этап;
  2. Основной этап
  3. Заключительный этап.

Особое внимание следует уделить подготовительному этапу. Здесь необходимы мотивация к исследовательской деятельности; выбор темы исследования; знакомство с требованиями к научной работе.

  1. Хочется указать ещё некоторые факторы, необходимые для исследовательской деятельности младших школьников:
  2. Заинтересованность, увлеченность самого учителя;
  3. Поддержка и помощь родителей; (моральная, психологическая, материально - техническая помощь)
  4. Высокая мотивация ученика, его желание;
  5. Учет интересов ученика;
  6. Учет способностей и природных задатков ученика;
  7. Выбор правильной методики исследования;
  8. Познавательная активность ученика.

От выбора подходящей темы для исследования зависит результативность работы. Выбранная тема и методы исследования должны соответствовать возрастным особенностям детей.

Как выбрать тему для исследования?

  1. Тема должна быть интересна ребёнку;
  2. Тема должна быть близкой, увлекательной для ученика;
  3. Тема должна быть оригинальной;
  4. Тема должна быть выполнена относительно быстро.

Ученик-исследователь должен уметь

  1. Творчески осмыслить тему исследования;
  2. Знать исследования учёных по выбранной теме;
  3. Изложить материал по плану;
  4. Дать четкое логическое определение всех основных понятий;
  5. Достаточно обосновать, убедительно оформить фактический материал;
  6. Проявить умения анализировать, систематизировать, обобщить
  7. Сделать вывод исследования

Каждый юный исследователь должен быть знаком с требованиями к исследовательской работе:

  1. Постановка цели, задач;
  2. Актуальность исследования;
  3. Практическая значимость, новизна исследования;
  4. Исследовательский характер;
  5. Описание метода, способа решения проблемы;
  6. Длительность исследования;
  7. Степень самостоятельности ученика;
  8. Анализ полученных результатов;
  9. Выводы и перспективы;
  10. Оформление доклада, наличие тезиса, стенда

Первичные навыки исследовательской работы ребёнок получает на интегрированных уроках "Природа и человек".

  1. Уроки-исследования "Свойства воды" Определение прозрачности, цвета, запаха, текучести
  2. Уроки-экскурсии "Растения лугов"
  3. Уроки-наблюдения "Муравьи"
  4. Уроки творчества "Путешествия капельки воды"
  5. Практические работы " Лекарственное растение"
  6. Проведение опытов

Учителя организуют учебно-исследовательскую деятельность учащихся во время полевой практики. Практические работы на местности, наблюдения за многообразием и строением растений, животных, сбор гербария, коллекции насекомых помогают учащимся собрать материал для исследовательской деятельности.

Харитонов Саша выступил с докладом "Гнездование горихвостки в местности Джегалах" на региональной НПК по орнитологии, Егоров максим с докладом "Наблюдения за трясогузкой" на улусной НПК "Мы и природа".

Походы и экскурсии на природу способствуют формированию умения наблюдать. Окружающая природа - вот непосредственный источник, из которого дети черпают свои первые впечатления и знания. Так появились доклады "Лекарственные растения", "Чистая вода- залог здоровья", "Польза сосны", "Наблюдение за изменением температуры в зимнее время".

В решении задач исследовательской деятельности учеников следует отметить взаимодействие школы с музеями с. Эльгяй. Юные исследователи используют богатый потенциал Регионального экологического центра им. Б.Н. Андреева. Здесь младшие школьники выбирают темы для своих первых исследовательских работ о животном мире земного шара, об их экологии: Постников Т. "Стегозавры, найденные в местности Тээти Хоринского наслега Сунтарского улуса", Килясовой С. "Окрашивание ткани природными красителями", Осипов К. "Экология моего дома", Постникова В. "Выращивание мандарина в сельских условиях", Григорьева У. "Экологические проблемы в бассейне реки Вилюй"., Михайлова М."Зимующие птицы моего двора"

Во время экскурсии в музей фольклора им. Зверева дети знакомятся с жизнью и творчеством народного певца, тойуксута, олонхосута, постановщика танцев Зверева. Дети младшего школьного возраста воспитываются в среде с национальным колоритом, знают много сказок, стихов, загадок, знакомятся с фольклором, любят народные песни, осуохай, играют в национальные игры. Ученики выбрали темы для своих исследований из фольклора: Григорьева Николина "Имена числительные в якутских пословицах", Саввинова Марианна "Лексическое значение имен в якутских загадках", Петрова Сайаана "Хомус - старинный музыкальный инструмент у якутов", "Ансамбль "Оьуор" Сергея Зверева".

Богатый материал историко-этнографического музея "Туойдаах Алаас" дает много полезной информации о географии и истории родного края. Этим темам посвящены исследовательские работы Васильевой Сыдьаайы "Якутские имена", Килясовой Сарданы "Роль олонхо Амбросьева А.П. "Кун Ньургун" в изучении родного края", Дмитриевой Сардааны "Улицы села Эльгяй" , Семеновой Сандаары "Творения из бересты".

Занятия родителей, предметных кружках по интересам и выбору учащихся родители или другие специалисты учат своим умениям в своей области, например: шитье бисером, резьба по дереву, аппликация из разных материалов, поделки из природных материалов и др. Такие занятия дают столько положительных импульсов и стимула у учеников, что появляется потребность чем-то заняться, узнать что-то новое, неизведанное ранее. На таких занятиях "Окрашивание ткани природными красителями"; "Технология изготовления посуды из бересты"; "Мои умения в лепке из пластилина"; " Роботы" "Преимущества автомашины УАЗ"

В программе интегрированного курса "Природа и человек" предусматриваются наблюдения во время каникул. В ходе летних наблюдений ценным источником информации мы считаем саму природу и её проявления: прилет птиц, листопад, таяние снега, изменение погоды, поведение животных. Здесь формируются способность подмечать мелкие на первый взгляд, но существенные на самом деле детали, уметь сравнивать, находить частное и общее, причину и следствие, делать выводы.

В 1-м классе детям дала задания летом собирать гербарий и коллекцию насекомых, знать названия собранных растений и насекомых. Во 2 классе мои ученики вели дневник наблюдений за одним растением, животным, насекомым, природным явлением. Например: Харитонов Саша наблюдал за муравьем, одуванчиком, шампиньоном, лиственницей, озером Джёгалах, летними дождями. Все сведения он написал в виде сообщений с иллюстрациями в альбом для наблюдений. В 3 классе ребята написали аннотации к прочитанным книгам и нарисовали самые интересные моменты. В 4 классе ученики взяли летние задания "Рекорды Гиннесса нашего класса", где они должны были написать описание самого загадочного насекомого, интересного растения, удивительного природного явления. Самое интересное дерево нашли Данилов А. и Дмитриева С. Самое интересное насекомое описала Васильева С. и Постников Т.

По итогам своих наблюдений Харитонов Саша написал доклад "Гнездование горихвостки", Григорьева Николина "Дикорастущие растения в нашем питании"

Наблюдения за природными явлениями позволили написать научные работы учащихся: "Дикорастущие растения в нашем питании"; "Безопасность при наводнении"; "Чистая вода - залог здоровья"; "Семь чудес света", "Экология реки Вилюй".

Особое место в своей работе я уделяю развитию творческих способностей. Творческие работы учеников можно разделить на индивидуальные, парные, групповые, коллективные. Каждый мой ученик - автор собственной книжки "Мои первые произведения". Стихи, сказки, которые сочинили мои ученики включены в книгу Кривошапкиной Е.П., "Мой Кулаковский", в журналах "Ангел в ладошке", "Чуораанчык", напечатаны во многих газетах. Подготовлен к печати сборник стихотворений "В просотрах поэзии".

Основной этап исследовательской работы включает постановку цели и задачи исследования; сбор данных; первичную обработку справочной, научной литературы;. фиксацию полученных данных; обсуждение, сравнение результатов работы, наблюдений, опытов; оформление результатов исследования; подготовку иллюстративного материала; выводы и практическую значимость работы. Развитие исследовательской активности учащихся - это комплексная, целенаправленная работа не только учебного процесса, но всей воспитательной системы, дополнительного образования учащихся.

Результаты исследования оформляются в виде научных работ школьников в виде доклада, проекта, отчета, небольшой книжки, макета, рисунка, чертежа. Частично - поисковый и исследовательский уровень познавательной деятельности по НЭСО начинается с написания рефератов - первых научных трудов младших школьников. Сначала первоклассники передают свою мысль с помощью рисунков и схем, комментируя свое творение. Объем и формат рефератов в 1-2 классах маленький - половина листа А 4. В 3-4 классах реферат пишется по плану и занимает 2-3 страницы. Обязательно должен быть вывод. Темы рефератов самые разные: "Солнце", "Луна", "Деревья", "Животные леса", "Полезные ископаемые", "Птицы Якутии" и.д.

Задача учителя: помочь в проведении этих исследований; сделать их полезными и безопасными для ребенка и окружающих его людей.

Заключительный этап предусматривает: рецензирование доклада; представление доклада перед аудиторией; обсуждение работы, предложения, советы; корректировка недочетов; выступление на научно-практической конференции (НПК).

19 молодых исследователей приняли участие в Российском фестивале исследовательских и творческих работ учащихся "Портфолио".

В 2006-07 уч.году 9 моих учеников получили дипломы Российского фестиваля "Портфолио -2007". В Российском фестивале "Портфолио -2008" приняло участие 9 учеников нашей школы.

Под моим руководством ученики принимают самое активное участие на научно-практических конференциях школьников, фестивалях и смотрах исследовательских работ:

Республиканская научно-практическая конференция школьников "Тюркский мир" Саввинова М.- 2-е место,

Региональный смотр экологических проектов "Кэнчээри": Килясова С.-1место,

Региональная орнитологическая НПК: Харитонов С.-1место,

Региональная НПК "Саха хомуьун угэстэрин тилиннэрии" Петрова С.-спец. номинация;

Региональная НПК "Шаг в будущее": Саввинова М.- Грант главы Нюрбинского улуса;

Региональная НПК "Шаг в будущее": Дмитриева С.- 4 место, рекомендация на республиканскую НПК;

Улусные НПК "Первые шаги", "Шаг в будущее", "По следам экспедиции Р. Маака", "Олоцхо дойдутун о5отобун", "Мы и природа" - 17 победителей, 6 призеров

Кустовые НПК "Шаг в будущее", "Зверевские чтения", "Элгээйи кэскилэ - 21 уйэ5э".

В 2007-08 учебном году 4 ученика 1 "Б" класса приняли участие на улусной НПК "Первые шаги", из них 2 ученика заняли призовые места.

Количество участников увеличивается с каждым годом. Желание заниматься исследовательской работой растет. Жюри отмечает высокую степень подготовки докладов, о чем свидетельствует количество призовых мест и номинаций в различных секциях.

Как показал опыт работы, исследовательская деятельность учащихся способствует развитию учащихся, формирует устойчивый мотив к учению, повышает качество и уровень самостоятельности, познавательной активности. Поисковая, исследовательская работа формирует у ребят чувство ответственности, позволяет им самоутвердиться, повысить собственную самооценку. Мы гордимся достижениями маленьких исследователей. Постников Т. - дипломант Российского фестиваля исследовательских работ учащихся "Портфолио" (г.Москва); Килясова С.- победитель регионального смотра -конкурса экологических проектов "Кэнчээри"; Дмитрьева С. - участник республиканской НПК "Шаг в будущее-2007".

Умения и навыки, приобретенные при создании поисковой, исследовательской работы помогают ученикам в дальнейшем справиться с любым заданием: навыки работы с дополнительной, научной литературой; умение ставить цели и задачи исследования; составлять план работы (алгоритм действий); выделение самого главного в потоке информации; умение оценки, анализа, сопоставления, классифицирования, отбора фактов; развитие устной монологической речи, умения описания фактов, объяснения полученных результатов; умение выступать перед аудиторией; высказывать свое мнение, убеждать, доказывать свою точку зрения; умение прогнозирования; навыки работы на компьютере; общение с другими детьми.

Привитие навыков исследовательской работы младших школьников успешно влияет на качество образования как одного из условий саморазвития ученика. Результативность проведенной работы проявляется в увеличении количества победителей и призеров предметных олимпиад, конкурсов, фестивалей, поступлением учеников в ВУЗ-ы, гимназии, лицеи.