"Откуда берутся снег и лед"

Разделы: Экология


Цели:

  1. Познакомить учащихся с некоторыми физическими свойствами снега и льда;
  2. Воспитывать бережное отношение к природе;
  3. Развивать воображение, наблюдательность, интерес, логическое мышление, речь учащихся.

Оборудование: стаканы с водой, тарелочки со снегом и кусочки льда, открытки, цветной картон, видеокассета «Мороз Иванович», картины природы с изображением зимы.

1. Организация.

–Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу так, как улыбается солнышко. Тихо садитесь.

2. Объявление темы и целей урока.

-Какое сейчас время года?

-Как догадались?

-Какие еще изменения произошли в природе с наступлением зимы?

- А теперь проверим, насколько вы наблюдательны к изменениям в природе. Если вы согласны с моим утверждением, то поднимите синюю карточку, а если нет, то красную.

  1. Солнце восходит рано и заходит поздно.
  2. Прошел дождь.
  3. Земля покрыта снегом.
  4. Побежали ручьи.
  5. День короткий.
  6. Метет метель.
  7. Ледоход.
  8. Реки покрыты льдом.

Молодцы! Вы хорошо справились.

3. Новый материал.

Много чудес приготовила волшебница-природа. Каждое время года по-своему красиво и интересно. У каждой свои тайны, чудеса и сказки! Но самые волшебные сказки бывают только зимой! (картины природы)

Я хочу вам причитать письмо, которое пришло в нашу школу

Здравствуйте, дорогие первоклассники!

Пишут вам две сестрички - капельки. Мы слышали, что вы много знаете и умеете. Помогите нам!

Мы дружно жили и никогда не ссорились. Однажды нагрянул страшный мороз. Одна из нас съежилась и превратилась в льдинку. Вторая в эту минуту расчесывала косу, да так и застыла, превратившись в красивую снежинку. И очень она заважничала. Стала собой любоваться.

Снежинка не захотела признавать в льдинке свою родную сестричку. Она сказала: «Я вся из серебра и солнца – красавица, а ты из мутной воды – замарашка. И ты думаешь, что мы сестренки?»

- Ребята, хотите помочь Льдинке и Снежинке?

-О чем они нас просят? (Доказать, что они родные сестры)

-Что, значит, доказать? (Подтвердить какое-нибудь положение доводами и фактами)

Итак, тема нашего урока «Откуда берутся снег и лед?» (открыть запись на доске)

Представьте, что наш класс – научно-исследовательская лаборатория . Чтобы доказать, нам нужно исследовать свойства льда и снега. Все выводы я буду записывать на доске.

Опыт №1.

Отгадайте загадку:

Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь.
Станет капелькою чистой,
Если сядет на ладонь. (снег)

Почему на ладони вместо снега осталась капелька? (растаяла от тепла)

Отгадайте еще загадку:

Не драгоценный камень, а светится? (лед)

-Беру кусочек льда и кладу на ладонь. Почему капает вода?

Давайте сделаем вывод: В тепле снег и лед тают, образуется вода.

Опыт №2.

Какого цвета снег? А лед?

Вывод: Снег белый, а лед бесцветный

Опыт №3.

Положите перед собой открытку. Можно ли рассмотреть её через пластинку льда? (да)

-А через снег? (нет)

Вывод: Лед прозрачный, а снег непрозрачный.

Опыт №4. Посмотрите на снег и лед. Что плотнее? Осторожно ударьте по пластинке льда карандашом. Что произошло с ней? (сломалась на куски)

Вывод: Лед плотный, но хрупкий.

Представьте такую картину: Всю ночь шел снег, а утром прошел человек.

-Что вы увидите на снегу? Почему?

- А если вы пройдете по наезженной дороге, останутся следы? Каким бывает снег?

Вывод: Снег может быть рыхлым и плотным.

Опыт №5. Бросьте снег и лед в стакан с водой. Что видите?

Сделайте вывод: Снег и лед легче воды.

- Можно сказать, что снег и лед – это вода.

- Можем ли мы сказать, что Льдинка и Снежинка – родные сестрички?

Снег и лед – это вода в твердом состоянии. Когда столбик термометра пускается до отметки ноль и ниже, вода превращается в лед. Совсем маленькие льдинки образуются высоко в облаках, там они увеличиваются и, превращаясь в снежинки, падают на землю.

Села мне на рукавицу
Белая снежинка
И нахохлила, как птица,
Ледяную спинку.
Замерла тихонько я,
Чтоб не улетела.
Скоро варежка моя
Станет белой-белой.

Форма и размер снежинок зависит от температуры воздуха. В морозные дни снежинки слипаются и похожи на мелкие крупинки, а в теплые дни, становятся крупными, слоистыми, словно птичий пух. Откройте тетради, и дорисуйте снежинки синим карандашом.

Фронтальная проверка.

В теплые зимние дни снег мягкий и липкий. Из него можно слепить снеговика или забавных лесных зверушек. Дома нарисуйте в тетради то, что можно слепить из снега. А сейчас немного отдохнем.

4. Физминутка.

Поднимает руки класс- это раз.
Повернулась голова – это два.
Руки вниз, вперед смотри – это три.
Руки в стороны, пошире развернули – на четыре.
Самого себя обнять – это пять.
Всем ребятам тихо сесть – это шесть.
Дружно крикнуть надо всем – это семь.
А когда мы скажем восемь –
Значит, тишины попросим.

5.Закрепление материала.

- Что такое снег и лед? (это замерзшая вода)

Лед появляется на лужах, реках и прудах, как только ударит первый мороз. С каждый днем ледяная корка становится все толще и толще. Но в начале зимы лед тонкий и хрупкий, поэтому он очень опасен. Ходить по тонкому льду нельзя, так как он может проломиться и человек окажется в ледяной воде. А это опасно для жизни.

- А теперь подумайте и скажите, почему под снегом тепло? Какое значение имеет снег для растений? (видеоролик)

Снежная шуба нужна для защиты растений от холода. А весной снежные сугробы растают и напоят землю водой.

-Объясните смысл пословицы: «Много снега – много хлеба».

- А какое значение имеет снег для животных?

В суровые зимние морозы в снег прячутся многие птицы: тетерева, рябчики, куропатки, глухари. Прячется мышонок под снегом. Спят медведь и бурундук. В снежном домике укрываются в непогоду зайчишки. Но обилие снега мешает птицам добыть корм.

- А кто может помочь птицам зимой? Как?

Об этом мы поговорим на следующем уроке.

Сегодня мы узнали о свойствах таких природных явлений , как снег и лед. Но чем же они отличаются друг от друга? Чтобы ответить на этот вопрос, выполните первое задание в тетради.

Взаимопроверка

- А хотите узнать, чем закончилась история Льдинки и Снежинки?

Прилетел ветер. Увидел, что Льдинка горько плачет, пожалел её. Дохнул ветер теплом. Растаяла Льдинка, превратилась в очень маленькую капельку. И Снежинка растаяв, стала капелькой. Посмотрела бывшая Снежинка на свою соседку и узнала Льдинку. Обнялись сестрички. «Я тебя прощаю, - сказала Льдинка. – Думаю, что ты никогда не будешь хвастать своей красотой и унижать другого».

Обе капельки влились в ручеек и , весело переговариваясь, поплыли. Наверное, все дети слышали веселый звонкий говорок ручейков.

6.Итог урока:

-Понравился ли урок?

-Что запомнили?

-Откуда берутся снег и лед?