Урок русского языка в 3-м классе по теме "Проверка безударных гласных" (этап закрепления)

Разделы: Начальная школа


Цель:

Закрепление способов проверки безударных гласных с опорой на ранее изученные темы по составу слова.

Задачи:

  1. Формирование понятия «орфограмма».
  2. Дальнейшее формирование умения применять на практике правила правописания безударных гласных в корне с чередующимися согласными и «беглыми» гласными.
  3. Закреплять умение находить безударные гласные в корне, распознавать в словах проверяемые и непроверяемые безударные гласные.
  4. Использовать способ проверки через «приёмных» родственников (мнемонические приёмы), через цепочку однокоренных слов, образованных различными путями (отработка состава слова).
  5. Использовать части слова при образовании и изменении его формы (анализ и синтез).
  6. Расширять словарный запас, умение строить предложение (работать над монологической речью).
  7. Воспитывать аккуратность.
  8. Прививать любовь к природе и бережное отношение к ней.
  9. Воспитывать чувство взаимопомощи, духа единения и стремления к победе.

План:

  1. Слова с безударной гласной в корне, способы проверки.
  2. Один из способов проверки – подбор однокоренных слов.
  3. Словообразование (роль приставки, корня, суффикса и окончания).
  4. «Беглые» гласные, чередующиеся согласные в корне слова. Влияние этих процессов на способы проверки безударных гласных.

Оборудование:

  • план урока;
  • схема-опора;
  • снежные комочки с заданиями;
  • сигналки (зелёные и красные цвета);
  • таблицы.

Ход урока.

1. Организационный момент. Ученик ведёт класс.

Ученик: Раз, два.

Класс: Три, четыре.

Ученик: Три, четыре.

Класс: Раз, два.

Ученик: Быть должны у нас в порядке…

Класс: Книжки, ручки и тетрадки!

Ученик: Каждой вещи – своё место.

А девиз у нас какой?!

Класс: Всё, что нужно – под рукой!

2. Запись домашнего задания. Творческая работа (составить кроссворд, используя слова с безударными гласными проверяемыми и непроверяемыми ударением).

3. Подготовка к изучению темы. Загадка.

Учитель:

Поле чёрно-белым стало…
Падает то дождь, то снег…
Льдом сковало воды рек,
Льдом сковало озимь ржи.
Что за месяц? Подскажи! (Ноябрь)

А что вы про него можете сказать?

Дети: Ноябрь – ворота зимы.

(пословицы)

  • Ноябрь – сентябрёв внук, октябрёв сын, Зиме – родной батюшка.
  • Холоден октябрь, а ноябрь его перехолодил.

Учитель: Какое сегодня число? (26 ноября) День недели? (Среда) Год? (2008г.)

А что за слово – «Ноябрь»?

Дети: Словарное!

Учитель: Какую букву надо запомнить?

Дети: Букву «О»!

Учитель: Правильно, дети! Нужно запомнить безударную гласную «О».

Как её можно запомнить? Через «приёмных» родственников. Например, слово «новый» - яркий ассоциативный образ, в котором безударный гласный слышен чётко.

Учитель: Какие ассоциации у вас вызывает слово «новый»?

Дети: Новый снег! Новый год!

Учитель: Сколько букв и звуков в слове «ноябрь»?!

Дети: Шесть букв и шесть звуков!

Учитель: Правильно! Почему? Потому что гласная «я» - йотированная, т.к. стоит после гласной, следовательно, имеет два звука – [ й] и [ а ] , а мягкий знак не имеет звука!

4. Чистописание.

Дети:

Я тетрадочку открою
И с наклоном положу.
Я от вас, друзья, не скрою:
Ручку правильно держу,
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я примусь.

Запись числа

26 ноября

Классная работа.

Опора: [ Рисунок 1]

Целеполагание.

Посмотрите на таблицу.

Какие буквы спрятались?

Как одним словом их можно назвать? (гласные)

Сегодняшняя цель нашего урока - повторение написания безударных гласных, опираясь на ранее изученные темы по составу слова; закрепление пройденного материала.

Письмо строчных букв.

е о я а и (можно разбить на буквы, которые обозначают мягкость предшествующих согласных и их твёрдость)

е я и а о

- Почему безударные гласные надо проверять? (они в слабой позиции, слышатся нечётко).

- Какие способы проверки безударных гласных вы знаете?

  • Изменить слово так, чтобы безударный гласный слышался чётко, т.е. был бы под ударением.
  • Подобрать однокоренное слово, т.к. корни в однокоренных словах пишутся одинаково.
  • Нужно произнести слово ласково.

Хоровая рифмовка.

Если буква гласная
Вызвала сомнение,
Ты её немедленно
Поставь под ударение.

5. Словарная работа

Вспомните, какие пословицы, которые вы назвали в начале урока, говорят про ноябрь?

(ворота зимы) Распахнём ставеньки или ворота зиме. Запишем словарные слова по теме «Зима» (из ассоциативного словаря, который ведут дети сами), - через подбор «приёмных» родственников.

Вьюга, метель (мёл), пороша – запорошил (порох) – сыпуч, похож на снег, ребята (ребя), коньки (стальной конь), каток (катит), лопата (лоп – хлоп), мороз – оО! Холод.

6. Развитие речи.

Да, холод даже в класс пробрался от таких «зимних» слов. А теперь руки положили на парты, головы на руки, глаза прикрыли (снятие напряжения с глаз).

(Учитель раздаёт на парты «снежки» с заданиями по вариантам)

1 вариант Наступили сильные м_розы

2 вариант Сне_ зав_ лил с_довые доро_ ки

3 вариант Птицы з_ мой г_ л_ дают

4 вариант Дети устроили для птиц к . рмушки

5 вариант Девочки насыпали пш_на

6 вариант Г_лодные птицы быстро скл_вали корм

Проверка.

Прочитаем предложения по вариантам (по порядку).

Что получилось? (текст, рассказ, т.к. все предложения связаны по смыслу).

Озаглавим текст («Птицы зимой»).

7. Совершенствование и отработка изученных понятий (умение находить и проверять орфограммы).

Письмо под диктовку с комментированием и опорой на сигнальные карточки (задействованы слуховые, зрительные, цветовые анализаторы, моторика рук, память).

Написание каждого слова с сомнительной орфограммой дети объясняют, подбирая примеры и доказывая верное написание, другие ребята отслеживают варианты ответов с помощью цветовых сигнальных карточек.

Карточки:

Красная – «опасно», « неверно».

Зелёная – «путь открыт», «правильно».

Разбор последнего предложения по частям речи и членам предложения (один человек работает у доски, другие – в парах. Чья пара готова, поднимают вместе руки вверх).

Физминутка

Учитель: Я буду называть существительные с разнообразными безударными гласными. Если вы услышите слово с безударной гласной [ а ] - хлопайте в ладоши, если нет – стойте ровно.

Все хлопают в ладоши на безударную гласную [ а] :  силач, вода, река, шаги,село, трава, седло, солить, ночной, моря, поля.

Сколько раз хлопали? (два раза)

8. Фонетическая разминка (выявление роли чередования гласных, их влияние на способы проверки безударных гласных в корне слова).

Послушаем стихотворение Дьякова «Зима».

Ой ты, зимушка-зима,
Все дорожки замела,
Все поля снежком покрыла,
Все овражки завалила.

Найдите слова с уменьшительно-ласкательным значением (зимушка, дорожки, снежком, овражки).

С помощью какой части слова они все образовались? (с помощью суффикса)

Что это за понятие? Для чего служит? Какая часть слова ещё образует новые слова? (приставка; рассказ о ней)

Посмотрите внимательно на доску и подберите для этих слов верную схему, запишите слова с чередующимися согласными в корнях:

Дорожки – дороги,
Снежком – снегом,
Овражки – овраги.

на доске даны схемы:

  1. Корень, суффикс, окончание.
  2. Приставка, корень.
  3. Корень, суффикс.

Расскажите о роли окончания.

Уберите ту часть слова, с помощью которой они образовались, запишите новые слова, выделите корень. Почему корни разные? Это не однокоренные слова? (однокоренные, просто произошёл процесс чередования согласных в корне). Что это за процесс? Найдите ответ в учебнике.

9. Работа с правилами по учебнику.

Какие согласные ещё могут чередоваться? (г – ж, з – г, ц – г, к – г…)

Вывод: Влияет ли чередование на способ проверки безударных гласных? (нет).

10. Логическая разминка.

Вместо вопроса поставь подходящую по смыслу букву или слово:

птица – снегирь  зима – д (декабрь) дед – б (бабушка)
дерево – сосна весна – м (март) с ын – д (дочь)
рыба - ? (сом) осень - ? (сентябрь) отец - ? (мать)

(одинаковая буква в начале слова) (первые месяцы времён года) (родственники в семье)

Каждый выбор обосновывается.

11. Работа в парах (на определение «беглых» гласных в корне, их воздействие на способы проверки безударных гласных).

«Беглые» гласные:

лёд – (вода)
утро – (ночь)
день – (утро)
рыба – (икринка)
пень – (дерево)
металл – (руда)

(вода, икринка, ночь, руда, утро, дерево)

Прочитайте слова. Назовите явление или предмет, который по времени предшествовало данному слову.

Ответьте про себя на вопрос: «Нет чего…?» (берите слова только из первого столбика).

(льда, дня, пня, утра, рыбы, металла)

Объединитесь в пары тогда, когда вы заметите «беглянок» в корнях слов.

Учитель показывает слова. Дети берутся за руки, если «беглые» гласные присутствуют в словах и стоят ровно каждый на своём месте, если «беглые» гласные отсутствуют.

Запись по памяти. Выделение корня.

День – дня, пень – пня, лёд – льда.

Работа с учебником. Чтение правил о беглых гласных.

Вывод: Влияют ли «беглецы» на способ проверки безударных гласных? (Нет)

Зачем мы изучаем процессы чередования согласных в корне, «беглых» гласных в корне, ведь они не влияют на способы проверки безударных гласных?

(мы изучаем для того, чтобы: - расширить свой словарный запас;

  • писать грамотно;
  • правильно подбирать однокоренные слова, ища родственников;
  • верно разбирать слова по составу.

12. Повторение изученного (работа с сигнальными карточками на выявление безударных гласных, подбор слов к верным схемам).

Ребята, приближение нового года всегда ассоциируется с новогодней ёлкой. Мне бы хотелось, чтобы вы украсили нашу ёлку игрушками-словами, но только теми, название которых мы проверим, да ещё и соотнесём их к соответствующим схемам:

  1. Корень, окончание.
  2. Корень, суффикс, окончание.
  3. Корень, суффикс.
  4. Приставка, корень.

Зв_зда, ш_ры, сн_гурочка, л_сёнок, ог_ньки, фл_жок, мес_ц.

1

2

3

4

звезда

снегурочка

флажок

?

шары

огоньки

лисёнок

Почему в четвёртой колонке у нас пусто? (таких слов, соответствующих данной схеме, нет).

Почему слово «месяц» лишнее? (его нельзя проверить; это словарное слово).

13. Оценка работы и самооценка (устно).

Ребята, давайте завершим пословицы, которые характеризуют вышу работу:

  • Повторенье – мать … (ученья).
  • Корень ученья горек, а плод его … (сладок).
  • Красна птица опереньем, а человек - … (ученьем).

14. Рефлексия: (работа с планом – краткие выводы).

Сверим наши действия с планом. Всё выполнили? (Да!)

Прочитываются ещё раз все пункты плана, даются краткие ответы в виде выводов.

15. Итог урока.

Скорее загляните под парты (под одной из парт спрятан конверт).

Сейчас узнаем, кто как работал.

Дети находят конверт, вскрывают, а там анаграмма – «МОЦЫЛОД».

Расшифровывают - МОЛОДЦЫ!

Ребята, вы сегодня очень хорошо поработали. Я думаю, что Дед Мороз принесёт всем вам приглашение на новогоднюю ёлку.