Совместное собрание родителей и учащихся "Родительский дом… Свет в твоих окнах…"

Разделы: Классное руководство


Задачи собрания:

  1. Раскрыть родителям значение слова «семья» в жизни их детей.
  2. Сделать совместные выводы о значении понимания учащимися качеств зрелой личности и применения их в реальной жизни, о взаимопонимании в семье.
  3. Помочь родителям изменить своё отношение к подрастающему поколению, вооружив их «мудрыми советами

Форма проведения: семинар-практикум

Подготовительная работа: анкетирование учащихся, составление памятки для родителей, подготовка ситуации для анализа.

Оформление доски:

Родительский дом…Свет в твоих окнах.
Семья-один из шедевров природы.
Д. Сантаяна.

Литература:

  1. Дереклеева Н. И. Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся. М. « ВАКО» 2006
  2. Шумилова В. В., Мишарева Т.Н., Сидорук И. С. Спутник классного руководителя 10-11 классы. Волгоград.
  3. Дереклеева Н. И. Классный руководитель Основные направления деятельности М. 2001.
  4. Дереклеева Н. И. Новые родительские собрания 10-11 классы. М «ВАКО» 2006
  5. Сгибнева Е. П. Родительские собрания в средней школе М 2007
  6. Дереклеева Н. И. Родительские собрания в 1-11 классах М 2001

Ребята! В нашем доме сегодня тепло, уютно и многолюдно! На родительское собрание к нам пришли гости, самые дорогие - наши родители; мамы и папы, бабушки… Директор школы, завучи, учителя.

А гостям всегда рады. Посмотрим, друг другу в глаза и улыбнемся. Сегодня мы собрались отдохнуть, услышать только хорошее, высказать свое мнение, возможно, по-другому взглянуть на то, о чем будет говорить другой. И ко всем у меня огромная просьба – стать активными участниками происходящего.

Нашу встречу хочется начать с притчи. Послушайте, пожалуйста, внимательно.

Однажды утром один рыбак с двумя сыновьями отправился ловить рыбу. Улов был хорош, и к полудню трое мужчин готовы были вернуться домой. Но когда они начали вытягивать сети, внезапно налетела буря и полностью скрыла из виду береговую линию.

А в это же самое время буря не пощадила и их маленький домик. Он загорелся, огонь сжег дотла их жилье и все имущество. Когда рыбак с сыновьями выбрались на берег, его ждала плачущая жена, которая тут же рассказала мужу и детям о постигшем их несчастье. Но рыбак и бровью не повел. Жена возмутилась: «Муж мы потеряли все, что у нас было, а тебе и дела нет».

Вопрос ко всем и к вам, ребята и к Вам, родители: «Каким будет ответ рыбака его жене?».

Хорошо! А рыбак ответил так: «Огонь, уничтоживший наш дом, оказался тем самым светом, который внезапно возник в тумане и указал нам дорогу к берегу».

В наше сложное время, когда взрываются и горят дома и школы, гибнут заложники, падают самолеты, а газеты пестрят сообщениями о страшных преступлениях, как быть «маленькому» человеку, если даже мы, взрослые теряемся и порой впадаем в панику? На улице детей нередко подстерегают неприятности, а иногда и опасности. Как уберечься «ранимой» душе, где найти защиту, кто поможет не растеряться по пустякам, не спасовать в сложной ситуации и в то же время не спровоцировать еще большей беды?

В большинстве случаев «пристанью» для разрешения всех возникающих вопросов у наших детей должны быть (обратимся к доске) семья, конечно семья. Я думаю уже всем понятно тема нашей встречи. Речь пойдет о семье и доме. Всем известно выражение: «Мой дом - моя крепость» и не зря 2008 год В.В. Путин объявил годом семьи.

Уважаемые родители! Прежде я обращаюсь к вам: мудрым и опытным, имеющим большой семейный стаж плечами. А что значат для вас ваш дом и ваша семья? Крепость, колодец, парусник, корабль или что-то другое? Хорошо. Спасибо!

Совсем немного времени осталось до того момента, когда ваши дети, выпорхнут из родительского гнезда, как птицы. Огонек… Свет в окнах ваших домов.… Какие чувства он вызывает у ваших детей? Радость, что их ждут? Слезы очищения: «Ну, вот и я дома». Или раздражение - опять идти домой, отвечать на вопросы «шнурков» (вы догадались, что «шнурки в стакане», «плесень», «ветошь», «предки»- это родители, старые люди). А может, возвращаясь после дискотеки, видя свет в окне думают: «Ну, что им надо? Чего не спится». Как же пройти тихонько, чтобы обошлось без скандалов. Что значит для ваших детей семья сегодня, на данном этапе их жизни я попыталась выяснить с помощью теста «Незаконченное предложение», который содержал следующие пункты:

  1. Семья – это…
  2. Мои родители – это…
  3. Свет в окнах дома моего – это…
  4. Радость в моей семье – это…
  5. Горе моей семьи – это…
  6. Вдали от радостного дома я буду вспоминать…
  7. Из традиций моей семьи мне хотелось бы взять в мою будущую семью…
  8. Я идеальный родитель потому, что…

Позвольте мне процитировать ответы ребят на первые шесть пунктов:

  1. Семья для ребят незаменимый элемент жизни; самое незаменимое, где их ждут и любят и готовы поддержать и понять в любой ситуации; уютный очаг, без которого им не представляется жизнь; любящие друг друга люди, единый организм; опора в жизни
  2. Мои родители – самые близкие, главные, самые лучшие и дорогие; заботливые, давшие мне жизнь и воспитавшие меня таким, какой я есть.
  3. Свет в окнах дома моего–радость и уверенность, что тебя ждут; признак того, что уже кто-то дома есть; это ожидание и горячий ужин, тепло и уют
  4. Радость в моей семье – все здоровы и живы; в доме нет скандалов, ссор и все вместе; чей-либо успех; взаимопонимание, доверие и совместная деятельность; смех мамы и папы; праздничный ужин; приятные вести
  5. Горе моей семьи – событие, которое мы переживаем вместе; болезнь родных или потеря близкого; мои ссоры с родителями; ссоры мамы и папы; плохая новость; нехватка денег
  6. Вдали от родного дома я буду вспоминать – дом и домашнюю еду; теплые и ласковые слова родителей; маму, которая меня всегда ждала; практически все будут вспоминать маму.

Из всего сказанного понятно, что у каждого человека должен быть дом, семья, родня. Каждая семья – уникальное объединение людей разного возраста, основанное на кровно-возрастных отношениях и закладывающее основы личности. Для всех нас присутствующих наш дом и семья – это наша защита, наш очаг, в котором всегда должен гореть огонек любви и доверия, взаимопонимания и поддержки, теплоты и сочувствия. Только самым близким можно доверить свою тайну, поговорить о самом сокровенном, о том, что нас волнует, посоветоваться.

Ребята! Каждое утро мамы и папы спешат на работу, они все мастера своего дела. Но подскажите: какая главная профессия на свете мужчины и женщины, матери и отца? (профессия – родитель). Скажите, взрослые – это трудная профессия? Почему? Ребята! Давайте попробуем перечислить родительские функции. (говорят, а я обобщаю!).

Источник эмоционального тепла и поддержки, защита и помощь во всем, распорядитель материальных благ наказаний, поощрений, образец для подражания, воплощение мудрости и человеческих качеств. старший друг и советчик. А выполнение этих функций выражается в чем?(в воспитании). А теперь мамы и папы признавайтесь, всегда ли легко вам с вашими дочками и сынками? А почему?

Да не зря говорят «Меленькие дети – руки болят, большие – сердце». Воспитание тесно связанно со взаимоотношениями: родитель – ребенок, ребенок – родитель. Ребятам было дано задание: проранжируйте следующие понятия (т.е. расставьте их по местам в зависимости от степени значимости для вас). Питание, здоровье, друзья, работа, учеба, взаимоотношения с родными, любовь, деньги, образование, жилье. Из 14 участников: 5 поставили взаимоотношения с родными на 1 место, 5 – на третье, 1 – на 4,2 – на 6, 1- на 8.

Это говорит о том, что ребятам вовсе не безразличны взаимоотношения в семье. Ребята! Скажите, а что больше всего вам не нравится в воспитании, вообще во взаимоотношениях не только с родными, вообще со взрослыми? (опёка, не нравится, когда устанавливают правила и порядки).

Да конечно! Мы взрослые порой забываем, что у каждого подростка свои особенности памяти, мышления, внимания, свои интересы, симпатии, привязанности, особенности настроения, различная степень эмоциональных переживаний, сильная или слабая воля, легкий или трудный характер, свои наблюдения, разочарования, печали и радости. Забывая это, продолжаем к нему относиться как к маленькому.

Наше отношение вступает в противоречие с представлениями подростка о взрослости и его претензиями. А если противоречие вовремя не изжито, оно углубляется и тогда неизбежно. Конечно конфликт! Жизнь – это не сплошной позитив. Она вся состоит из противоречий.

Ребята! Родители, а нужно ли разрешать конфликты? Тогда давайте все вместе представим ситуации и попробуем найти из них достойный выход!

Ситуация 1 (стандартная):

Уважаемые родители! Ваш ребенок стал хуже учиться. Вас вызвали в школу. Дома предстоит разговор. Каким он будет?

Ребята! А как бы вы хотели разрешить ситуацию? Или поделитесь, какие меры принимали ваши родители, о чем говорили?

Ситуация 2: Ребенок требует купить модную дорогую вещь, хотя знает, что у родителей нет возможности сделать это сейчас.

Видите даже у самой сложной ситуации всегда есть выход, любую проблему можно решить еще тогда, когда она не превратилась в конфликт. Надо только постараться понять друг друга: детям встать на позиции родителей, а родителям на позиции детей.

Уважаемые родители в классе сейчас будет включен телефон доверия. Ваши дети обращаются к вам, родителям, они понимают, что вы их любите, несмотря ни на что, не только за хорошую отметку в дневнике, или убранную без напоминания постель, а за сам факт существования в этом мире. Наши дети рады общению с вами, родители:

В доме зеленая тоска…
Вопрос все тот же опять пробегал,
А я у друга был.
Отец его сам лодку сделал
И обещал нас летом взять
В поход, на речку, за грибами
И мне так хочется спросить:
«Скажи мне, пап,
Ты тоже с нами».

Мне порой так хочется поговорить с мамой по душам
Поговори со мною, мама
Скажи, в кого я так упряма?
И почему я снова, снова
Твержу одно и то же слово?
Ты мне вопрос, я – «нет» в ответ
Как будто слов других и нет
Ты говори… утро же
Но так теплеет на душе.

А у меня есть в жизни мама!
Она настойчива, упряма
Идет по жизни прямо, смело
(Вот так бы я идти хотела)
У нас по-разному бывает:
Поссоримся – она прощает.
Я не права – берусь за дело,
Чтоб кухня к вечеру блестела!
И снова в доме мир, покой
И всем хочу я дать совет простой
Лишь только тот согласие познает,
Кто понимает все и уступает.

О проповеди.
Чем проповедь выслушивать,
Мне лучше бы взглянуть.
И лучше проводить меня,
Чем указать мне путь
Глаза умнее слуха.
Поймут всё без труда.
Слова порой запутаны.
Пример же – никогда,
Тот лучший проповедник –
Кто веру в жизнь провёл.
Добро увидеть в действии –
Вот лучшая из школ.
И если всё мне показать –
Я выучу урок.
Понятней мне движенье рук,
Чем быстрых слов поток.
Должно быть, можно верить
И мыслям и словам,
Но я уж лучше погляжу,
Что делаешь ты сам.
Вдруг я неправильно пойму
Твой правильный совет.
Зато пойму, как ты живешь,
По правде или нет.

Родители! Какие мысли нашлись в вашей голове, когда вы слушали эти стихи.

Да. Дом – это школа подготовки к жизни, это трамплин, с помощью которого человек совершает прыжок в жизнь. А семья – это хранилище человеческих качеств, в которое могут попасть + качества и как бы нам этого не хотелось. Доказательством этому может служить хорошая и поучительная сказка:

Молодые родители, имея старенького отца, не разрешали ему кушать за общим столом. А чтобы он, не дай бог, не разбил тарелки из фарфора, купили ему деревянные тарелку и ложку , из которых он практически не мог есть. Через некоторое время они застали своего 4-х летнего сына за тем, что он пытался, что-то мастерить из деревянной чурки. На вопрос родителей о том. Что ребенок мастерит, малыш ответил, что он делает посуду для них, своих родителей, чтобы они могли из нее кушать, когда состарятся.

Это ли не иллюстрация переживаемых ребенком эмоций и чувств в собственном доме? Ребенок учится тому, что видит у себя в дому – родители пример ему. Именно родительский дом культивирует самые различные человеческие качества. Именно отчий дом – основа всего истинного воспитания человека. Л.Н. Толстой сказал : «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». Значит все только зависит от вас родители. Позвольте мне вам зачитать мудрые советы.

  1. Если ребенок растет в терпимости, он учится понимать других.
  2. Если ребенка подбадривают, он учится верить в себя.
  3. Если ребенка хвалят, он учится быть благодарным.
  4. Если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым.
  5. Если ребенок живет в безопасности, он учится верить в людей.
  6. Если ребенка поддерживают, он учится ценить себя.

А если:

  1. Ребенка часто упрекают, он учится жить с чувством вины.
  2. Ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.
  3. Ребенок живет во вражде, он учится агрессивности.
  4. Ребенка высмеивают, он становится замкнутым.

Накануне родительского собрания на уроке русского языка ребятам было предложено написать маленькое сочинение на тему «Моя семья». Иванова Вика согласна прочитать свое сочинение вслух для всех. Олег Петроченко также дал согласие озвучить свое сочинение.

Моя семья состоит из двух человек: я и моя мама. Но своих бабушку и дедушку я тоже считаю своей семьей.

Взаимоотношения в семье очень хорошие. Мы с мамой в доверительных отношениях. И она может рассказать мне о своих проблемах и я. Мы за друг друга горой.

С моим дедушкой мы всегда вместе работаем, он учит меня разному: рыбачить, колоть дрова. Я во всем ему помогаю.

Что касается бабушки, то она очень строгая. Но я научился с ней ладить. Я очень люблю когда, она улыбается. Пытаюсь делать все, чтобы ей понравилось. Я ей очень благодарен за то, что она наставляет меня на правильный путь. Она заставляет меня учиться, и очень хорошо. Я иногда капризничаю, но позже осознаю, что она права.

Но кК и в разных семьях, в нашей семье есть место ссоре. И если мы поругались, то практически сразу же миримся.

В будущем для своей семьи я хотел бы взять следующие качества: дружба, любовь, вера, преданность.

Главное то, что наши дети взрослеют. И не за горами то время, когда наши юные девчонки и мальчишки станут папами и мамами. Вернемся к двум последним пунктам теста «незаконченное предложение»:

Из традиций моей семьи мне хотелось бы взять в мою будущую семью…

Я идеальный родитель…

Из 14участников 10 ребят хотят иметь семью, похожую на ту в которой они живут, 4- категорически нет. Дети в свои семьи возьмут любовь, верность, доброту, ответственность, уют. Им не нужно ссор, обид, разочарований. Абсолютно все постараются быть идеальными родителями: уделять детям много внимания, все о них знать, иметь свои секреты; имея много денег, организовывать отдых за границей, уважать, помогать и поддерживать, строить для них светлое будущее, как делают мои мама и папа.

В нашем классе 15 девчонок. Практически все пишут: «Я стану заботливой мамой, как моя мама».

Милые мой девчонки я очень рада, что вы понимаете, что материнское чувство - одно из самых глубоких родственных чувств. Именно мама любит своего малыша просто за то, что он есть.

И стихотворение, прочитанное мною, станет для вас наказом на будущую жизнь.

Прошу вас, берегите матерей,
Теплом укройте от житейской вьюги,
Их любовь во сто крат горячей,
Чем друзей и любимой подруги.
Материнской любви не объять,
И канонов я здесь не нарушу,
Коль скажу: «Мать готова отдать
Свою ласку, нежность, душу».
Мать возьмет на себя вашу боль,
Все терзанья, смятенье и муки,
Мать положит в дорогу хлеб-соль
И протянет навстречу вам руки.
Пусть за шалость накажет не строго,
Только ей никогда вы не лгите
И во имя великого Бога
Матерей своих берегите.
Не оставьте их без участия,
Сей наказ, вы запомните, дети,
Ведь не может быть полного счастья,
Если мамы не будет на свете.
(А.Ремизов)

А теперь давайте все вместе постоим огромный дом, в котором бы всем жилось уютно и комфортно! Фундамент уже заложен. Всякая избушка своей крышей крыта. У нашего дома крыша хорошего настроения. Назовите причины хорошего настроения, когда оно, бесспорно, поднимается (любовь, доверие, взаимопонимание, поддержка, здоровье, дружба). А в самом доме живут чувства, самые разнообразные, конечно, положительные и отрицательные. К.Ушинский сказал: «В любви как и в ненависти соединяются чувства: страдание и наслаждение, радость и печаль, страх и гнев». Дом – полная чаша, но всякой веще свое место. Так и мы, на видное место разместим + чувства и человеческие качества. Давайте их перечислим; я начну, а вы продолжите, чередуясь, дети и родители. Доброта, внимательность, отзывчивость, ум, справедливость, пунктуальность, перспективность, терпеливость, целеустремленность, скромность, общительность, преданность, забота, экономность, чистоплотность, честность, понятливость, щедрость (зачитайте на доске).

Конечно, трудно избавиться от тех или иных отрицательных качеств, если они есть. Но в дом мы их не впустим, пусть живут в подвале. Давайте их, назовем: высокомерие, эгоистичность, завистливость, злость, неусидчивость, лень, раздражительность, наглость, хитрость, несдержанность, ревность, злопамятность, занудливость, капризность, болтливость, упрямство. Дом построен! Нелегкое дело, а сохранить его еще труднее.

Давайте зажжем свечу – символ семейного счастья и доброты, участия. Я попрошу это сделать.

Пусть пламя никогда не превращается в пепел, а семь «я», живущих под вашей крышей будут как сжатый кулак.

Сочинение о школе (автор этого сочинения не захотел открыть своего имени).

Школа – моя вторая семья. Без школы нельзя. Школа – это начальный путь к взрослой жизни. И каждый его должен пройти. Школа дает не только образование, но и друзей, общение без которого нельзя прожить. Мне в нашей школе хорошо. У меня много друзей, подруг. Много необходимого для меня общения. Мне нравится спокойная обстановка, не напряженная. Я хотела, чтобы это было и в школе моих детей. Когда мы учимся в школе, нам хочется быстрее ее закончить, но как только мы ее заканчиваем, мы по ней скучаем, хотим вернуться, приходим в школу к учителям. И вспоминаем те года, проведенные в школе, веселые и незабываемые.

Всем известна фраза: школа – это второй дом. В нашей жизни школа – лишь мгновение, все начинается со школьного звонка. И с партой школьной – это вне сомнения. У каждого из нас характер свой и взгляды, пусть порой неадекватные. Но в школе мы живем одной семьей. Вкушая истины не каждый раз понятные. Поймет не каждый, но свидетель Бог. Мы о другом не помышляем доме. А стрелка на часах описывает круг. Мы счастливы, учиться в нашей школе.

Школа и учитель! Учитель и школа, Два понятия, не существующие друг без друга! Мы говорим огромное спасибо! Всем учителям, за их труд. За их поистине материнское отношение к нам.

Наши сердца порой переполняют чувства. Мы попробовали их поместить на бумагу.

Гамма чувств: Любовь, Добро, Уважение, Радость, Удовольствие Взаимопонимание, Теплота. В этих конвертах благодарности учителям. Эта газета будет помещена в учительской и каждое послание найдет свой адресат. Ну что ж наше собрание близиться к завершению я думаю, вы со мной согласитесь, сегодня мы только затронули одну главную необъятную тему «Семья». Семья в широком и узком смысле – солнце, которое притягивает к себе и греет.

Ученица: Дорогие наши родители! В памяти о нашей встрече примите эти медали в форме детской ладошки. Мы надеемся, что вы, взрослые люди, наши родители, никогда не выпустите из своей большой ладони наши ладошки, а значит никогда не оставите нас без поддержки и внимания. А на обратной стороне медали наши признания вам в любви.

Свет в окне – я хочу, чтобы он не гас
Свет в окне – свет тревожных любимых глаз!
Свет в окне – чередою бегут года
Свет в окне – пусть, не гаснет он никогда!

Всем родителям огромное спасибо.