Урок экологии на тему "Внешние воздействия на слух и органы равновесия"

Разделы: Экология


Цели урока:

1. Образовательная: обобщить знания по теме: “Условия нормального функционирования зрительного анализатора”, изучение новой темы: “Внешние воздействия на слух и органы равновесия”, дать понятия о звуке шуме, заболевания связанные с органом равновесия.

2. Развивающая: развитие познавательных интересов учащихся, логического мышления, умения анализировать, сравнивать, делать выводы.

3. Воспитательная: внимательности, самостоятельности учащихся, бережное отношение к своему здоровью.

Тип урока: Комбинированный

Материальное обеспечение: таблица, часы, линейка, плеер, телефон.

Ход урока

I. Организационный момент. (проверка присутствующих, их внешнего вида, готовности к уроку)

Ребята вы уже знаете, что курс экологии в 8-м классе рассчитан на сохранения здоровья. Мы с вами на прошлом уроке изучили тему “Условия

нормального функционирования зрительного анализатора”. Поэтому давайте повторим то что вы запомнили и повторили дома.

II. Проверка домашнего задания. (Фронтальная беседа и индивидуальное задание по карточке).

Вопросы:

1.Под действием каких факторов ослабевает зрение? (с неправильной организацией учебных занятий при чтении и письме, длительными просмотрами телевизионных передач и работай на компьютере еще это электромагнитные и электростатические поля , инфракрасные и ультрафиолетовые и мягкие рентгеновские излучения .)

2. Укажите несколько правил просмотра телепередач? (Младшие школьники могут смотреть телевизионные передачи не более 2–3 раз в неделю с продолжительностью до 60 минут. Для старших школьников допустимая длительность пребывания у телеэкранов – до 1,5 часа с обязательными перерывами. Лучше расположить телевизор на расстоянии 2 -3 м от зрителей и на уровне глаз.

А давайте сейчас проделаем несколько упражнений для глаз

  1. Угол нос угол
  2. Бегающий мизинец.
  3. Далеко и близко.

3. Что такое фотоэпилепсия? (Особая форма нарушений функций нервной системы. Возникла в случае, когда частота световых мельканий на экране совпадает с частотой биоэлектрической активности головного мозга. Такие нарушения приводят к судорожным припадкам и даже к потере сознания. Зарегистрирован в Японии 17 декабря 1997г массовый приступ у школьников.)

4. Перечислите системы органов, на которые оказывает влияние работа на компьютере? (Ухудшение зрения, слезоточивость, раздражительность, нарушение сна, боли в затылке и мышцах.

5. Перечислите гигиенические рекомендации работы на компьютере?

III. Изучение нового материала.

1. Сообщение новой темы, целей рассматриваемых вопросов, значение темы в курсе экологии.

Сегодня тема урока “Внешние воздействия на слух и орган равновесия”, и тоже не менее интересная и полезная для вас и нас.

И цели урока следующие познакомится с основными понятиями темы, узнать о влиянии шума на организм и какие существуют формы болезни с вязаные с органом равновесия.

Но прежде чем начнем, давайте вспомним, о строении органа слуха и равновесия, это вы проходили на уроках биологии.

Слух – это способность организма различать звуки и шумы. О том, что такое звук, вы подробно узнаете из курса физики. Но пока отметим, что звук – это колебание воздушной среды с определенной частотой. Шум – одна из форм физической среды жизни. Шум – это комплекс звуков, вызывающий неприятное ощущение или болезненные реакции.

Интенсивность, или сила, шума измеряется в децибелах (дБ).

Обратите внимание на рисунок 39. стр. 100. (обсуждение по рисунку)

Безопасным для слуха и организма в целом считается шум 20-40 дБ.

Если звук интенсивностью 130 дБ вызывает болевые ощущения, а у детей – даже галлюцинации.

Предлагаю послушать небольшие информационные справки “ Влияния шума на организм человека”.

Вы прослушав информационные справки слышали как шум влияет на организм человека тем самым вызывает различные заболевания. Но существуют также другие формы болезни “ болезнь движения”.(воздушная , морская, железнодорожная, автомобильная, ).влияющие на вестибулярный аппарат.

Что такое вестибулярный аппарат? Это орган равновесия, который находится во внутреннем ухе. Вы тоже это узнали на уроке биологии.

Предлагается вам заполнить таблицу с помощью учебника, самостоятельно, где более подробно узнаете о заболеваниях связанные с органом равновесия.

Нарушения органов слуха и равновесия

Заболевание Факторы и причины Признаки Профилактика
Тугоухость и глухота ________________

________________

________________

______________

______________

______________

________________

________________

________________

Укачивание _______________

_______________

_______________

______________

______________

______________

_________________

_________________

Вибрационная болезнь ______________

______________

______________

______________

______________

______________

_________________

_________________

_________________

Давайте обсудим таблицу и узнаем причины заболеваний и профилактику.

(Обсуждение по самостоятельной работе)

Вот мы с вами сегодня очень много говорили о вреде шума на органы слуха.

И есть такой факт, что при прослушивание музыки повышенной громкости на дискотеках, концертах, через наушники снижает у подростков до уровня 85-летних стариков.

И сейчас проведем лабораторную работу (инструктаж по выполнению работы).

Тема: “Воздействие шума на органы слуха”.

Цель: исследовать факторы, влияющие на остроту слуха

Оборудование: часы, линейка, плейер или сотовый телефон.

Ход работы

Задания Результаты
1. К правому уху испытуемого, который сидит с закрытыми глазами, приблизите наручные часы. Зафиксируйте расстояние, на котором тиканье часов услышано. (Нормальным считается расстояние 10 – 15 см.)  
2. Аналогичный проведите с левым ухом  
3. Повторите опыт после прослушивания громкой

музыки в течение 5 минут.

 
4. Сравните полученные результаты работы и объясните их.  

Самостоятельная работа учащихся (контроль и наблюдения за ходом выполнения, индивидуальные консультации, оказание помощи отстающим).

Теперь подведение итогов (сравнение полученных результатов и объяснение их)

IV. Закрепление материала.

Фронтальная беседа по основным понятиям темы по цепочке “Что узнал я на уроке”.

Вопросы:

  1. Что такое шум и звук?
  2. Как шум влияет на организм человека?
  3. Расскажите о формах болезни движения и их профилактике?

Обобщение полученных знаний, достижение целей, урока (положительные моменты и критические замечания если есть)

Поэтому предупреждение нарушений органа слуха и равновесия важны для жизнедеятельности всего организма.

Вручение буклетов – рекомендаций “ Что делать, чтобы у нас в доме в течении всего дня было потише”.

V.Задание на дом: & 24 текст. основные понятия.

Презентация (приложение 1)

Приложени 2