Урок литературы в 5-м классе по учебникам В.Я. Коровиной, В.П. Журавлева, В.И. Коровина

Разделы: Литература


Тема урока: «Русская природа в поэзии, музыке и живописи».

Цель урока: выявить, как образы русской природы запечатлены в поэзии, музыке, живописи.

Задачи:

  • Образовательные:
    • систематизировать умения учащихся анализировать лирическое стихотворение;
    • познакомить учащихся с сравнительным анализом стихов;
    • повторить изученные средства выразительности, используя опорные схемы;
    • познакомить с творчеством некоторых костромских поэтов А.Белякова , О Коловой;
    • поработать над выразительным чтение лирических стихов;
    • познакомить с произведениями живописи И.И.Шишкина «Корабельная роща» и романсом С.Рахманинов «Весенние воды».
  • Развивающие:
    • развить творческое воображение;
    • расширить кругозор учащихся.
  • Воспитательные:
    • воспитывать чувство толерантности;
    • формировать у учащихся умение понимать и видеть красоту;
    • формировать чувство патриотизма.

Материал к уроку: стихи из учебника 5 кл. В. Я Коровиной (А.Н. Плещеев «Весна», Ф.И. Тютчев «Как весел грохот летних бурь», «Есть в осени первоначальной», «Зима недаром злится», «Весенние воды»,А.Н. Майков «Ласточки»).

Оборудование:

  • запись романса С. Рахманинова «Весенние воды»;
  • иллюстрации И.И. Шишкина «Корабельная роща»;
  • напечатанный текст выступления ученика  о картине И.И. Шишкина «Корабельная роща»;
  • листы с напечатанными стихами, которых нет в учебнике (Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза, «Чародейкою зимою»), (А.С. Пушкин «Унылая пора! Очей очарованье!», «Вот север тучи нагоняет»)

ХОД УРОКА

I. Оргмомент

II. Сообщение темы

– Добрый день! Я очень рада, что мы собрались сегодня опять вместе, чтобы ещё раз заглянуть в удивительный мир поэзии, А что значит удивиться?
+ радоваться, восхищаться, благоговеть, восторгаться.
– Какие удивительные слова! Так говорят о свойствах души человека: внимательности, чуткости, доброте. И мы с вами на уроках тоже учимся удивляться.
– А чему вы сегодня удивились?
+ ……………………………………….
– Я удивилась сегодняшнему утру, такому единственному и неповторимому. Я подошла к окну и увидела, как порхают и кружатся снежинки, пушистые, мягкие, голубовато-белые. Нежно касаются они своими краешками друг друга, как будто маленькие танцоры берутся за руки.
Вот несколько белых звёздочек упало на стекло, Одна из них, как волшебный невидимый цветок, поплыла по стеклу вниз, заскользила по гладкому полю окна и вдруг замерла.
И я услышала тонкий серебристый смех. Это  снежинка увидела меня, и ей стало весело от моего удивления, потом она. Как маленькая птичка, вспорхнула,  легко взлетела вверх, последний раз закружилась перед моими глазами и с подругами улетела. Да снег удивителен.

«Первый снег». Екатерина Репина (подготовленный ученик читает стихотворение)

Пришёл, не спросился, ворвался
В сердце, в глаза и в губы.
Скользнул по лицу… задержался,
Упал на асфальт и умер.

Опешила: что же делать?
Как жизни его возвратить?
Как быть: ведь он всё-таки первый?
Скажите, ну как же быть?

Только никто ничего не сказал:
Люди спешили – такой же век,
А рядом падал и умирал
У всех на глазах первый снег.

– В своём  стихотворении костромская поэтесса  Екатерина Репина призывает нас, людей, живущих в ХХI веке, быть прежде всего неравнодушными и уметь удивляться. В отличие от нас древние люди считали, считали, что природа – живое существо, значит, у неё есть пора юности – весна, увядания – осень. Зимой природа замирает. Мир одет белым саваном. Многие поэты в своём творчестве обращались к природе. (Обращаемся к эпиграфу, записанному на доске)

Не то, что  мните вы, природа –
Не слепок. Не безумный мех.
В ней есть душа, в ней есть свобода.
В ней есть любовь. В ней есть язык.

(Ф.И. Тютчев)

За окном зима. Можем воочию увидеть умиротворённый сон природы, но чтобы мы в воображении перенеслись в осень, весну или лето нам нужна тишина.

«Тишина».  Анатолий Беляев (подготовленный ученик читает стихотворение по музыку Мариконе «Одинокий пастух»)

Прислушайтесь. Какая тишина!
Она не вдруг пришла, а – устоялась
Случайного комарика струна
И та в ночном безмолвье затерялась.

Не шелохнёт. Не скрипнет . Не всплеснёт
Ни  шороха. Ни шелеста. Ни  писка.
И если слышно, как трава растёт,
То это где-то очень-очень близко.

Над лугом, над кустами, над рекой.  
Навис туман и замер, не качнётся.
И  кажется: задень его рукой –
И всё, что очаровано, очнётся.

* * * 

В.Суслов.

Слушал шорох тишину.
В тишине в лесной глуши
Шёпот к шороху спешит,
Топот по лесу шуршит.
– Ты куда?
– К тебе лечу.
– Дай на ушко пошепчу.
Шу-шу-шу да ши-ши-ши.
Тише, шорох, не шурши,
Тихо, шорох, не дыши!
Слышишь, стихли камыши?
Слышишь?
– Слышу…
По болоту
Вышли цапли на охоту,
Цапли ужинать спешат,
Рыщут – ищут лягушат.
Слышишь?
– Слышу…
Две букашки
Спать устроились в ромашки,
Под простынки влезть хотят,
Лепестками шелестят.
Навостри-ка уши,
Тишину послушай!

–  С помощью какого приёма автор смог передать состояние тишины?
+ аллитерации повторение звуков  [т],  [ш],  [ч’],  [х]
(стихи читают чётко, выделяя эти звуки в словах)
– Давайте вернёмся к стихотворению А. Беляева «Тишина». А как в этом стихотворении автор смог передать состояние тишины?
+ много пауз
– Посмотрим на вторую строфу, какие это предложения. Подчеркните мысленно грамматическую основу?
+ односоставные, нераспространенные.
– Найдите односоставные предложения в первой строфе.
+ …
– А в третьей строфе какое предложение передаёт состояние тишины?
+предложение с однородными членами: навис, замер, не кончается, над лугом, над кустами, над рекой.

– Цель сегодняшнего урока не только увидеть с помощью поэзии, живописи, музыки необыкновенное в обыденном, но и выявить особенности поэтического языка на уровне фонетики, синтаксиса, т.к., пока только эти разделы мы изучили.
3.Выразительное чтение стихов и непосредственный их анализ.

ВЕСНА

– Весна  слово «весна» образовано от той же основы, что и «весёлый», если мы несколько раз повторим слово, то мы обнаружим, что в нём спрятано слово ото «сна»
(Ответ подготовленного ученика, который работал с этимологическим словарём)

ВЕСНА                                          = «ОТО СНА»
ВЕСЁЛЫЙ

(Стихи читает заранее подготовленные ученики с элементами инсценорования )
«Весна». А.Н. Плещеев
– Ребята, давайте посмотрим, какие средства выразительности Плещеев использует в своём стихотворении.
+ олицетворение «бегут ручьи», «лес оденется».
– Послушайте романс С.Рахманинова «Весенние воды» на стихи Ф.И. Тютчева.
+ слушаем.
– Романс С.Рахманинова  «Весенние воды» насыщен бурным движением. Композитор воспевает пробуждающуюся природу. В музыке слышно восторженное утверждение жизни. Нет силы, которая могла бы остановить приход весны. Радостно, приветственно звучат фанфарные сигналы. Фортепианная партия изображает бурные весенние потоки, которые сметают все препятствия на своём пути и несут торжество жизни.
«Весенние воды». Ф.И. Тютчев
– А какие средства выразительности использует Тютчев в стихотворении, чтобы изобразить бурные потоки.
+ олицетворение «воды шумя, бегут, будят, гласят».
– Обратим внимание на особенности поэтического языка на синтаксическом уровне. С помощью какого синтаксического явления автор достигает достоверного изображения бурного потока.
+ предложения с однородными членами.
– А на фонетическом уровне, что  использует автор, чтобы  мы представили весенний поток.
+ в 1 строфе в третей строчке  в словах «блещут и гласят»  повторяется [ л ]  , создаётся впечатление плеска воды, а повторение звука  [б]    бегут, будят, брег, бегут, блещут  создаётся впечатление стремительного весеннего потока.
– Познакомимся с ещё одним весенним стихотворением Тютчева.
«Весенняя гроза». Ф.И. Тютчев.
– Какие картины встают перед взором лирического героя?
+ первые раскаты грома слышит герой
– Давайте остановимся  на этом  подробнее. Какие средства выразительности использует автор?
+ олицетворение («как бы резвясь и играя»)
эпитеты («раскаты молодые»)
– Почему раскаты Ф.И. Тютчев называет «молодые»? (Подсказка: какой приём нам помогает не представить,  но услышать грозу?)
+ аллитерация звуков  [ гр ],   [ р ] ,  [ г]в словах («грозу», «первый», «гром», «резвясь», «играя», «грохочет», «гремят», «раскаты)»
– Именно эти звуки и создают   ощущение грозы.
– Какие картины возникают в вашем воображении?
+ дождик брызнул;
+ пыль летит;
+ повисли перлы дождевые.
– А что значит «перлы»?   (франц. «жемчуг»),
+ солнце нити золотит;
+ бежит потоп.
– Такая смены картин, переданных словом, позволяет увидеть грозу в движении как одушевлённое явление мироздания.
В последнем четверостишии гроза сравнивается с образом молодой веселой Гебы, проливающей  «громокипящий кубок», усиливает радостное чувство. (Заранее подготовленный ученик рассказывает о мифологических божествах, используя иллюстрации)

Геба – богиня юности, дочь Зевса. Изображалась в виде юной девушки в венке из цветов и с золотой чашей (кубок)

Зевс – верховный бог древних греков, царь и отец богов  и людей. Зевс управляет всеми небесными явлениями. Прежде всего, громом и молнией. Атрибуты Зевса: (эгида – щит как знак покровительства; скипетр – жезл, украшенный драгоценными камнями; орёл)

ЛЕТО

– Прочитаем ещё одно стихотворение Ф.И. Тютчева «Как весел грохот летних бурь…»
– Почему эти два стихотворения,  Тютчева можно сопоставить ? (Подсказка: о чём эти стихи Тютчева).
+ то и другое стихотворение посвящено грозе.
– Если в первом стихотворении гроза весенняя, первая, так как «раскаты молодые» , то в этом стихотворении гроза летняя. Докажите это?
+ грохот летних бурь.
 – Но если весной – гроза и солнце, весёлое движение дождя, радуется обновлённая природа жизни («гремит  и играя»). Охарактеризуйте летнюю  грозу.
+ гроза, нахлынувшая тучей.
– Могучая стихия нахлынула «опрометчиво-безумно». Земная природа стремится устоять перед бурей. Докажите словами текста.
+ («дубрава задрожит», «лесные гнутся исполины», «тревожно ропщут их вершины», «немало слышен птичий свист»).
А теперь перенесёмся в летний лес, а поможет это сделать картина Шишкина «Корабельная роща»

Устное сочинение по картине И.И.Шишкина «Корабельная роща» (рассказывает заранее подготовленный ученик по иллюстрации, сообщение ученика распечатано на листочках)

Найдите из прилагательных, которые помещёны в  скобках  те, которые являются эпитетами.

На картине «Корабельная роща» (известного русского) художника Ивана Ивановича Шишкина мы видим (жаркую солнечную) опушку(могучего соснового) бора.
В (безмолвной) тишине гордо застыли (величавые стройные) сосны. Высоко вскинули они в (бездонное синее) небо свои (изумрудные пышные) вершины.
(Прозрачный) ручеёк лениво продолжает (медленное) движение, прячется за деревьями, точно зовёт нас за собой в эту (просторную таинственную лесную) даль.
Картина полна тепла (радостного) света. (Красноватые) стволы сосен, (медного) оттенка кроны, (частый) песок на берегах ручья словно замерли под лучами (ласкового) солнца.
В картине чувствуется (огромная) любовь художника к Родине, (глубокое) понимание красоты её природы.
+ «могучего бора», «величавые сосны»,  «бездонное небо», «пышные вершины». «ласковое солнце».

ОСЕНЬ

– Природа выдерживает порывы грозы в стихотворение Тютчев, слетают лишь первые жёлтые листья.
– Первый жёлтый лист – это предвестник осени, которая неминуемо настанет, природа увянет, чтобы вновь возродиться.

«Ласточки»  А.Н.Майков (инсценирование стихотворения, построчное прочтение).

– О чём последние строчки?
+ человек (лирический герой) мечтает стать птицей.
– Анатолий Николаевич Майков использует в своём стихотворении образ птицы в качестве символа свободы
– Но осень это  не только пора грусти, печали…Золотая  осень любимое время А.С. Пушкина, найдите как называется стихотворение Пушкина. Это время года.(стихотворение А.С. Пушкина «Унылая пора! Очей очарованье!»)
+ Унылая пора! Очей очарованье!
–  А как Тютчев охарактеризовал это время? (стихотворение Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной»)
+ Короткая, но дивная пора.
– Докажите правильность этих фраз цитатами из стихотворений Тютчева и Пушкина.(по одной).
+ Весь день стоит как  бы хрустальный
И лучезарны вечера.
– Какие средства выразительности использует автор?
+ эпитет «день хрустальный»
– Воздух прозрачен, подобно хрусталю, будто что-то хрупкое, что в любую минуту может расколоться.
+ Люблю я пышное природы увяданье
В багрянец и золото, одетые леса.

– Не только А.С. Пушкин восхищался красотой осени, любит это время года и костромская поэтесса Ольга Колова.

О. Колова (читает заранее подготовленный ученик)

* * *

Вот сентябрь чародей
разукрасил лесные чертоги,
С восхитительной щедростью
краски свои расплескал.
Он костры из рябин, проходя,
запалил у дороги –
Пусть пылают вовсю
феи осени, празднуя бал.
Ничего не забыл он –
ни званных гостей, ни убранства.
Уж придворные дамы
роскошный надели наряд,
Грациозно застыв
в ожидании первого танца,
Когда всех их закрутит
шальной золотой листопад.
Инеёк серебром вплёл в причёски
собравшимся дамам,
Бриллианты росы
по владеньям своим разбросал.
Пусть считают сентябрь
самым щедрым и красочным самым.
Пусть заполнит весь свет
ослепительной осени бал!

ЗИМА

– Обратимся к толкованию слова «зима»
+ Зима – значение первоначальное «время снегов». (Ответ ученика, который работал с этимологическим словарём)
– Древний человек  опасался зиму, и потому часто её представлял в образе «седой старухи», он с нетерпением ждал прихода весны, чтобы возродилась природа.
– Посмотрим внимательно на стихотворение Ф.И Тютчев «Зима не даром злится…».  С какой написаны слова «Зима» и   «Весна»?
+ с большой.
– Почему?
+ Весна и Зима очеловечены.
– Докажите это?
+ Поэт использует олицетворение.

Зима – злится,
хлопочет
ворчит на Весну
взбесилась
убегает

Ведьма злая

Весна – в окно стучится
хохочет
шумит
умылась
стала румяней

Прекрасное дитя

– Но не у всех поэтов зима ассоциируется – это злая ведьма. Посмотрите, как называет зиму А.С. Пушкин в стихотворении «Вот север тучи нагоняет» и Ф.И. Тютчев  в стихотворении «Чародейкою зимою…»
+ чародейка, волшебница, проказница.
– Докажите это примерами из стихов.
+ лес околдован (она окутала лес, но он ослепительно красив)
+ проказы  а) брега сравняла пухлой пеленой  б) легла волнистыми коврами среди полей, вокруг холмов.
– Но есть одна сказочная история, когда зима и весна не борются, а нежно любят друг друга. Наверное, вы догадались, что эта сказка А.Н. Островского «Снегурочка». (Действие четвёртое явление второе, инсценирование диалога Снегурочки и Весны)
– Перед вами венок, как вы думаете, что это за образ-символ?
+ это символ любви, солнца, годовой круг.

III. Итог урока

– Мы с вами незаметно совершили годовой круг.
– С помощью произведений живописи, музыки, а главное поэзии любовались природой.
К.Г. Паустовский говорил: «Любоваться природой есть следствие любви к ней, а любовь к родной природе – один из вернейших признаков любви к своей стране».

IV. Домашнее задание: выучить наизусть понравившееся стихотворение.