Открытый урок русского языка в 7-м классе по теме "Похвальное слово наречию"

Разделы: Русский язык


Цели:

  • узнать морфологические признаки наречия, его роль в предложении, орфографические правила, связанные с наречиями;
  • научить владеть способом действия при выборе орфограмм, отличать наречия от других частей речи, использовать наречия с учетом их смыслового значения.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент

Вы пришли сюда учиться,
Это в жизни пригодится.
Что ж пора и начинать,
С вами мы должны все знать.

– Откройте тетради, запишите тему урока. Сегодня мы обобщим полученные ранее вами знания, связанные с правописанием наречий, их употреблением в нашей речи. Итак, пора пригласить на урок виновника торжества: НАРЕЧИЕ!

II. Историческая справка

Ученик играет роль НАРЕЧИЯ:

Я – наречие, старое слово. Употреблялось еще в древнерусском языке. Если определить этимологию моего слова, то придется выделить корень «речь». Слово речь в древнерусском языке имело различное значение, одним из которых было название части речи – глагол. Это значение сохраняется в корне речь. И связь между глаголом и наречием самая непосредственная. Древние римляне эту часть речи называли приглаголием. Русские лингвисты дали этой части речи такое же наименование, изменив лишь приставку. Так появилось слово «наречие».

– Наречие, спасибо за рассказ о своем происхождении. В нашем классе Сережа Зайцев неожиданно для всех придумал оригинальную историю наречия. Послушаем его.

Давным-давно жили-были части речи. Отроду враждовали они с наречием очень сильно. Как-то раз пошло наречие свободно разгуливать по лингвистическому городу. Неожиданно сзади на него напали существительное и числительное, а прилагательное нерешительно спряталось и робко наблюдало. Наречие не в силах было сопротивляться. Части речи не на шутку угрожали наречию. Как хорошо, что вовремя подоспел глагол и отбил замученное наречие. Вот почему в русском языке наречие всегда ходит под ручку с глаголом (идти быстро), иногда встречается с прилагательным (очень красивый) и совсем редко со своим обидчиком-существительным (рубашка нараспашку, шапка набекрень).

– Наречие, посмотри, какие гербы нарисовали для тебя ребята. А сейчас мы узнаем, какой смысл вложен ими в герб наречию.
Гербы Марины Зыкиной, Игоря Балыкина, Тимура Баракула.
Наречие, выбери себе самый лучший герб, который соответствует всем твоим лингвистическим характеристикам.

III Отличие наречий от именных частей речи

Ученик: Я – наречие, неординарная часть речи, меня легко перепутать с прилагательными, существительными, числительными и местоимениями. Поэтому необходимо знать 5 моих самых лучших качеств:

  1. Я не изменяюсь
  2. Я употребляюсь в переносном значении
  3. Я отвечаю на вопросы обстоятельства
  4. Я часто примыкаю к глаголу
  5. Я не имею зависимых слов.

А сейчас мы с вами поиграем в игру не простую, а лингвистическую.

– наречие

– именная часть речи

1 2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15 16

1) Увидеть вдали огонек
2) Виднелся в дали моря
3) Вначале не умел плавать
4) В начале учебного года
5) Вовремя предупредил
6) Во время урока
7) Двигаться навстречу ветру
8) Пойти на встречу с писателем
9) На верху парусника
10) Полез наверх
11) Преобразиться вмиг
12) В миг опасности
13) С начала весны
14) Сначала выучи правило
15) Было холодно в первые дни
16) Докладывал впервые

IV. Словообразование наречий

– В предыдущем задании мы обращались к словам других частей речи. Словообразование наречий связано со многими из них.
Я предлагаю вам новую игру, в которую мы будем играть на уроках русского языка. В чем-то она похожа на распределительный диктант. Запишите подзаголовок: «Словообразование наречий». Разделите лист на 3 столбика. Все наречия вы распределите по признаку их образования. За 1-й столбик несет ответственность 1-й ряд. Как только я произношу наречие, образованное от существительного, то те, кто сидит на этом ряду, поднимают руку. 2-й ряд отвечает за наречия, образованные от прилагательных, а 3-й – за наречия, образованные от числительных и местоимений.

Нар. Сущ.

Утром
Зимой
Издали
Вверху
Наяву
Сбоку

Нар. Прил.

высоко
далеко
слева
впустую
по-русски
по-быстрому

Нар. Числ./мест.

вдвое
втрое
по-вашему
вдвоем
по-моему
надвое

Утром, высоко, вдвое, далеко, втрое, зимой, по-вашему, слева, издали, вверху, впустую, вдвоем, наяву, по-русски, по-моему, сбоку, по-быстрому, надвое.

V. Орфоэпический диктант

– Но для нас важно не только правильно писать наречия, но и произносить их.
Орфоэпия – раздел русского языка, изучающий правильное произношение и постановку ударений в словах:

Добела, досыта, досуха, мельком, до смерти, по двое, по трое, сослепу.

VI. Похвальные слова наречию

– Мы много уроков посвятили изучению наречия и знаем все орфограммы, которые связаны с написанием этой части речи.
Задание следующее: внимательно слушать похвальные слова наречию, записывать их в тетрадь, графически обозначая орфограммы, а в конце рассказать соответствующее правило.

Галя Нисанова:

В этом году мы тесно познакомились с наречиями. Безбоязненно мы можем все рассказать об этой части речи. Увлеченно и внимательно мы слушали тексты и заучивали правила. Уроки проходили интересно и беззаботно. Удивленно познавали мы незнакомые исторические факты о наречиях. Превосходно и замечательно, что в русском языке есть такая часть речи, как наречие.

Надя Скворцова:

Наверное, без наречий вообще не существовало русского языка. Многие писатели горячо и волнующе описывают действия героя с помощью наречий. Даже поэты не обходятся без них. Еще во времена античности зародились наречия и живут с нами уже столько времени. Как хорошо звучит речь, в которой много наречий, как блестяще, убеждающе выглядит выступление оратора.

Тимур Баракул:

Еле-еле познавали Люди тяжкие труды,
Хоть и знали, хоть и знали, Что они чуть-чуть легки.
И наречия бывали как легки, так и трудны,
Мало-помалу узнавали люди их точь-в-точь как мы.
И по-русски, по-английски на уроках все звучат.
Но по-прежнему усердно будем мы их изучать.
Благодарность выражаю я наречиям в стихах.
Много-много их я знаю, все они в моих мозгах!

VII Похвальное слово учителя наречию

Живут два наречия, крепко-накрепко соединенные между собой так, что их в грамматике считают одним наречием. Тихо-мирно живут, со стороны смотреть любо-дорого. Кому-то смотреть любо, но им, возможно, это обходится дорого, потому что не так-то просто двум наречиям соединиться в одно. Живут два наречия в одном – то ли волей живут, то ли неволей, а если одним словом сказать. То живут они волей-неволей. Слов-то в тексте полным-полно, мало-мальски что не так – и пойдет все шиворот навыворот. Лучше уж своей черточки держаться.
Живут два наречия… И вдруг нежданно-негаданно появляется между ними еще одно слово. Всего-навсего одно слово, и маленькое такое, а все же свое, из песни его не выбросишь, даже если песня давным-давно надоела. Теперь-то можно идти по жизни бок о бок, рука об руку, душа в душу жить, чтоб все было честь по чести. Хоть жить час от часу не легче, но надо жить.
И тут-то они замечают: нет черточки. Той самой черточки, которая их прежде соединяла. Вот оно как бывает!.. А мы-то думаем, что нас соединяет это словечко, которое из песни не выбросишь, даже если сама песня никуда не годится. А на самом деле нас соединяет не оно, а маленькая черточка, без которой нам жить и не дорого, и не любо! (Ф.Кривин)

VIII Тест

Вариант 1

1. Мягкий знак не пишется

1) обнаруж..те
2) навзнич..
3) сбереч..
4) горюч..

2. Дефис не пишется

1) по..видимому
2) нежданно.. негаданно
3) кое..что
4) на.. лету

3. Пишется «о»

1) справ..
2) издавн..
3) досыт..
4) затемн..

4. Пишется одна «н»

1) На улице безветре..о
2) Небо было загроможде..о клочьями белых облаков.
3) Эта девушка несдержа..а.
4) Все возбужде..о спорили.

5. Указать прилагательное в сравнительной степени.

1) Стало тише на опушке леса.
2) Все жалобней выл щенок.
3) Брат выше сестры.
4) Они жили дальше от школы.

6. Найти неверное утверждение:

1) Наречия могут обозначать цель и причину действия.
2) Наречия, как и деепричастие, неизменяемая часть речи.
3) Сравнительная степень наречия может иметь простую и составную форму.
4) Наречие никогда не выступает в роли определения.

Вариант 2.

1. Мягкий знак пишется:

1) рощ..
2) проч..
3) замуж..
4) смерч..

2. Дефис не пишется:

1) где/то
2) по/совести
3) по/русски
4) мало/помалу

3. Пишется буква «а».

1) направ..
2) осторожн..
3) начист..
4) досух..

4. Пишется одна «н».

1) Оратор говорил взволнова..о.
2) Дитя было обрадова..о подарком.
3) Девочка занимается сосредоточен..о
4) Встреча была для всех неожида..ой.

5. Указать прилагательное в сравнительной степени.

1) Они ехали все дальше.
2) В комнате стало просторнее.
3) Один берег круче другого.
4) Яснее открывались дали.

6. Найти неверное утверждение.

1) Приставки НЕ и НИ в наречиях пишутся так, как в местоимениях.
2) Все наречия с приставкой ПО пишутся через дефис.
3) Наречия могут сочетаться с существительными.
4) Наречия образуются от прилагательных приставочным и приставочно-суффиксальным способом.

Вариант 3.

1. Неправильно определено главное слово.

1) стояли неподвижно
2) очень хорошо
3) совершенно успокоившись
4) легче дышать

2. Пишется буква «е».

1) горяч..
2) заж..г
3) обж..ра
4) девч..нка

3. «Не» пишется слитно.

1) задача не/трудная, а легкая
2) Находиться не/далеко.
3) Нисколько не/обижен.
4) Не/быстрей самолета.

4. Пишется раздельно.

1) Ударить с/налету.
2) Наткнуться со/слепу.
3) По/долгу раздумывать.
4) Переписать на/чисто.

5. Суффиксальным способом образовано наречие.

1) вдогонку
2) в-шестых
3) досыта
4) непринужденно

6. Найти ошибку в определении морфологических признаков.

1) Никогда не читайте за столом – отрицательное наречие.
2) Море взволновано сильным ураганом – краткое причастие.
3) В прошлый раз задачу решали дольше – наречие в сравнительной степени.
4) Мы впятером отправились на прогулку – собирательное числительное.

Вариант 4.

1. Неправильно определено главное слово.

1) неоткуда взять
2) справа от дороги
3) листать напрасно
4) шагал медленно

2. Пишется буква «о».

1) певуч..
2) ж..лудь
3) свеч..й
4) сожж..нный

3. «Не» пишется раздельно.

1) не/зачем спорить
2) не/укоснительно соблюдать
3) совсем не/легко
4) одета не/красиво

4. Пишется слитно.

1) за/границей
2) без/умолку
3) в/миг
4) в/одиночку

5. Суффиксальным способом образовано наречие.

1) впустую
2) дочиста
3) вшестером
4) осторожно

6. Найти ошибку в определении морфологических признаков.

1) Нигде не видно огней – отрицательное местоимение.
2) В низу горы рос кустарник – существительное в предложном падеже.
3) Эта лампочка ярче той – прилагательное в сравнительной степени.
4) Я легко выполнил задание – наречие.

IX. Итоги урока

Домашнее задание: составить похвальное слово наречию.