Урок изобразительного искусства в 6-м классе. Тема: "Пейзаж в графике. В мастерской гравера"

Разделы: МХК и ИЗО


Цели и задачи урока:

  1. Познакомить учащихся с особенностью пейзажа в тиражной графике.
  2. Развивать умения учащихся при выполнении гравюры (путём граттажа).
  3. Формирование эстетического вкуса; понимания роли изобразительного искусства в жизни общества.
  4. Формирование умения образно воспринимать окружающую жизнь и откликаться на её красоту.

Оборудование и материалы: иллюстративный материал, компакт-диск «Эрмитаж. Искусство Западной Европы», тонированный картон с зарисовкой пейзажа (у каждого ученика свой), шило, подкладные доски, компьютер, мультимедиа, таблицы с новыми словами.

ХОД УРОКА:

I. Организационный момент.

- Здравствуйте, дорогие!

- Говорят: «Понедельник- день тяжёлый». Я предлагаю это утверждение опровергнуть. Вот вашему вниманию плакат:

   Такие мысли мне всегда помогут   
Я справлюсь
У меня всё получится

Я научусь
Всё будет хорошо
Я не буду бояться

- Предлагаю воспользоваться его советами.

Приложение 1.

II. Постановка целей и задач урока.

- Как и всегда наш урок очень насыщен. Сегодня мы познакомимся с экспонатами «Эрмитажа», побываем и поработаем в мастерской гравёра, примем участие в создании очередной школьной выставки.

III. Работа над пройденным:

А) проведение цифрового диктанта:

  1. Это вид изобразительного искусства своим происхождением обязан двум русским словам, и называется он...(5-живопись),
  2. Приём нанесения штрихов слитно называется... (6-тушёвка).
  3. Основой языка этого вида изобразительного искусства является трёхмерный объём.
    Назовите этот вид изобразительного искусства... (4-скульптура).
  4. Этот жанр посвящен изображению животных и называется... (7- анимализм).
  5. 7 цветов образуют его... что? (1 -спектр)

(На доске: 1-спектр, 2-портрет, 3-штриховка, 4-скульптура, 5-живопись, 6-тушёвка, 7-анимализм.)

Б) устный опрос:

  1. Что такое графика? (вид изобразительного искусства, выполненный на плоскости).
  2. Что является основой языка графики? (работа чёрным по белому или белым по чёрному).
  3. Как называется жанр изобразительного искусства, посвященный созданию картин естественной или изменённой человеком природы? (пейзаж).

IV. Работа над темой урока.

A) вступительная беседа

- Книги, в древности, вы знаете, писали и рисовали вручную. Это трудоёмкий процесс и затрачивал много времени. Сегодня книг много. Многие из них снабжены иллюстрациями. А создавать иллюстрации помогают художники. Но они не расписывают их вручную в каждой книге. За них это делают машины, компьютеры. Всё это благодаря гравюре.

Гравюра - (фр.)- вид графики, заключается в вырезании или протравливании изображения на каком-либо материале.

Литография- гравюра на камне.

Линогравюра- гравюра на линолеуме.

Офорт - (фр.- крепкая вода)- гравюра на металле. Meдная или цинковая доска полируется и покрывается специальным лаком. Художник рисует на пластине острой иглой или пером; лак в этих местах снимается. Когда рисунок готов, пластину травят азотной или серной кислотой, которая разъедает незащищённые лаком места, образуя углубления. Затем эти бороздки остаются светлыми, а на остальное наносится краска. Специально вымоченная бумага накладывается на пластину, сверху кладётся войлок, затем прокатывается в специальном станке между двумя валиками.

Ксилография- (греч. ксило- дерево, графо- пишу)-гравюра на дереве. Резцы, которыми вырезают гравюру называют штихелем. (демонстрация)

Б) обратите внимание на экспонаты Эрмитажа, это произведения:

  • Рембрандта (Голландия) «Три дерева» - выполнено в технике офорта, 1643 г.;
  • Жака Калло (Франция) «Большая охота»- выполнено в технике офорта, 17 век;
  • Уильяма Хогарта (Англия) «Четыре времени суток: утро» - выполнено в технике офорта, 1738 г. (просмотр на мультимедиа)- это всё пейзажи в графике.

Физминутка

V. Практическая часть.

А) знакомство с техникой работы.

Мы перемещаемся с вами в мастерскую гравёра. Думаю, вы догадались, что так называется профессия мастера или художника, который занимается вырезанием или протравливанием изображения на каком-либо материале. Работать будем в технике граттаж.

Граттаж - (фр.-царапать, скрести, др.греч.- царапина)- выполнение рисунка путём процарапывания острым инструментом затушёванных бумаги, картона.

Б) инструктаж по технике безопасности.

- Процарапывать мы будем с помощью шила или иглы. Это инструменты мастера.
Нужно помнить:

  1. Работать инструментами только на рабочем месте, на подкладной доске.
  2. Держать эти предметы, чтобы указательный палец лежал вдоль металлического стержня.
  3. Быть внимательным во время работы, не подносить к лицу, не брать в рот.

В) выполнение работы учащимися, оказание индивидуальной помощи.

VI. Итог урока.

- Понравился ли вам урок?
- Что интересного вы узнали?

Рассматривание работ учащихся. Обмен впечатлениями.

VII. Домашнее задание:

выполнить работу до конца. Может быть, кто-то пожелает оформить выставку работ в данной технике. Спасибо всем!