Развитие исследовательских умений и навыков у учащихся начальных классов

Разделы: Начальная школа


Задача современного образования – формирование поискового стиля мышления, привитие интереса к интеллектуальной деятельности, познанию, исследованию окружающего пространства. Исследовательской, проектно-исследовательской деятельностью способны заниматься дети с раннего возраста. В результате учебной проектно-исследовательской деятельности учащиеся приобретают навыки исследования как универсального способа освоения действительности, развивают способности к исследовательскому типу мышления, активизирует собственную личностную позицию.

Целями и задачами организации исследовательской деятельности является:

  • формирование творческой активности;
  • развитие самостоятельности;
  • обучение приемам исследовательской деятельности, методам, принципам, формам и способам научного исследования, научного познания;
  • формирование мотивации исследовательской деятельности;
  • создание условий для самореализации учащегося через выполнение исследования

В настоящее время проектно-исследовательская работа внесла свои изменения в устоявшуюся классно-урочную технологию. Эти изменения диктуются жизнью, развитием новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативностью, формированием у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, обдумывать принимаемые решения и планировать собственные действия.

Методика организации индивидуальных исследований учащихся разработана в достаточной мере. Прежде чем ребёнок почувствует в себе силы для самостоятельного исследования, он должен почувствовать "вкус" к работе такого рода, понять, что она помогает ему самостоятельно найти ответы на вопросы, выходы из трудных учебных ситуаций. Именно на уроке он и получает такую возможность. Доминирующие приёмы на уроках в условиях реализации исследовательского метода обучения: сравнение, анализ, синтез, обобщение, выдвижение гипотез, доказательство и опровержение, обсуждение, комментирование, дискуссии. Основными видами практических работ при использовании исследовательского метода обучения - наблюдение, самостоятельная работа над книгой и документами, сбор информационного материала из различных источников. Помимо проблемного ведения уроков базисного компонента учебного плана общеобразовательной школы по традиционным предметам существуют другие формы реализации исследовательского обучения.

Целенаправленная работа по формированию интеллектуальных умений и навыков имеет всегда достаточный резерв. Внеурочная работа учащихся – благоприятная почва для решения этих задач. Поэтому в учебном плане школы в качестве дополнительного образовательного компонента вводятся спецкурсы, факультативные занятия, предметные кружки, индивидуальные и групповые консультации. Так, нами была разработана программа факультативного курса «Я познаю мир», направленная на формирование основ исследовательской деятельности учащихся 1-4-х классов.

Предлагаем разработку занятия факультативного курса для 1 класса.

Конспекты факультативного занятия 1 класс.

Занятие: Развиваем исследовательские навыки

Цели: развивать логическое, наглядно-образное, ассоциативное, творческое мышление, развитие наблюдательности, воображения, речи, внимания, развивать умения классифицировать, умений оценивать события, исследовательских навыков, определять признаки предмета, учить анализировать ситуацию, искать причинно-следственные связи.

Оборудование: наглядно-дидактический и раздаточный материал, настольная лампа или фонарик, чертежная бумага; обычный тетрадный лист; цветная бумага для труда; полиэтилен; кусочки различной ткани

1. Проверка домашнего исследования.

2. Мотивация учащихся на занятие.

3. Развитие логического мышления.

  • На сколько частей можно разделить лист бумаги тремя прямыми линиями? (от 4 до 7)
  • Учитель показал лист бумаги ученику и спросил «Сколько здесь точек?» - «Семь», - ответил ученик. – «Верно», - сказал учитель и передал лист другому ученику: «Сколько здесь точек?» - «Пять», - ответил ученик. И учитель снова сказал: «Верно». Сколько точек на этом листе? (либо на одной стороне листа было 5 точек, а на другой 7. Либо на одной стороне было 5 точек, а на другой 2).

Работа в группах

  • Назовите предмет, про который можно сказать:
    а) белый, сладкий, твердый;
    б) продолговатый, зеленый, твердый, съедобный;
    в) желтый, продолговатый, кислый.
  • Какой предмет обладает одновременно следующими признаками:
    а) пушистый, ходит, мяукает;
    б) гладкое, стеклянное, в него смотрятся, оно отражает.
  • Кто или что может быть:
    а) высоким или низким;
    б) большим или маленьким;
    в) холодным или горячим;
    г) коротким или длинным;

4. Мысленный эксперимент.

«Ребята играли в футбол во дворе. Дима хотел забить мяч в ворота, но удар не получился, мяч сорвался с ноги и попал в окно квартиры на первом этаже. Окно разбилось...».

Представь, что ты:

  • милиционер, идущий мимо;
  • друг Димы;
  • его сестра;
  • бабушка Димы;
  • его папа (или мама) –

и продолжи этот рассказ.

(возможно работа в группах)

5. Практический эксперимент.

Оборудование: настольная лампа (фонарик), чертежная бумага, тетрадный лист, цветная бумага для труда, полиэтилен, кусочки различной ткани.

Для начала проверь, пропускают ли свет:

  • чертежная бумага;
  • обычный тетрадный лист;
  • цветная бумага для труда;
  • полиэтилен;
  • кусочки различной ткани.

Подведи итоги: какие предметы из тех, что обследованы, хорошо пропускают свет, а какие хуже пропускают или не пропускают вовсе?

Попробуй объяснить, почему так.

6. Развитие умений фиксировать результаты поиска.

Чтобы материалы, собранные в ходе исследования, не забылись и не потерялись, взрослый исследователь их обычно записывает.

Мы, чтобы запомнить, можем нарисовать значки. Такие записи называют пиктограммами.

Давайте попробуем представить в виде пиктограммы следующие слова: идти, радоваться, хорошо, написать, слушать, увидеть.

Запишите предложения:

Поговорил с интересным человеком.
Прочитал о зайце.
Понаблюдал за ласточкой.
Услышал веселый рассказ.

Где в жизни применяются такие записи значками-пиктограммами?

7. Итог занятия. Рекомендации к выполнению заданий дома.

Собери как можно больше информации о предмете, который ты хорошо знаешь.

Напомним: чтобы узнать, можно:

  • подумать, что ты сам знаешь об этом;
  • спросить у другого человека;
  • узнать из книг (попроси, чтобы тебе об этом прочитали);
  • посмотреть телепередачу, фильм; заглянуть в компьютер;
  • понаблюдать;
  • провести эксперименты.

Подготовь сообщение и расскажи его тому, кто тебя готов послушать.

Занятие: Муха-чистюха 

Цели: развивать логическое, наглядно-образное, наглядно-действенное, ассоциативное, творческое мышление, развитие наблюдательности, воображения, речи, внимания, памяти, развивать оценивать события, исследовательских навыков, определять признаки предмета, учить анализировать ситуацию, работать с текстом, выделять главное, искать причинно-следственные связи.

Оборудование: наглядно дидактический и раздаточный материал

1. Беседа по домашнему заданию.

2. Мотивация учащихся на занятие.

Учитель. Сегодня утром ко мне в форточку залетела большая муха. Она долго кружила по комнате, жужжала, делала все, чтобы я на нее обратила внимание. Я решила понаблюдать за ней. Что значит – понаблюдать? (ответы детей).

3. Работа с различными информационными источниками.

1 группа – работа с книгами
2 группа – работа с иллюстрациями, репродукциями
3 группа – интервьюеры
4 группа – работа с компьютером, Интернетом.

Задача: найти информацию о мухах, представить ее одноклассникам.

4. Развитие внимания.

Учитель. А потом придумала интересную игру.

Игра «Муха»

Игра позволяет тренировать способность длительно удерживать в сознании зрительный образ.

В центре девятиклеточного поля сидит «муха». Она может совершать движения на одну клетку вправо, влево, вниз, вверх. Обратные движения совершать нельзя. Задачей игроков является: не выпустить «муху» за пределы девятиклеточного поля.

В игре участвуют 2–3 человека. Каждый по очереди называет свой ход перемещения «мухи». Проигрывает тот, кто допускает ход, выводящий «муху» за пределы игрового поля. Когда игра начинается, все игроки видят игровое поле, хотя действия производятся медленно. Пальцем фиксировать движение «мухи» нельзя. Через несколько минут игры девятиклеточное поле закрывается и каждый игрок должен продолжать игру, ориентируясь на свое зрительное представление.

5. Развитие логики

Учитель. Муха садилась на предметы в комнате, перелетала с предмета на предмет и вдруг оказалась на самом краю банки с зеленой краской. Одно неловкое движение – и моя муха стала похожа на лягушонка с крыльями. Она долго пыталась отряхнуться от налипшей краски: махала крылышками, топталась, отряхивала брюшко и недовольно жужжала. Смотрите. Какой рисунок появился на моей скатерти. Найди закономерность и продолжи ряд.

6. Развитие памяти, внимания, речи.

Учитель. Мне стало жалко муху, и я помогла ей отчиститься. Она зажужжала еще громче в знак благодарности, а прислушалась и услышала ее рассказ.

Прослушайте шуточное стихотворение.

МУХА-ЧИСТЮХА (Я. Бжехва)
Жила-была Муха-чистюха.
Все время купалась Муха.
Купалась она
В воскресенье
В отличном
Клубничном
Варенье.
В понедельник –
В вишневой наливке.
Во вторник –
В томатной подливке.
В среду –
В лимонном желе.
В четверг –
В киселе и смоле
В пятницу –
В простокваше,
В компоте
И в манной каше...
В субботу,
Помывшись в чернилах,
Сказала:
– Я больше не в силах!
Ужжасно-жужжасно устала,
Но, кажется,
Чище
Не стала!

В какой день недели Муха купалась в клубничном варенье?

Какой день следует за воскресеньем?

Что делала Муха в этот день?

Назови второй день недели и вспомни, что говорится о нем в стихотворении.

Каким днем обозначена середина недели?

Назови четвертый и пятый день. Вспомни приключения Мухи.

Какой последний день недели?

Назови дни недели по порядку, начиная с воскресенья. А теперь начни с четверга. В какие дни ты не ходишь в школу? Назови пятый день недели. Расскажи, что ты делал в субботу, воскресенье.

7. Итог занятия. Рекомендации к выполнению заданий дома.

Жил-был маленький гиппопотамчик. Многие звери смеялись над ним, что он такой маленький. Больше всех смеялась одна муха. Среди мух она была самая большая. И вот однажды муха села на ветку рядом с гиппопотамчиком и стала его дразнить...

Придумай окончание этой сказки.

Занятие: Здравствуй, ворона!

Цели: развивать логическое, наглядно-образное, наглядно-действенное, ассоциативное, творческое мышление, развитие наблюдательности, воображения, речи, памяти, внимания, мелкой моторики руки, развивать умения находить главное, работать по образцу, по алгоритму, определять признаки предмета, учить анализировать ситуацию, искать причинно-следственные связи, прививать любовь к природе.

Оборудование: магнитофон, запись вороньего гомона, запись видеоролика или иллюстрации о воронах

1. Проверка домашнего исследования.

2. Мотивация учащихся на занятие.

3. Актуализация знаний учащихся.

Прослушивание магнитофонной записи: вороний гомон

Учитель: Чьи это голоса? Предположи, что это за птицы? Это вороны.

Тебе наверняка приходилось видеть ворон. Вспомни и опиши ворону, ее внешний вид и поведение.

Мы напомним, что описать кого-то или что-то – это значит ответить на вопросы:

  • Что это такое?
  • Чем это отличается от других?
  • Чем это похоже на других?

4. Просмотр и анализ видеоролика или серии иллюстраций о воронах.

Учитель: такими вы их себе представляли? (беседа о пользе этой птицы в природе)

5. Работа с различными информационными источниками.

Ворона

  • Географические названия
    ВОРОНА, правый приток Хопра (Пензенская, Тамбовская и Воронежская области). Длина 454 км, пл. водосбора 13,2 тыс. км2. Сред. расход воды в устье 41,5 м3/с, весной в половодье увеличивается в сред. до…
  • Ушаков
    ВОРО'НА, ы, ж. Серая с черным птица, одного семейства с вороном. || перен.Ротозей, зевака (разг.).Эх, ты, в., не заметил, как кошелек украли. ° Ворон считать (разг. фам.) - быть ротозеем. Ворона в…
  • Брокгауз и Ефрон
    Ворона, (Corvus), род воробьиных птиц из сем. воронообразных (Corvidae); к этому роду принадлежат птицы средней величины с толстым черным клювом и с зубоватым вырезом у верхушки верхней челюсти…
  • Морфемно-орфографический словарь
    ворон
  • Словарь синонимов
    ворона см. вялый…
  • Словарь ударений
    воро́на

«Оказывается, вОрон и ворОна – это совершенно разные птицы. Ворон крупнее, он имеет размеры тела 60-65 см, вес более килограмма, перья у него черного цвета с синим или зелёным металлическим отливом. Размах его крыльев достигает 1,3 метра. Ворона имеет меньший вес и размеры 40-45 см. Есть и более тонкие различия, например, голос воронов входит в десятку лучших в дикой природе, в то время как карканье ворон катастрофически немузыкально. И ворон, и ворона принадлежат к семейству врановых, так же как и галки, сороки, грачи, сойки. Выстраивая лесенку животных по уровню интеллекта, человек на следующую за собой ступеньку поставил сразу трех кандидатов: шимпанзе, ворону и дельфина. Наверное, потому, что признать, что ворона умнее обезьяны, просто рука не поднялась. Кстати, пропорция между мозгом и телом у ворон такая же, как у человека и дельфина.

Врановые – самые умные птицы… Вороны правильно определяют значение сигналов светофора – при красном свете спокойно подбирают на дороге трупы животных, сбитых машинами, а при зеленом – улетают. Обычной вороне предлагаются на выбор две кормушки с разным количеством червячков. По опыту она уже знает, что съесть удастся только из одной, потому что другую тотчас уберут. Взглянув на кормушки, ворона почти мгновенно выбирает ту, где червячков больше... Отлично различают, что находится в руках человека – палка или ружье, различают ребенка и взрослого, мужчину и женщину. Но, похоже, это не предел и вороны способны на большее. Они могут совершить нестандартный поступок. Остановиться, оглянуться, оценить обстановку. Вспомнить то, что видели ранее.

Вороны общаются между собой, вороний язык чрезвычайно развит, имеет богатый «словарный запас». В нем есть особые звуки для ухаживания за самкой, обращения к молодняку, сбора, ругани, угроз, сигналов тревоги, бедствия. Иногда несколько птиц издают один звук, в унисон. Для большей громкости. В тех случаях, когда объявлен общий сбор.

Вороны умеют развлекаться. Дразнят кошек и собак. С наслаждением предаются необычным играм. Например, одна ворона взлетает высоко вверх и роняет какой-нибудь предмет, другая подхватывает его метрах в 20-30 от земли и летит вверх. Чтобы оттуда уронить игрушку, в то время как первая ворона несется вниз, подхватывает предмет у самой земли и снова идет на подъем.

Один москвич наблюдал, как на плоской крыше около корта две вороны играли залетевшим туда теннисным мячиком. Они долго и азартно гоняли мяч от бортика к бортику. Наперебой толкали его клювом, неслись вдогонку, катили назад... До тех пор, пока мяч не упал на землю.

Еще одна история. После ремонта в 1985 году куполов храмов Московского Кремля вороны облюбовали их для... катания. Одна за другой они подлетали к макушкам куполов, покрытых сверкающей и гладкой позолотой, и, присев на лапах, скатывались вниз до самой широкой части, расправляли крылья и взмывали в воздух. Орнитологи считают, что врановые были первыми птицами, которые пришли к человеку и стали использовать его деятельность как источник существования...

Вороны необыкновенно хорошо умеют адаптироваться, в том числе и к жизни рядом с человеком. Вороны и грачи сейчас - наиболее массовые врановые птицы городов и поселков. Конечно, хозяином они человека не признают. Но товарищем, равным партнером признать могут. Если человек заслужит!

Кто из нас, услышав крики серых ворон за окном, досадливо не поморщится: «Опять это воронье раскаркалось. Какие противные птицы...» А может быть они видят что-то, чего мы не замечаем, и хотят рассказать нам?» (shkolazhizni.ru/archive/0/n-2036/)

6. Развитие логического мышления.

Учитель: Скажите, вы ничего не заметили? Одна ворона случайно залетела к нам в форточку пока вы работали и испортила мой узор.

  1. Найдите лишнюю фигуру в каждом ряду.

 

  1. Развитие мелкой моторики руки.
    Учитель: Все вороны любят строить гнезда на больших деревьях около человеческого жилья. Давайте поможем им поселиться. Повторите изображение по клеткам.

8. Итог занятия. Рекомендации к выполнению заданий дома.

Найди информацию из различных источников – книг, компьютера, из разговора со взрослыми, телепередач и т. п. о каком-либо животном, растении. Попроси родителей помочь оформить результат поиска.