Исследовательская деятельность учащихся на уроках окружающего мира

Разделы: Начальная школа


Цель: создать организационно-содержательные условия для формирования навыков исследовательской деятельности учащихся.

Задачи:

  • определить уровень сформированности навыков исследовательской деятельности учащихся;
  • определить формы, методы, приёмы работы по формированию навыков исследовательской деятельности;
  • научить учащихся выдвигать гипотезу, собирать и отбирать информацию, проводить эксперимент, описывать результат;
  • научить оформлять и защищать работу.

Мной была разработана программа формирования навыков исследовательской деятельности учащихся начальной школы при изучении окружающего мира. С программой были ознакомлены родители. Они активно участвовали в подготовке и реализации проектов.

Исследовательские проекты широко применяются в ходе изучения курса окружающий мир в начальной школе. При подготовке к изучению раздела «Природные зоны», я заранее даю учащимся задания исследовательского характера по изучению природы родного края.

В ходе работы учащиеся собирают теоретический материал, ведут наблюдения, проводят разнообразные опыты. Я разрабатываю рекомендации по работе над исследовательским проектом и его оформлением.

Затем мы проводим внеклассные мероприятия такие, как «Красная книга Среднего Урала», на которых учащиеся представляют свои исследования.

В 2008 году исследовательская работа моей ученицы «Почему хищные птицы не едят траву?» стала победителем районного конкурса в номинации «Уверенность и находчивость». Исследования проводились в Центре по мониторингу и реабилитации хищных птиц «Холзан».

Изучение окружающего мира через создание исследовательских проектов повышает степень овладения учащимися навыков исследовательской деятельности.

Уровень навыков определялся по следующим показателям:

  • умение работать с различными информационными источниками;
  • умение собирать и представлять информацию по избранной теме;
  • умение планировать, достигать и описывать результат;
  • умение наблюдать и описывать явление;
  • умение выдвигать гипотезу, доказывать её или опровергать;
  • умение оформлять работу;
  • умение защищать работу.

На мой взгляд, данная работа позволяет формированию интереса к изучению природы родного края.

Приложение