Урок-мастерская по произведениям А.С. Пушкина. Тема: "Погружаясь в вальс метели"

Разделы: Русский язык


Цели урока:

  1. закрепить и углубить представление об описании в художественном стиле на материале произведений А.С. Пушкина углубить знания об образных средствах языка.
  2. закрепить навыки работы над сочинением-описанием.
  3. учить мыслить творчески, раскованно и самостоятельно выстраивать своё знание.
  4. развивать индивидуальные творческие способности каждого школьника.

Оборудование: Музыка Г. Свиридова к повести А.С. Пушкина «Метель»; мультимедийный проектор со слайдами:

  1. Если писатель, работая, не видит за словами того, о чём он пишет, то и читатель ничего не увидит за ними. Но если писатель хорошо видит то, о чём пишет, то самые простые и порой даже, стёртые слова приобретают новизну, действуют на читателя с разительной силой и вызывают у него те мысли, чувства и состояния, какие писатель хотел ему передать. К. Паустовский
  2. Памятка «Как работать над сочинением-описанием».
    • подумайте, что вы хотите «нарисовать» словами;
    • какова будет главная мысль вашей зарисовки? Какие чувства вы хотите вызвать у читателя?
    • какие выразительные средства языка вы используете в своей работе?
  3. Рисунки-иллюстрации к произведениям А.С. Пушкина.

ХОД УРОКА

Первый этап.

Вступительное слово учителя:

– В каждом времени года есть своё очарование! Прекрасна и зима. А сколько природных явлений можно наблюдать зимой! Подсказывайте, какие? (мороз, снег, иней, метель)

О метели мы и поговорим сегодня. Наш урок так и называется «Погружаясь в вальс метели». А поможет нам в этом А.С. Пушкин и ваши произведения, которые вы создадите сегодня в нашей мастерской. (запись числа и темы урока.)

– Запишите слово «метель». Дайте толкование этому слову. (Метель – сильный ветер со снегом)

Какие ассоциации возникли у Вас со словом «метель», какими словами вы их можете передать, запишите. (Обмен словами в группах: снег, ветер, метет, вихрь, холодно, замерз, неуютно)

Второй этап.

– Во многих произведениях А.С. Пушкина можно найти описание метели. Из «портфеля ученика» достаньте задание, которое Вам предлагалось выполнить к сегодняшнему уроку, зачитайте.

ЗАДАНИЕ.

  1. В произведениях А.С. Пушкина найдите тексты, в которых изображается картина метели. Нарисуйте её красками.
  2. Какие изобразительные средства использует А.С. Пушкин, рисуя картины метели?
  3. Подумайте, какую роль играет метель?

ПРИМЕРНЫЕ ОТВЕТЫ

«Зимний вечер»

  1. Домик в Михайловском, в котором долгими зимними вечерами беседует А.С. Пушкин со своей няней.
  2. За окном непогода, воет ветер, в окна стучится метель.
  3. Мгла, покрывающая небо, снежные вихри, вой и плач бури – всё это создаёт настроение томительной тоски.

«Зимнее утро»

  1. 1. Это описание вчерашней вечерней непогоды.
  2. Вьюга злилась,небо было мутным, луна – бледным пятном, которое желтело сквозь мрачные тучи.
  3. Метель помогает передать душевное состояние подруги поэта, её печаль. Картина зимней непогоды контрастирует с общей тональностью стихотворения.

«Бесы».

  1. Поэт и ямщик едут в санях, в снежной вьюге они заблудились. Лошади остановились, все дороги занесло снегом, вьюга «слипает» очи ямщику. Он уверен, что это бес их кружит. Снежная буря превращается в фантастическую картину – бесконечную толпу бесов, которые кружатся над санями с жалобным пением.
  2. Непогода передаёт томительные и страшные чувства и переживания, едущих в санях и заблудившихся ночью в снежной вьюге.
  3. Метель вызывает чувство безысходного томления, безвыходной тоски.

– Как одним словом можно назвать фантастическое, нечто таинственное, необъяснимое. (Мистика)

Кому в рисунках удалось передать силу непогоды?

– Что объединяет все описания? (связь человека и природы)

Дополните свои «метельные ассоциации» пушкинскими и на основе этого смыслового поля создайте пейзажную зарисовку.

А что будет, исходя из нашей работы предметом изображения, в создаваемой Вами миниатюре? (метель)

Третий этап.

Написание миниатюры «Метель» под музыку Г. Свиридова.

Зачитать по одной работе из группы, дать оценку.

ПРИМЕРЫ УЧЕНИЧЕСКИХ РАБОТ

«Замела метелица всё вокруг, покрыла землю новым слоем снега. И не разберёшь, что находится вдали, кругом снежное море. Заволокла вьюга всё плотной белой вуалью. Кружатся снежинки в беспорядочном танце под неслышимую человеком музыку ветра. Облюбует себе снежинка веточку большого раскидистого дерева или маленького кустика, да и останется там ненадолго. Но вскоре метель закружит её в быстром вальсе, и нескоро она остановится» Настина О.

«Волшебница зима может подарить нам ясные тихие морозные деньки, а может поругать нас злыми и суровыми метелями. Когда начинается метель, ветер поднимает и закручивает позёмку. Метель стучит в окна, свистит в трубах. Она дико завывает, будто волчья стая. Сильный ветер поднимает и заносит снежную пыль на крыши домов. Земля, воздух и небо превращаются в пучину кипящего снежного пуха, и эта пучина злобно ревёт, свистит, треплет, вертит сверху и снизу, обвивает всё. Метель заметает все дорожки и тропинки, как будто хочет спрятать их от людей» Полторацкая М.

«МЕТЕЛЬ
Наступила зима , и весна к нам нескоро придёт.
На улице стужа, тропинки метель заметёт.
И ветры завоют, и снежные хлопья с сугробов больших
Закружатся между деревьев лесных.
А сами деревья, закутавшись, спят.
Одевшись в пушистый и белый наряд»
Болотина С.

«В метель все дороги заносит снегом, вьюга слипает глаза, злится. Буря кружит снежные вихри. Она воет, как зверь, плачет, как дитя. На мутном небе мчатся, вьются тучи. Ледяной ветер морозит лицо, поднимает пургу, заносит путь снегом. В метели есть что-то фантастическое, необъяснимое, загадочное, таинственное. Как приятно в тепле и уюте наблюдать за шалостями природы» Волкова Д.

Четвёртый этап.

Проблемный вопрос: Почему я Вам предложила такое задание? Почему мы говорим о метели? По мотивам какого произведения написана музыка Г. Свиридова, под которую Вы создавали пейзажную зарисовку?

– Зачитайте описание метели из повести А.С. Пушкина «Метель».

– Почему повесть так называется? (Она сыграла огромную роль в судьбе героев, она является полноправным героем)

Какую роль играет метель в судьбе героев? Запишем в три столбика.

Маша Владимир Бурмин

– Выпишите некоторые слова и словосочетания, помогающие передать взаимоотношения каждого из героев повести с метелью.

Маша Владимир Бурмин
Метель пытается её остановить, но потом всё-таки позволяет ей отправиться в путь и добраться до церкви. Стихия кружит и запутывает совсем, так что он безнадёжно опаздывает. Какая-то сила выталкивает ехать в самую бурю и приводит в ту же церковь, что и Машу.

ВЫВОД: Метель не просто плохая погода, она – живое существо со своим характером и какими-то не совсем ясными целями.

Домашнее задание:

Напишите рассказ « Я попал в метель», включив в него пейзажную зарисовку.