Методическая разработка урока по экономике. Тема: "Внешние экономические эффекты"

Разделы: Экономика


Цель: рассмотреть понятие “внешние экономические эффекты”, определить их виды, проанализировать – какое влияние на данные эффекты и экономику в целом оказывает государство.

Оборудование:

  1. Раздаточный материал:
  • задания – ситуации (4 варианта),
  • задачи № 1 и№ 2,
  • вопросы для дискуссии,
  • листы-планшеты для выявления роли государства.
  1. Плакаты по теме “Спрос и предложение” или рисунки на доске.
  2. Учебники В.С. Автономова “Введение в экономику”, 2004 г. (для каждого учащегося). Учитель может использовать и другие варианты учебников по экономике.

Требуемое время: 1урок (45 минут).

Форма урока: самостоятельная и практическая работа учащихся, элементы эвристической беседы и школьной лекции (комбинированный).

Базовые понятия: спрос, предложение, равновесная цена, закон спроса, закон предложения, дефицит, затоваривание, положительный внешний эффект, отрицательный внешний эффект, налоги, субсидии, общественные товары.

План урока:

  1. Вводное слово учителя.
  2. Актуализация полученных знаний по теме: “Спрос и предложение”.
  3. Изучение нового материала:
  • внешние экономические эффекты и их виды,
  • общественные товары,
  • роль государства в экономике.
  1. Контроль знаний учащихся в ходе изучения каждого соответствующего элемента нового материала.

Ход урока

1. Урок начинается с вводного слова учителя (класс предварительно делится на четыре команды и в ходе урока выявляется самая активная, что оценивается дополнительными баллами).

За время изучения предмета экономика мы познакомились с целым рядом законов, явлений, которые описывают нашу повседневную жизнь. В ней происходит все не само собой, а, как мы уже успели убедиться, подчиняется упомянутым выше законам.

Вопрос: Итак, какие темы мы уже изучили?

Предполагаемый ответ: Темы: “спрос”, “предложение”, “равновесие на рынке”, “конкуренция”, “инфляция”, “безработица”, “деньги”.

2. Сегодня мы продолжим изучение и рассмотрим тему: “Внешние экономические эффекты”. Прежде чем приступить к изучению нового материала, мы должны вспомнить все, что мы можем сказать о понятиях спрос и предложение.

Учитель вызывает учащегося к доске и предлагает проанализировать плакат (или рисунок на доске), иллюстрирующий график спроса с применением всех известных ему по этому вопросу понятий и проставить необходимые обозначения осей.

Аналогичная работа проводится и по “предложению”.

Предполагаемый перечень, фиксируемых учителем понятий: спрос, величина спроса, закон спроса, факторы, влияющие на спрос, предложение, величина предложения, закон предложения, факторы, влияющие на предложение.

Поскольку учащиеся предварительно поделены на четыре команды, предполагается активность учащихся в конкуренции за баллы по окончании урока.

3. Актуализировав свои знания, учащиеся оказываются подготовленными к восприятию нового материала. Учитель организует беседу, подводящую к новому материалу.

Вопрос: Всегда ли то, что полезно производится в достаточном количестве и всегда ли то, что производится – полезно?

Предполагаемый ответ: Есть товары, которые производить и продавать – выгодно, но обществу они пользы не приносят (спиртные напитки). А такой товар как действительно качественное высшее образование – сравнительно редок, но пользуется спросом, следовательно, он в дефиците.

Учитель с помощью бытовых примеров делает проблему еще более доступной для понимания. Присутствие так называемых отличников в классе оказывает на коллектив положительный эффект в плане учебной помощи. А разрешение курить на дискотеке для одних оказывает отрицательное влияние на других.

а) Учитель предлагает записать определения новых понятий:

  • положительный внешний эффект – ситуация, когда деятельность одного экономического субъекта ненамеренно создает выгоды для другого экономического субъекта,
  • отрицательный внешний эффект – ситуация, когда деятельность одного экономического субъекта ненамеренно наносит ущерб другому экономическому субъекту.

В целях закрепления основ данных понятий командам предлагаемся работа с заданиями-ситуациями с последующим их анализом.

Возможные виды заданий-ситуаций:

  • Определите вид внешнего эффекта по заданной ситуации.
  • Какие меры следует предпринять для снижения (если эффект отрицательный) или увеличения (если эффект положительный).

Ситуация. Производство спиртных напитков.

  • Определите вид внешнего эффекта по заданной ситуации.
  • Какие меры следует предпринять для снижения (если эффект отрицательный) или увеличения (если эффект положительный).

Ситуация. Вакцинация против инфекционных заболеваний.

  • Определите вид внешнего эффекта по заданной ситуации.
  • Какие меры следует предпринять для снижения (если эффект отрицательный) или увеличения (если эффект положительный).

Ситуация. Завод, производящий бумагу, стоит на берегу озера Байкал.

  • Определите вид внешнего эффекта по заданной ситуации.
  • Какие меры следует предпринять для снижения (если эффект отрицательный) или увеличения (если эффект положительный).

Ситуация. Повышение уровня образования.

Предполагаемые ответы:

по карточке 1 – отрицательный внешний эффект; ввести высокие налоги, квоты на объемы производства, что вызовет рост цен на спиртные напитки и отказ части населения от их употребления. Однако данное последствие имеет и свою отрицательную сторону – переход населения на потребление суррогатов, следовательно, все эти действия должны сопровождаться и еще какими-то мерами. Последняя проблема может быть задана для разработки в качестве домашнего задания.

по карточке 2 – положительный внешний эффект; введение дотаций государством для того, чтобы население было заинтересовано в вакцинации как в дешевой или бесплатной услуге.

И так далее по остальным заданиям.

Итак, проблемой является снижение отрицательного и увеличение положительного воздействия эффектов. Это, как мы уже выяснили в ходе анализа, возможно, сделать при помощи налогов и субсидий соответственно. Но это наши теоретические предположения, а так ли это на практике? Проверить мы это можем при помощи решения задач

Учащимся предлагается текст задачи № 1.

На рынке меда наблюдается положительный внешний эффект. Производители яблок стали выплачивать производителям меда фиксированную сумму за каждый дополнительный улей 20 рублей. При этом предложение меда задано функцией Q=2P-100, а функция спроса на мед имеет следующий вид Q=500-2P. Как это событие отразится на рынках меда, яблок и труда сборщиков яблок.

Попутно учитель вводит правило: в условиях налогообложения в заданное выражение вносятся изменения как ( Р – Х), где Х= величина налога по условию. И, наоборот, в условиях субсидирования в заданное выражение вносятся изменения как ( Р + Х), где Х = величина субсидии.

Ответы:

  • Цена до введения субсидии =150 рублей, количество до введения субсидии =200 кг.
  • Цена после введения субсидии = 140 рублей, количество после введения субсидии = 220 кг.

Анализируя полученные ответы, видим, что в условиях субсидирования ульев, цена меда снизилась, а его сбыт возрос. Таким образом, правительство, введя субсидию, добилось частичного роста положительного внешнего эффекта на рынке меда и яблок, так как их урожайность выросла из-за роста количества пчел.

Далее учащимся предлагается подобная задача № 2 для самостоятельного решения и закрепления полученных навыков.

На рынке сигарет, которые производит табачная фабрика, наблюдается отрицательный внешний эффект. При этом спрос на сигареты задан выражением Q=310-3P, а предложение сигарет задано выражением Q=30+4P. Правительство ввело налог с производителя в размере 8,75 рублей на каждую единицу продукции. Как это событие отразится на рынке сигарет. (Количество измеряется в тысячах.)

Ответы:

  • Цена до введения налога = 40 рублей, количество до введения = 190 тысяч пачек.
  • Цена после введения налога = 45 рублей, количество после введения налога = 175 тысяч пачек.

Анализируя полученные ответы, видим, что в условиях налогообложения цена действительно возросла, и как следствие высокой цены сбыт данного товара сократился. Таким образом, правительство, вводя налог на производителей сигарет, добилось частичного сокращения отрицательного внешнего эффекта.

б) Существуют товары и услуги, которые несут только положительный внешний эффект, но производить их не выгодно. Учащимся предлагается зачитать текст учебника стр. 108 ( где дается теоретическое обоснование приведенной выше проблемы – если учитель использует иной учебник, то он задает аналогичный для изучения материал из него) и убедиться в этом на приведенных примерах.

Учащимся предлагаются карточки с вопросами для дискуссии, а после ее проведения записывается определение нового понятия:

общественные товары и услуги – это товары и услуги, между потребителями которых нет конкуренции, а их производители не могут воспрепятствовать его потребление не оплатившим его лицам.

Вариант карточки.

Общественные товары и услуги:
  • национальная оборона
  • плотины и дамбы
  • защита милиции
  • городские парки
  • прогнозы погоды
  1. Как вы думаете, кто должен оплачивать данные товары и услуги и почему? Можно ли гарантировать, что пользоваться данным товаром будут только те, кто их оплатил?
  2. Какой вид внешнего эффекта несут своим существованием данные общественные товары и услуги?

Предполагаемый ответ: Содержание национальной армии оплачивает государство а, следовательно, все мы благодаря уплаченным нами налогам. В случае посягательства на государство невозможно гарантировать, что проблемы обойдут именно тебя стороной как гражданина данного государства. Данный общественный товар несет положительный внешний эффект (аналогично анализируются и остальные пункты).

Таким образом, мы определили, что оказывать корректирующее влияние на эффекты должно государство.

в) О роли государства в экономике мы, так или иначе, говорим на каждом уроке, подходя к ней то с одной, то с другой стороны. Учитель обращает внимание учащихся на схему роли государства в экономике.

Роль государства в экономике:

  • предоставление общественных товаров и услуг;
  • поддержание конкуренции;
  • обеспечение законодательной базы;
  • перераспределение доходов;
  • стабилизация экономики;
  • корректировка внешних эффектов.

Вопрос: О каких из приведенных на схеме пунктах мы уже говорили и знаем?

Предполагаемый ответ: Поддержание конкуренции, предоставление товаров и услуг, корректировка внешних эффектов.

4. К остальным пунктам мы обратимся на последующих уроках, а сейчас учащимся предлагается работа с листами-планшетами (данный вид раздаточного материала готовится учителем с использованием статей из изданий периодической печати; статьи комплектуются на одном листе А4 и нумеруются), где из представленных статей периодической печати предлагается выделить и обосновать указанные выше изученные роли государства в экономике. В ответе учителем проверяется правильность соответствия номера статьи и вида роли государства.

По окончании урока учитель определяет самую эффективную команду, оценивает работу наиболее активных учащихся и делает вывод о том, что цель урока выполнена – было рассмотрено понятие “внешние эффекты”, были определены их виды, а так же были проанализированы некоторые составляющие роли, которые государство играет в экономике.

Домашнее задание может быть составлено из следующего:

  • решить задачи, аналогичные рассмотренным на уроке;
  • подготовить листы-планшеты для команд-соперников;
  • ответить на дискуссионный вопрос указанный выше в тексте конспекта урока;
  • изучить дополнительный материал, предоставляемый учебником.