Элективные курсы и творческие проекты учащихся в преодолении хемофобии

Разделы: Химия


Элективные курсы – обязательные для посещения курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы.

Метод проектов - педагогическая технология, позволяющая учащимся получить новые знания; научиться ориентироваться в информационном пространстве; научиться анализу, сравнению, сопоставлению фактов; научиться работать в группе; развить критическое и творческое мышление.

Хемофобия к изучению предмета химии в школьном курсе возникла, на наш взгляд, с одной стороны, в связи с ростом загрязнения окружающей среды и перспективами экологической катастрофы, с другой стороны, обусловлена низким уровнем химической и экологической образованности населения. На уровне химического образования это отразилось снижением числа часов, отводимых на изучение химии в средней школе. Снизился конкурс на химические специальности в средне-специальных и высших учебных заведениях. Учебники перегружены большим количеством информационного материала, а время на его изучение и закрепление очень ограниченно. Как показали результаты анкетирования, учащиеся обычно считают, что химия – не интересна; одни формулы; ничего конкретного; нет смысла зубрить электронное строение атомов и молекул; то, что мы учим в школе никому в жизни не пригодится; от химии один вред и загрязнения.

С целью выявления уровня знаний в вопросах прикладного применения химии и личного отношения к этой науке проведены социологические исследования среди различных категорий взрослого населения и школьников 11 класса г. Саратова.

Результаты анкетирования показали, что потенциал химии как учебного предмета, способного вызвать интерес учащихся огромен, однако в ходе изучения курса этот интерес постепенно снижается. На территории г. Саратова и Саратовской области работает большое число химических предприятий, которые совершенствуют свою технологию, расширяют ассортимент выпускаемой продукции.

Однако, как показали результаты анкетирования, население не знает, что производится в регионе с применением химических технологий. На вопрос: «Что производится на предприятиях, использующих химические реакции и химические технологии, в Саратовской области?» - получены ответы (в процентах от опрошенных): нефтепродукты – 30; стиральные порошки – 17; волокно – 16; стекло – 15; резина – 13; минеральные удобрения – 12; пластмассы – 10; различные химикаты – 9; средства бытовой химии – 9; пищевые продукты – 7; аккумуляторы – 7; электроэнергетика (АЭС) – 6; оружие – 4.

Такие вещества и материалы как: аммиак, бутан, краски, каучук, силикаты, циановодород, полиэтилен, косметика, парфюмерия, лекарства, нитраты и мор для насекомых, холодильники, детали машин, канцтовары, ПВХ-окна, подшипники, спирт, метан, керамика, кожа, колготки, носки – названы по одному, иногда – по два раза. Многие из этих ответов вообще не соответствуют действительности, другие – отражают только поверхностное представление респондентов о сути вопроса. Определенные закономерности в ответах на вопросы анкеты в зависимости от профессии, уровня образования, пола и возраста опрошенных не найдены (и учителя, и медики, и рабочие, и студенты нехимических специальностей отвечали на вопросы примерно одинаково).

Следует отметить, что в современных условиях возникло серьезное противоречие. С одной стороны, в обществе наблюдается интенсификация научных исследований, рост производств, в основе которых лежат химические процессы и знания. Провозглашена идея и уже выделены огромные средства на широкое внедрение в стране нанотехнологий. Вследствие этого возрастает востребованность общества в специалистах, обладающих глубокими знаниями, умениями и навыками в области химии, физики и биологии. С другой стороны, в стране "процветает" хемофобия, а уровень подготовки выпускников школы по естественным наукам, в частности по химии, не только не удовлетворяет растущие потребности общества, но даже снижается. Об этом свидетельствует результаты анкетирования учащихся 11 классов.

На вопрос «Какие химические производства функционируют в Саратовской области?» от 20 до 40% учащихся дали неверные ответы. Уровень остаточных знаний, выявленный у выпускников по различным вопросам химии, также оставляет желать лучшего. Низка доля учащихся, которые выбирают химию в качестве единого государственного экзамена.

Исходя из полученных результатов исследования можно сделать выводы: учащиеся не имеют достаточно ясного представления о химических производствах, о профессиях химика, химика-инженера, технолога, лаборанта и т.д. Следовательно, профессиональный интерес к химии, как к будущей профессии у них не возникает, что несомненно вызовет в скором времени дефицит специалистов химического профиля.

На наш взгляд, для решения сложившейся проблемы необходимо:

  • пересмотреть число учебных часов, отводимых на изучение химии, за счет региональных и школьных возможностей;
  • учителям химии более сознательно и целенаправленно выбирать учебник для изучения предмета в школе;
  • школам следует более ответственно подойти к выполнению требований Государственного образовательного стандарта. В первую очередь это относится к выполнению лабораторных опытов, практических работ и проведению учебного химического эксперимента;
  • оформление, оборудование и весь облик химического кабинета должны способствовать преодолению хемофобии;
  • шире внедрять элективные курсы с включением творческих работ учащихся, раскрывающих значение химических веществ и реакций в производстве, окружающей среде, быту;
  • необходимо скорректировать учебные планы и содержание дисциплин при подготовке учителей химии в вузах и во время переподготовки и аттестации работающих учителей.

Особая роль, на наш взгляд, в преодолении хемофобии принадлежит элективным курсам и творческим проектам учащихся по химии, которые позволят эффективно удовлетворять индивидуальные запросы учащихся, определять наклонности и развивать их творческие способности.

Для этого необходимо шире использовать на занятиях элективного курса самостоятельный химический эксперимент, межпредметные связи, постоянно практиковать постановку проблемных, нестандартных вопросов и дополнительных творческих исследований и заданий (в том числе, домашних). Крайне важно то, чтобы эти занятия не превращались в скучное продолжение меловых уроков химии или «натаскивание» учащихся на сдачу экзаменов.

Помочь в решении этих задач может метод проектов – образовательная технология, нацеленная на приобретение учащимися новых знаний в тесной связи с практикой, формирование у них специфических умений и навыков посредством системной организации проблемно-ориентированного учебного исследования. Метод проектов открывает большие возможности для приобретения личного и профессионального опыта, способствует углублению общеобразовательной подготовки учащихся, так как изучаемый материал рассматривается в контексте более широкого спектра проблем, позволяет выработать у учащихся стремление и умения самостоятельно добывать и использовать знания, отстаивать свою точку зрения, дает возможность приобрести коммуникативные навыки и умения.

Для подтверждения высказанных положений студентами кафедры химии и методики обучения химического факультета Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского разработаны и внедрены во время педагогических практик в школах области элективные курсы и проектные работы учащихся. Наибольший успех имели следующие элективные курсы: «Заглянем в нашу аптечку» (курс посвящен химии лекарств, анализу лекарственных средств органической и неорганической природы), «Из чего мы состоим?» (в курсе поднимаются вопросы об элементах и соединениях, из которых состоит организм человека, вопросы обмена веществ в организме), «Охрана природы» (курс о актуальных на сегодняшний день экологических проблемах), «Понемногу о многом» (курс знакомит учащихся с химическими соединениями, применяемыми в быту), «Химия красоты и здоровье человека» (курс посвящен косметическим средствам, веществам и соединениям, входящим в их состав), «Чем мы дышим и что мы пьем» (курс о составе атмосферного воздуха и воде), «Что у нас на завтрак» (в курсе поднимаются вопросы о химическом составе молока, меда, хлеба, чая, кофе, шоколада), «Электрический ток и химия» (курс, посвященный электрохимии, электролизу, аккумуляторам). Учащиеся выполняли многочисленные исследовательские проекты: «Нитраты и их роль в живом организме» (этот проект посвящен изучению свойств нитратов, их получению, растениям), «Кислотность почв» (проект ориентирован на практические опыты по исследованию кислотности почв), «Вода» (в проекте поднимаются вопросы о круговороте, о агрегатных состояниях воды и о загрязнении воды) и т.д.

Ежегодно несколько дипломных работ выпускников кафедры химии и методики обучения химического факультета посвящены разработке и апробации профильных элективных курсов. Например, курс «История химии» предполагает усвоение основ истории химической науки, понятий, законов и теорий; расширение и углубление химических знаний; овладение специальными практическими умениями и навыками в области химии; развитие познавательных и мыслительных способностей учащихся. Кроме системного изложения фактов, к каждому этапу развития химии предложен соответствующий эксперимент познавательно-занимательного содержания <Приложение 1>.

Благодаря элективному курсу «Агрохимия в школе» учащиеся знакомятся со свойствами почвы, её составом, строением и видами, а также с основами мелиорации почв, удобрениями и правилами их применения.

Элективный курс «Введение в фармацевтическую химию» способствует приобретению устойчивых навыков работы с нагревательными приборами, весами, мерной посудой и реактивами, ознакомлению с составом и свойствами целого ряда лекарств, учащиеся учатся самостоятельно проделывать фармацевтические анализы некоторых лекарственных препаратов и оценивать результаты, сравнивая их с величинами, соответствующими требованиям Государственной фармакопеи. В качестве объектов исследования в курсе отобраны известные лекарственные средства, химическое строение и свойства которых легко анализируются на основе школьного курса химии.

Анкетирование учащихся и педагогическое наблюдение за их работой над творческими проектами с элементами самостоятельного исследования в виде химического эксперимента показали, что элективные курсы химического профиля значительно повышают интерес учащихся к химии, расширяют их кругозор в области естествознания, способствуют увеличению числа школьников, планирующих в дальнейшем поступать в вузы на химические специальности.

Таким образом, преодоление хемофобии среди учащихся возможно лишь совместными усилиями чиновников от образования, преподавателей вузов и учителей химии общеобразовательных учебных заведений.