Внеклассное мероприятие по физике и информатике "Физика вокруг нас"

Разделы: Физика, Информатика


Цели:

  1. Способствовать актуализации ведущих знаний.
  2. Формировать умения анализировать, выделять главное, сравнивать, самостоятельно и оперативно применять знания, а также уметь работать в группе, т.е. помогать друг другу и уметь контролировать свои действия.
  3. Воспитывать аккуратность, добросовестность, прививать интерес к изучаемому предмету.
  4. Способствовать развитию навыков сознательного и рационального использования ЭВМ в своей учебной деятельности.

Оборудование: интерактивная доска, компьютеры.

Об игре: игру я провожу в рамках недели точных наук. Время проведения - ноябрь. Данная игра дает всегда положительные результаты: она актуализирует знания, поднимает интерес в учебе, вызывает массу чувств (ведь занятие проходит с высоким эмоциональным накалом, работают все: и участники команд, и болельщики). После проведения данной игры убеждаешься в том, что в процессе соревнования учащиеся проявляют много активности, смекалки и конечно творчество.

Участники игры: две команды – по 8 человек, они должны иметь название, эмблему и визитную карточку ( все это выполняется в виде презентации в MS PowerPoint и делается это заранее, т.е. до игры).

1. Конкурс–презентация (представление команд). В него входят презентации выполненные в MS PowerPoint, которые должны содержать в себе информацию о названии команды, эмблеме и визитную карточку с информацией по физике. При оценке учитываются остроумие, оригинальность, юмор, отражение физического содержания. Максимальное число очков за выступление – 4 балла. На данный конкурс можно отвести 10 минут (по 5 минут для каждой презентации).

2. Конкурс « Отгадай слово». Командам на интерактивной доске высвечивается 2 кроссворда, в которых после правильных ответов на вопросы можно прочитать слово, находящееся в заштрихованных клетках. Максимальное число очков за каждый кроссворд – 7 баллов; отводимое на работу время – 5 минут.

Вопросы к кроссворду для первой команды:

  1. Свойство твердого тела восстанавливать форму и объем после прекращения действия силы? (упругость)
  2. Мельчайшая частица вещества, сохраняющая его химические свойства? (молекула)
  3. Способ передачи тепла, связанный с переносом вещества? (конвекция)
  4. Вещество, сжигаемое для получения теплоты? (топливо)
  5. Знак для обозначения числа? (цифра)
  6. Действие для проверки правильности теоретических рассуждений? (опыт)
  7. Изображение знака препинания , выражающего восторг, восклицание? (!)

По вертикали в заштрихованных клетках: «умницы!»

Вопросы для второй команды:

  1. Мельчайшая частица вещества? (атом)
  2. Газовый процесс, происходящий в электрической лампе накаливания? (изохорный)
  3. Тонкая трубка, по которой жидкость поднимается под действием силы поверхностного натяжения? (капилляр)
  4. Прибор для определения точки росы? (гигрометр)
  5. Переход вещества из жидкого состояния твердое? (отвердевание)
  6. Процесс получения жидкости из газа? ( конденсация)
  7. Синоним слова «эксперимент»? (опыт)

Слово по вертикали: «молодцы».

Для интерактивной доски загружается документ подготовленный в MS Word. (Приложение №1.)

3. Конкурс « Встреча капитанов». Капитаны получают задание, которое состоит из создания таблицы в MS Word. Таблица должна состоять из двух столбцов: 1 – портрет ученого физика, 2 – закон, который им был открыт. Учащиеся в данном конкурсе не только должны знать известных физиков, но и уметь работать с таблицей в MS Word, а также пользоваться методом выделения текста и вставки его в таблицу. Каждому капитану предлагается по 5 описаний законов и папка с портретами, они должны правильно расположить для каждого описания свой портрет. За каждое правильное совпадение капитан получает 1 балл, в итоге можно набрать по 5 баллов максимально. На данное задание можно отвести 10 минут.

Для капитана 1 команды.

  1. Он был рыцарем Почетного легиона, получил звание сенатора и графа. Наполеон не упускал случая посетить заседания Французской академии наук, где он выступал. Он изобрел электрическую батарею, пышно названную «короной сосудов». (Алессандро Вольта)
  2. Он стал академиком в 39 лет, причем в избрании не играли ни малейшей роли его работы по магнетизму и электричеству. Он славился своей рассеянностью. Про него рассказывали, что однажды он с сосредоточенным видом варил в воде свои часы 3 минуты, держа яйцо в руке (Ампер).
  3. Он – один из первых ученых, работавших на войну, и первая жертва войны среди людей науки. Круг его научных интересов: математика, механика, оптика, астрономия. Он – крупный изобретатель. Его изобретения широко известны. С одним из его открытий мы сталкиваемся почти каждую неделю (Архимед).
  4. Он открыл один из важнейших количественный закон цепи электрического тока. Он установил постоянство силы тока в различных участках цепи, показал, что сила тока убывает с увеличением длины провода и с уменьшением площади его поперечного сечения. Он нашел ряд из многих веществ по возрастанию сопротивления (Георг Ом).
  5. Он создал теорию, в которой впервые упоминается термин «электромагнитное поле». Он предсказал существование электромагнитных волн и не дожил до их открытия (Джеймс Максвелл).

Для капитана 2 команды.

  1. Он изобрел универсальный тепловой двигатель – паровую машину, сыгравшую большую роль в переходе к машинному производству. В честь него бала названа единица мощности (Джеймс Уатт).
  2. Он первым сформулировал закон прямолинейного распространения света. Он написал свой самый главный труд «Начала», состоящий из 15 книг. Оказал огромное влияние на развитие математики (Евклид).
  3. Он родился в год смерти Галилея. Родился он очень слабым и был так мал, что его можно было искупать в большой пивной кружке. Им были открыты основные законы классической механики, открыл дисперсию света, хроматическую аберрацию, исследовал интерференцию и дифракцию, построил зеркальный телескоп и также открыл закон всемирного тяготения (Исаак Ньютон).
  4. Он был изобретателем и предпринимателем, организатором и руководителем первой американской промышленно-исследовательской лаборатории. Автор свыше 1000 изобретений. Он изобрел фонограф, патрон к электрической лампочке, обнаружил явление термоионной эмиссии (Т.А.Эдисон).
  5. Он открыл один из важнейших законов электричества в 1785 году, используя для этого крутильные весы. Прием, использованный им, лишний раз доказывает, что изобретательность человеческого ума не знает границ (Шарль Кулон).

Для данного конкурса нужно использовать: Приложение № 2 или Приложение№2а, Приложение №3.

4. Конкурс болельщиков. Этот конкурс проводится в то время, пока капитаны выполняют свое задание. Он состоит из вопросов по физике. За каждый правильный ответ болельщик получает 1 балл и отдает его в пользу своей команды. Отвечает тот, кто вперед поднял руку и это фиксирует жюри.

Вопросы для болельщиков:

  1. Химический элемент, используемый в технике, но в виде самородков в природе не встречающийся? (алюминий)
  2. Кто в России изобрел трансформатор? (П.Н.Яблоков)
  3. Какой прибор измеряет напряжение? (вольтметр)
  4. Почему уменьшается количество воды, если сосуд с водой оставить открытым? (испарение)
  5. Какую температуру имеет кипящая вода в чайнике? (100°С)
  6. Предполагается, что родина этого изобретения Китай? (ракета)
  7. Для изучения закономерностей свободного падения тел он использовал наклонную башню в г. Пиза? (Галилео Галилей)
  8. Ему первому удалось увидеть строение части скелета живого человека? (В.К.Рентген)
  9. Кто, не учившись, говорит на всех языках? (эхо)
  10. В печь положить – вымокнет, в воду положить – высохнет.? (свеча)
  11. Без глаз, а слезы проливает ? (оконное стекло)
  12. Небесная лошадь скачет, из-под ног огонь сыплется? (гром и молния)
  13. Французский физик и химик, открывший один из газовых законов? (Гей-Люссак)
  14. В каких единицах измеряется импульс в Международной системе? (1 Н·с)
  15. Древнегреческое название янтаря? (электрон)

5. Конкурс «Художников». Командам раздается по 5 загадок по физике, они должны ответы изобразить в виде рисунков в графическом редакторе Paint. В полученной картинке должен присутствовать художественный смысл, т.е. картинка должна бить законченной. На данный конкурс отводится 15 минут.

Вопросы-загадки для первой команды:

  1. В нее льется, из нее льется, сама по земле плетется. (река)
  2. Летит орлица по синему небу, крылья распластала, солнышко застлала. (туча)
  3. По синему морю белые гуси плывут. (облака)
  4. Летит огневая стрелка, никто ее не поймает: ни царь, ни царица, ни красна девица. (молния)
  5. Поднялись врата, всему миру красота. (радуга)

Вопросы-загадки для второй команды:

  1. Зимой греет, весной тлеет, летом умирает, осенью оживает. (снег)
  2. Я вода, да по воде же и плаваю. (лед)
  3. Белая морковка зимой растет. (сосулька)
  4. Черная кошка лезет в окошко. (ночь)
  5. В синем небе светляки, не дотянешь к ним руки. Один большой светляк загнулся, как червяк. ( звезды и Месяц)

Командам, как и в первом конкурсе, можно дать загадки на интерактивной доске в виде документа, подготовленного в MS Word. (Приложение №4) В данном конкурсе учитывается правильность ответов, оригинальность, смекалка, целостность картины. Наибольшее количество баллов – 5.

Итог: в заключительной части данного занятия подводятся итоги всей игры. Жюри подсчитывает общее количество баллов для каждой команды. Призы вручаются победившей команде.