Урок биологии. 8-й класс. Тема: "Строение легких. Газообмен в легких и тканях".

Разделы: Биология

Класс: 8


Цель: создать условия для изучения строения легких и газообмена в легких и тканях.

Задачи:

  1. изучить строение легких в связи с их функцией
  2. выяснить физиологические причины газообмена в легких и тканях
  3. взаимосвязь дыхательной и кровеносной системы
  4. гигиенические выводы о необходимости борьбы за чистоту воздуха.

Воспитательная цель: заботиться о чистоте воздуха, значении проветривания помещения для своего здоровья и окружающих.

Развивающая цель: продолжать формировать, вырабатывать умения систематизировать, сравнивать, развивать навыки коллективной работы на единую цель.

Оборудование: таблицы, рисунки, кусочек легкого, приборы для газообмена, известковая вода.

I. Мотивация

Дыхание – жизненно необходимый процесс. За всю жизнь человек вдыхает 380 тысяч м 3 воздуха. За 1 час сна – 15 - 20 литров воздуха, при физической работе – 45 - 60 литров воздуха, при тяжелой работе – до 120 литров воздуха. Сегодня на уроке мы должны выяснить, как строение легких обеспечивает данный процесс, как организм освобождается от накопления СО2 и обогащается О2, почему человечество должно заботиться о чистоте воздуха.

II. Воспроизведение материала

  1. Каково значение дыхания?
  2. Показать органы дыхательной системы (через какие органы воздух попадает в легкие?).
  3. Биологическая задача: “В холодном и сухом воздухе вследствие расширения кровеносных сосудов набухает слизистая оболочка. Какое значение имеет этот рефлекс?”
  4. Почему кролики, которые по ходу опыта дышали в стеклянные трубочки, вставленные в ноздри, заболевали воспалением легких?
  5. Показать круги кровообращения (где начинаются и где заканчиваются круги кровообращения).

III. Новый материал

Что вы знаете об органах дыхания животных? Стр.78, рис.19

Сравните историческое развитие органов дыхания у позвоночных животных.

1 – исходная форма, 2 – строение легких лягушки, 3 – легкое ящерицы, 4- легкое черепахи, 5 – увеличенная деталь легкого человека.

Кто видел легкие животного?

Опыт: а) эластичные

б) бросить в воду- не тонут (легкие)

в) после рождения человека легкое всегда заполнено воздухом и плотно прилегает к стенкам грудной полости (чем объяснить эти свойства легкого?)

Каково его внутреннее строение?

Работа с учебником. Стр.139

Прочитать о строении легких, выписать выделенные

Термины.

На доске: плевра

плевральная полость

плевральная жидкость

альвеолы – тонкостенные легочные пузырьки.

1200 гр.

700 млн. альвеол

S – 60-120 м2

Больше поверхности тела в 40 – 70 раз.

Огромная поверхность легких обеспечивает более полный контакт Кислорода с кровью.

Опыт: дышим на зеркало, стекло.

Через легочный пузырек выделяется СО2 , испаряется вода.

IV. Решить проблему.

Без пищи человек может прожить месяц, без воды – 7-10 дней, без воздуха – 5 – 10 минут. Кто объяснит почему?

Проанализируем таблицу. Отличие вдыхаемого воздуха от выдыхаемого?

воздух О2 % СО2 % Азот %
вдыхаемый 21 0,03 79
выдыхаемый 16 4 79
альвеолярный      

Почему в выдыхаемом воздухе О2 содержится больше, чем в альвеолярном?

(при выдохе к альвеолярному воздуху примешивается воздух, который находится в органах дыхания, в воздухоносных путях).

Опыт с известковой водой. Что он доказывает?

Что дальше происходит в легких?

Кислород в легких из альвеолярного воздуха переходит в кровь, а СО2 из крови в легкие.

Переход газов из воздуха в жидкость, а из жидкости в воздух происходит за счет разницы парциального давления этих газов в воздухе и жидкости.

Парциальное давление – часть общего давления, которое приходится на долю данного газа в газовой смеси. Чем выше % содержания газа в смеси, тем выше его парциальное давление.

Атмосферный воздух – смесь газов, его давление 760 мм рт.ст.

Каково давление основных газов в воздухе?

О2 – 21 % - 159 мм рт.ст.

СО2 – 0,03 % - 0,2 мм рт.ст.

N – 79 % - 600 мм рт.ст.

Поэтому в легких О2 из альвеолярного воздуха переходит в кровь. Движение газов идет по закону диффузии. Газ из среды с высоким давлением переходит в среду с меньшим давлением. Происходит газообмен в легких. О2 соединяется с гемоглобином эритроцитов, кровь приобретает алую окраску и направляется в левое предсердие, а СО2 и Н2О удаляет из легких.

Рис. на стр.142-143

При вдохе альвеолы растягиваются, их поверхность достигает до 100 м2 и скорость диффузии СО2 из крови в 25 раз больше, чем О2.

НВ + О2 НВО2

НВ + СО2 НВСО2

Газообмен в тканях – Кто объяснит?

В тканях распадается оксигемоглобин. Этому способствует СО2 , который

1) уменьшает способность гемоглобина связывать О2

2) в тканях t выше, чем в легких, также уменьшает связь гемоглобина с О2.

Кислород поступает в тканевую жидкость и в ткани, а СО2 в виде карбоксигемоглобина в легкие, где распадается и выдыхается.

(анализ рисунка)

Пример: люди гибнут от недостатка О2 в организме, окруженные самым чистым воздухом.

1875 г. – воздушный шар “Зенит”, 3 воздухоплавателя достигли высоты 8000 м

(1 живой).

( на высоте 7-8 км артериальная кровь по своему составу близка к венозной. Все ткани испытывают недостаток О2 , что приводит к тяжелым последствиям, подъем выше 5000 м нужно пользоваться кислородными приборами).

Как организм может приспособиться к пониженному содержанию О2 в атмосферном воздухе?

а) углубленное дыхание

б) увеличение эритроцитов в крови

в) усиление сердечных сокращений (приведет к увеличению минутного объема крови).

V. Обсудить проблему “Значение состава воздуха для здоровья человека”.

VI. Предложите гигиенические требования к чистоте воздуха.

а) влажная уборка

б) проветривание помещения

в) пыле-, газоуловители

г) сжигание ядовитых веществ

д) поливка улиц

е) создание машин на новых видах топлива

ж) озеленение улиц.

VII. Групповая и индивидуальная работа.

№ 1

Почему у человека единственным органом газообмена служат легкие?

№ 2

Почему на большой высоте (7-8 км) нужно пользоваться для дыхания кислородным аппаратом?

№ 3

У человека работающего в условиях повышенного давления (под водой) азот начинает переходить в кровь и ткани, накапливается в суставах. Объясните, в связи с этим, почему водолазов медленно поднимают на поверхность?

№ 4

Какое условие необходимо для газообмена в легких, кроме протекания крови через легкие?

№ 5

Почему, несмотря на постоянное сжигание большого количества топлива и использования кислорода для дыхания, его количество в атмосфере Земли не уменьшается?

№ 6

Используя термины, составить текст: газообмен в легких, тканях, дыхание, кислород, альвеолы, оксигемоглобин, обмен веществ, чистота воздуха, углекислый газ.

№ 7

Составить синквейн

  1. Легкие.
  2. Эластичные.
  3. Газообмен, удаляют, растягиваются.
  4. Легкие – парный орган.
  5. Альвеола.
  1. Газообмен
  2. Нужны, необходимы.
  3. Удаляет, снабжает, очищает.
  4. Газообмен бывает в легких и тканях.
  5. О2

Рефлексия

“Не знал”

“Узнал”

“Теперь я понимаю”

Домашнее задание.

  1. придумать автомобиль, который не будет загрязнять окружающую среду
  2. просчитать сколько автомобилей проходит по основной трассе за 1 час
  3. составить свои рекомендации, предложения по охране чистоты воздуха
  4. нарисовать листовку, плакат.