Нетрадиционные методы развития мелкой моторики рук детей с нарушениями зрения и тяжелыми нарушениями речи

Разделы: Общепедагогические технологии, Школьная психологическая служба


 «Рука – вышедший наружу мозг», - писал Кант. Что он хотел сказать этим? Ни много, ни мало, а именно то, что все глубинные психологические процессы, осознанные или неосознанные, отражаются в положении наших рук, жестикуляции, мелких движений пальцев.
Учёные, изучая деятельность детского мозга, психику, отметили большое стимулирующее значение функции руки. Установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. И если развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие.

 Чаще всего задержка речевого развития тяжело сказывается на общем развитии ребёнка, не позволяет ему полноценно общаться и играть со сверстниками, затрудняет познание окружающего мира, отягощает эмоционально – психическое состояние ребёнка. Однако, если вовремя помочь ребёнку, постоянно использовать все способы развития, активизации речи, эти серьёзные проблемы можно успешно решить.
Умелыми пальцы становятся не сразу. Игры и упражнения, пальчиковые разминки помогают детям уверенно держать карандаш и ручку, самостоятельно заплетать косички и шнуровать ботинки, лепить, мастерить подарки своим близким.

 Итак, если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребёнка, отпадут проблемы обучения не только в первом классе, но и в дальнейшем. В процессе деятельности мышцы рук выполняют три основные функции: органов движения, органов познания, аккумуляторов энергии (и для самих мышц, и для других органов).
В настоящее время проблеме развития мелкой моторики уделяется достаточно много внимания. Но каждый творческий педагог пробует внедрять в свою коррекционную работу как традиционные, так и нетрадиционные методы и приёмы для развития мелкой моторики у детей с проблемами физического развития.

Создавая кружок «Тестопластика», мною в первую очередь преследовалась терапевтическая цель – развивать мелкую ручную моторику и зрительное восприятие у детей с тяжелыми нарушениями речи и зрения.

 Перед началом занятий я провела обследование детей, используя методику Н.В. Серебряковой, Л.С. Соломаха: «Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения». Следуя требованиям специфики нашего дошкольного учреждения, обследование провожу по следующим разделам:
1. Состояние ручной моторики:

  • Точность движений
  • Темп движений
  • Синхронность движений правой и левой руки
  • Переключаемость от одного движения к другому

2. Особенности зрительного восприятия:

  • Восприятие сенсорных эталонов (цвет, форма, величина)
  • Зрительное внимание
  • Зрительная память

Обследование провожу два раза в год - в сентябре и в мае месяце.
После первичного обследования развития речи и зрительного восприятия детей, пришла к выводу, что состояние развития ручной моторики у многих детей, имеющих нарушения зрения и тяжелые нарушения речи, неудовлетворительное. Имеется двигательная расторможенность, неловкость, неполная точность движений, недостаточный объём и плохая переключаемость внимания, нарушения восприятия цвета и формы, наличие леворукости.

 Результаты обследования позволили мне наметить задачи работы кружка с учетом зоны ближайшего развития детей и особенностей их психофизического развития:

  •  Развивать мелкую ручную моторику;
  • Формировать сенсорные эталоны формы, цвета и величины, развивать тактильную чувствительность рук;
  • Знакомить со свойствами материала;
  • Развивать речь, умение грамматически правильно строить предложения;
  • Обучать приёмам лепки: от одного куска теста отрывать небольшие куски, раскатывать круговыми и прямыми движениями ладоней, защипывать и оттягивать края;
  • Учить соединять детали с помощью воды;
  • Развивать навыки лепки простых форм (цилиндра, палочки, диска, шарика и т.д.) и на их основе формировать умение изготавливать из теста сложные предметы (овощи, фрукты и т.д.);
  • Совершенствовать эстетический вкус, воспитывать аккуратность в работе;
  • Формировать умение доводить начатое дело до конца.

 При составлении программы и перспективного плана работы кружка «Тестопластика» опиралась на следующие нормативные документы:

  1. «Программа специального коррекционного учреждения IV вида» (под редакцией Л.И. Плаксиной, Москва, 2003 г.).
  2. Методика И.А. Лыковой «Лепим из глины, пластилина, теста». Москва, 2007 г.
  3. Т.С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» Москва, 2005 г.

 Тестопластика – лепка декоративных изделий из солёного теста, состоящего из натуральных компонентов. Техника лепки богата и разнообразна, и при этом доступна даже маленьким детям. Работа в этой технике способствует развитию мелкой моторики рук, глазомера, чувства ритма и такта, художественного вкуса, а также вызывает интерес к народному творчеству.

В условиях Полярной ночи длительность занятий кружка рекомендуется сократить до 25 минут.

Приложение