Урок по теме "Путешествие в Бразилию" (7-й класс)

Разделы: География

Класс: 7


Цель: формирование страноведческих знаний об особенностях природы, населения и хозяйственной деятельности Бразилии на основе применения всех тех общеземлеведческих понятий, знаний о связях и закономерностях, которыми учащиеся овладели ранее. Совершенствование приемов работы с различными географическими картами, таблицами, схемами, документами, картинами, видеофильмами.
Развитие у учащихся интереса к истории, культуре, обычаям, традициям народов других стран. Обучение приемам создания «образа страны».
Воспитание на лучших достижениях мировой культуры.

Оборудование: учебник для 7 класса «География материков и океанов» под редакцией Коринской В.А., Москва, «Дрофа» 2008г., атлас, тетрадь, физическая карта Южной Америки, социально-экономическая карта Южной Америки, политическая карта мира.
Картины: «Амазонская низменность», «Бразильское плоскогорье».
Видеофильм «Карнавал в Рио-де-Жанейро».
Песня «На далекой Амазонке» , сл. Р. Киплинга, муз. Берковского, Синельникова.
Дидактический материал: таблицы, схемы, документы, карточки, тесты, рисунки.
Наглядно-иллюстрированный материал: продукция сельскохозяйственного производства.
Выставка книг (серия «Я познаю мир»).

Тип урока: комбинированный, урок-путешествие.

Ход урока.

I. Подготовка учащихся к восприятию темы.

Учитель: «Географические открытия всегда привлекали к себе внимание жителей Земли. Особенно любознательные из них не тратили время даром, а садились в лодки или сани (а то и попросту пешком), и пускались в опасные путешествия по воде и по суше. Возможно, их девизом были следующие строки:

«Мы жаждем, обозрев под солнцем все, что есть,
На дно твое нырнуть – ад или рай – едино! –
В неведомую глубь - чтоб новое обресть».

Сегодня, ребята, мы тоже отправляемся в путешествие, только заочное, за новыми знаниями.
Попробуйте определить маршрут нашего путешествия, послушав песню».
Звучит песня « На далекой Амазонке».

Вопрос классу: «Итак, куда мы с вами отправляемся?»
Ответ: «В Бразилию».

Учитель: «Путешествуя по Бразилии, мы с вами узнаем…»
Далее знакомлю учащихся с планом работы на уроке.

1. История открытия.
2. Особенности географического положения.
3. Удивительные природные условия.
4. Население.
5. Три столицы Бразилии.
6. Хозяйственная деятельность.
7. Проверь свои знания.
8. Овощи - путешественники.
9. Подведение итогов. Домашнее задание.

Пожелание учащимся со стороны учителя: «Будьте в нашем путешествии внимательны, активны, старайтесь успешно преодолевать все трудности».

II. Изучение нового материала.

1. История открытия.

Учитель: «Первой ступила на землю Бразилии португальская экспедиция в 1500году.»
Вопрос классу: «Кто ее возглавил? Выберите правильный ответ:
Педру Кабрал
Джеймс Кук
Давид Ливингстон».
Ответ: «Педру Кабрал».

Учитель: «Португальцы искали новые пути в Индию. Они двигались, не приближаясь к африканским берегам. И обнаружили не Индию, а неизвестную землю, которую назвали «Землей старого креста».
Учитель: «Внимание на карту!» ( Физическая карта Южной Америки).
Вопрос классу: «Какое природное явление в южной части Атлантического океана на 17º ю.ш. изменило маршрут экспедиции?»
Ответ: «Теплое Бразильское течение».
Учитель: «Открытые Кабралом земли были провозглашены владениями Португалии. Это была новая португальская колония».
Вопрос классу: «Что такое колония?»
Ответ: «Колония – это страна, лишенная хозяйственной и политической самостоятельности».
Учитель: «Португальцы мечтали о грудах золота и драгоценных камней. Однако их поиски не увенчались успехом. Самым ценным, по мнению португальских переселенцев, было дерево, которое и дало название стране ».
Задание классу: «Обратитесь к документу. Возьмите карточку №1. Прочитайте текст и ответьте на вопрос: «Как называлось это дерево? В чем его ценность?»

См. Приложение1: «Документы». Карточка №1.

Вывод учителя: «Итак, на политической карте митра появилась новая страна, у Португалии - новая колония, которую назвали Бразилия».

2. Особенности географического положения.

Учитель: «В наше время Бразилия - одна из самых развитых и богатых природными ресурсами стран Южной Америки».

Задание классу: «Возьмите сравнительную таблицу «Площадь и численность населения государств Южной Америки». Определите, какое место на материке по площади и численности населения занимает Бразилия?»

См. Приложение2: «Таблицы», (таблица №1).
Ответ: первое.

Далее вывешиваю две таблицы, в которых указано семь стран – лидеров по площади и численности населения (в мире).

См. Приложение2: «Таблицы», (таблицы №2 и №3).

Вопрос классу: «Какое место в мире по эти показателям занимает Бразилия?»
Ответ: пятое.
Учитель: «Обратимся к политической карте мира. На территории Южной Америки вместе с Бразилией 13 государств.
- С какими из них Бразилия имеет общую границу по суше? Покажите на карте.
- С какими из стран не имеет общей границы по суше? Покажите на карте.
- Докажите при помощи карты, что Бразилия - это морская страна».

После полученных ответов делаем вывод: «Огромная площадь, многомиллионное население, протяженная береговая линия, много стран соседей, с которыми можно сотрудничать – все это важные условия для успешного развития страны».

3. Удивительные природные условия.

Учитель: «На такой большой территории, которую занимает Бразилия, природа необыкновенно разнообразна, но все природные комплексы можно объединить в две крупные области. Как они называются? Покажите их на карте».
В помощь вывешиваю две картины: «Амазонская низменность», «Бразильское плоскогорье».
Учитель: «До 1 млн. туристов ежегодно посещают красивейшие места Бразилии и встречаются с необычными природными явлениями. Некоторые из них вам предлагается объяснить, работая в парах по вариантам».

Учащимся предлагаются варианты: а, б, в, г, д.
На обсуждение дается одна минута.
Далее учащиеся поочередно читают вопросы и отвечают на них.
Допускаются дополнения и корректировка ответов со стороны слушающих.

Вариант а: на юге Бразилии текут две большие реки – Парана и Уругвай. И самой Паране и ее притокам приходится постоянно « спрыгивать» с бесчисленных уступов, поэтому на Паране множество водопадов. Почему?
Перед ответом на этот вопрос предлагаю учащимся полюбоваться водопадом Игуасу.

  

     

Вариант б: путешествуя по Бразилии я наблюдала на одной из рек такое явление: огромная волна высотой 5 метров со скоростью 5 – 7 м/сек. С сильным гулом мчалась вверх по реке, заливая берега и производя разрушения.
На какой реке это было? О каком явлении идет речь? Какова его причина?
Вариант в: вернувшись из Рио-де-Жанейро, мой друг рассказал, что Новый год там встречают летом. Температура воздуха достигает +30°С. Возможно ли это?
Вариант г: путешествуя по бразильской сельве, мы наблюдали такую картину: местные жители подсекали стволы некоторых деревьев и стекающий по лоткам сок белого цвета собирали в специальные емкости. Как называется это дерево? Для чего собирают сок?

Вариант д: «У этой рыбешки зубки
Почище любой мясорубки!
И только такая прелесть,
Зевая, откроет челюсть,
Бежит все живое с купанья
С криком: «Спасайтесь!»
Как называется эта рыба?

После ответов на эти вопросы подвожу итог: «Ребята, об этих и многих других необычных природных явлениях южноамериканского континента можно узнать из книг школьной библиотеки, которые есть на нашей выставке. Эти книги расскажут вам так же много нового и интересного о народах, населяющих Бразилию». (Обращаю внимание на книжную выставку в кабинете).

4. Население.

Учитель: «Население Бразилии отличается сложным составом.
Кто живет в Бразилии?
Внимание на схему!»
Вывешиваю на доске плакат со схемой.

См. Приложение3: «Схемы».

Предлагаю классу вопросы к схеме:
а) представители, какой расы относятся к коренному населению?
б) представители, каких рас относятся к пришлому населению?
в) как называют потомков от браков европейцев и негров?
г) как называют потомков от браков европейцев и индейцев?
д) как называют потомков от браков индейцев и негров?
Ответы на вопросы №3, 4, 5 в схеме закрыты. Открываю их при правильных ответах.

Учитель: «Внимание на карту: определяем районы проживания различных групп населения Бразилии. Индейцы и метисы живут на севере и западе страны. Европейцы и мулаты – на востоке и юге. Бразильцы относятся к одному из самых многочисленных народов мира. Кто же такие бразильцы? Слушаем репортаж нашего специального корреспондента из Бразилии».

Выступление (рассказ) ученика, получившего опережающее задание.

См. Приложение4: « Выступления учащихся по опережающему заданию». Бразильцы.

Учитель: «Большая часть населения Бразилии проживает в городах (78%). За всю историю развития страны у нее было три столицы»

5. Три столицы Бразилии.

Учитель дает задание классу: кто быстрее по карте в атласе определит эти три столицы по географическим координатам.
12ºю.ш. и 38ºз.д.
22ºю.ш. и 43ºз.д.
16ºю.ш. и 48ºз.д.
Проверка задания.
Учитель: «Первые португальцы, доплывшие до берегов Бразилии, поселились на Атлантическом побережье. Здесь они построили первый город и первую столицу страны – Сальвадор. ( Показываем на карте). Второй столицей с 1763 года стал город Рио-де-Жанейро (январская река), расположенный на берегу бухты Гуанабара. Мы отправляемся на экскурсию в этот город».

Выступление (рассказ) ученика, получившего опережающее задание.

См. Приложение4: «Выступления учащихся по опережающему заданию». Рио-де-Жанейро.

     
Учитель: «Что такое карнавал?
После обсуждения делаем вывод: карнавал – это вид искусства, вобравший в себя сразу несколько направлений: танец, музыку, песни. Это самое яркое зрелище Рио-де-Жанейро. Это четыре дня безудержного веселья, когда стирается грань между бедными и богатыми. А город разделяется только на группы масок. Простые люди могут целый год отказываться от отдыха и удовольствий, лишь бы накопить денег на новый и оригинальный карнавальный костюм. В дни карнавалов из всех громкоговорителей гремит самба. На празднике нет зрителей. Все – участники и очень много туристов из разных стран мира.
Сейчас мы переносимся на несколько минут в Бразилию на карнавал (просмотр фрагмента видеофильма). После просмотра вам предлагается ответить на вопрос: «Элементы культуры, какой расы наиболее ярко выражены в карнавале?»

■ Просмотр фрагмента видеофильма.

Ответ на поставленный вопрос: «Бразильский карнавал – это не что иное, как измененная церемония коронации африканских вождей. Самбу, которую танцуют на карнавале, впервые исполняли негры-рабы».

     

Учитель: «В 1955 году принимается решение о строительстве новой столице. Ею стал город Бразилиа, расположенный близко к географическому центру страны. Почему принимается такое решение?
Воспользуйтесь карточкой №2. Из пяти вариантов ответа, выберите правильные на ваш взгляд».
а) она должна была стать подлинно национальным центром страны;
б) для защиты от морских разбойников (пиратов);
в) для освоения плодородных земель, добычи полезных ископаемых в центре страны;
г) так как в Рио-де-Жанейро часто происходят разрушительные землетрясения;
д) чтобы усилить развитие отсталых и удаленных северных районов.
Правильные ответы: а, в, д.
Далее следует рассказ ученика, получившего опережающее задание, о современной столице Бразилии.

См. Приложение4: «Выступления учащихся по опережающему заданию». Бразилиа.

  

Учитель: «Познакомившись с населением и столицами Бразилии, мы переходим к изучению хозяйства этой страны. В настоящее время экономика страны быстро и успешно развивается».

6. Хозяйственная деятельность.

Задание классу: «Вам сейчас предстоит выполнить практическую работу по определению основных видов хозяйственной деятельности бразильцев. При выполнении работы пользуйтесь комплексной картой Южной Америки. Работаем в группах. Каждая группа получает задание».

См. Приложение5: «Задания для практической работы по определению видов хозяйственной деятельности».

На обсуждение вопросов в группах дается две минуты.
В процессе обсуждения вопросов учащиеся, получившие опережающее задание, делают дополнение.

См. Приложение4: «Выступления учащихся по опережающему заданию». Экономика Бразилии.

Учитель: «Многочисленные и разнообразные полезные ископаемые используют для развития отраслей промышленности. В Бразилии много промышленных городов. Но, пожалуй, главный из них: Сан-Паулу, город – труженик, в котором создают и морские, и речные суда, и самолеты, и автомобили, и ЭВМ».

  

Учитель: «Бразилия – сейчас самая развитая страна на материке. В настоящее время между Россией и Бразилией наступил новый этап взаимоотношений.
Послушаем сообщение о визите президента России в Бразилию».

См. Приложение4: « Выступление учащихся по опережающему заданию». Визит в Бразилию.

Учитель: «Итак, наше путешествие в Бразилию завершилось. Бразилия – это не первая страна, с которой мы познакомились. Вам сейчас предлагается сравнить две страны: Австралийский Союз и Бразилию».

7. Проверь свои знания.

Учитель: «Работа будет выполняться по вариантам. Первому варианту нужно назвать признаки, характерные для Австралийского Союза. Второму варианту – для Бразилии. Ответ – ключевое слово».

См. Приложение6: «Тест».

Учащиеся при правильном выполнении работы получают ключевые слова: 1 вариант – Канберра; 2 вариант – Бразилиа.

8. Овощи – путешественники.

В заключительной части урока предлагаю учащимся узнать овощи и растения, разложенные на блюде: помидор, перец, картофель, подсолнечник, кукурузу, тыкву.
Учащимся предлагаются вопросы: «Выращивают ли эти овощи в нашей местности?
Где родина этих растений?
Какой русский ученый во время длительных экспедиций по разным материкам изучал культурные растения, а также центры их происхождения?»
Ответы сопровождаются показом на карте стран, ставших родиной предложенных овощных культур.

9. Домашнее задание.

После подведения итогов урока предлагается домашнее задание разного уровня сложности:
1) пересказ §46; 2) сравнительная характеристика Бразилии и Аргентины по типовому плану с использованием карт атласа и §46; 3) сравнительная характеристика Бразилии и Перу по типовому плану с использованием карт атласа и §46 - §47.